Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по ФЭМП во 2 младшей группе»
ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Цель:
обобщить, закрепить и систематизировать знания детей полученные в течение года.
Задачи:
-закрепить знания сравнивать предметы путем приложения; принимать выражения "сколько", "столько", "поровну".
-закрепить знания о геометрических фигурах.
-закрепить обобщающие понятия (фрукты, овощи, дикие и домашние животные)
-уточнить представления детей о детенышах домашних животных.
-продолжать закреплять умение детей образовывать существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-совершенствовать умение употреблять в речи существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
-развивать мелкую моторику.
-способствовать эмоциональному сближению детей.
-доставить детям радость, удовольствия от совместной деятельности.
Оборудование: колобок; театральные куклы: медведь, волк, заяц, лиса; «ковер", демонстрационный и раздаточный материал, домашние и дикие животные, овощи и фрукты, пластилин.
Ход занятия:
1) Организационный момент:
-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами погостим в стране сказок с помощью волшебного ковра. Но, беда! Волшебный ковер порвался, надо починить. Давайте, попробуем: надо лоскутки по форме, по цвету на место поставить. (геометрические формы)
Дид. Игра "Волшебный ковер"
-Ковер готов к полету, присаживайтесь поудобнее, закрыли глаза.
(спокойная музыка)
2) -Вот, и мы в стране сказок! Ой, катится кто-то (колобок)
-Мы попали в сказку "Колобок". Катится, катится колобок, а на встречу ему идет, кто (медведь)
-Медведь говорит:"Колобок, колобок! Если, ты с моей задачей не справишься, то я тебя съем! "Колобок испугался, он ведь в садик не ходил, задачи решать не умел и заплакал. Может мы ему поможем (да)
-Слушайте, вот какое задание приготовил медведь: (на полотне демонстрационный материал:3 цветочка и 2 пчела, те же раздаточные на столе каждому)
-Что вы видите (цветочки и пчелы)
-Ребята, чего больше6цветочков или пчел (цветочков)
-А как вы узнали (приложили)
-Кто покажет?
-Правильно (да)
-Ребята, а что нужно сделать, чтобы было одинаково (добавить пчелу)
-Теперь что скажете (Поровну, сколько бабочек, столько пчел)
-Молодцы! Медведь колобка отпустил, обрадовался колобок покатился дальше, а на встречу идет, кто (волк)
3) -Да, и волк приготовил задание. Он перепутал все животные, давайте поможем в этом разобраться. Сначала надо уточнить: животные, которые живут в лесу как называются (дикие)
-А какие домашние (которые живут с хозяевами)
Дид. игра: "Найди домик"(классификация животных)
-Как лисе ласково обращаемся (лисичка)
-а как зайцу (зайчонок)
-а волку (волчонок)
-Давайте ласково попросим волка, чтоб он отпустил колобка.
-Волчонок отпусти, пожалуйста, колобка.
-Волк стал добрым и хочет с вами поиграть.
4) Физ. минутка
(отгадываем загадку, имитируя в ответ)
*"Иго-го" заржал ребенок
значит это (жеребенок)
* Чей-то маленький сынок
вдруг залаял, я гав- гав (щенок)
* Хрю-хрю-хрю
захрюкал вдруг ребенок,
значит это (поросенок)
* Мяу-мяу-мяу мяукает ребенок
это маленький (котенок)
*Бе-бе-бе заблеял вдруг ребенок
это маленький (ягненок)
-Волк говорит спасибо, радуется, что вы все его загадки отгадали. А колобок покатился дальше, на встречу ему идет кто (заяц) Заяц тоже приготовил задание. У него в корзине угощения и он приготовил игру.
5) Дид. Игра "Что лишний"
-А теперь, от овощей отделяем фрукты.
Дид. игра" Разложи овощи и фрукты по корзинам правильно"
-Давайте, с зайкой поиграем.
6) Физ. минутка
"Зайка серенький сидит (сидеть на корточки)
и ушами шевелит (уши показать)
Зайке холодно сидеть (трут ладоши)
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять (встают)
Надо зайке поскакать (подскок)
Кто-то зайку напугал (хлопок)
Зайка прыг и убежал (садятся на место)
-Спасибо говорит зайка и отпустил колобка, а колобок покатился дальше, на встречу идет, кто (лиса). Лисичка тоже ждет колобка с заданиями. Она хочет узнать, знаете ли вы:
7) -Где находиться тигр (около кубика)
-Где находиться яблоко (на кубике)
-Где находиться мяч (под машиной)
-Где находиться стул? (за столом)
-Ой, молодцы справились с заданиями. А лиса громко плачет, теперь она должна отпустить колобка, а она не хочет. Давайте, ребята из пластилина вылепим ей колобка (давайте)
8) Лепка
-Лисичка, вот тебе мы лепили колобков, принимай в подарок.
А нам пора обратно в группу. Присаживаемся в волшебный ковер, закрыли глаза. (Музыка)
-Вот и вернулись в группу.
-Ребята, где мы были? Что мы там увидели? Какие задачи решали? Вам понравилось?
-На этом занятие завершается. Спасибо всем.
«Как мы Гномам помогали»
Цель: Формирование всестороннего развития детей, закрепление и обогащение полученных знаний.
Создание поисковой ситуации, решение игровой задачи.
Предварительная работа
Работа с основными цветами спектра, геометрическими фигурами, фруктами, овощами;
Занятия на ориентацию в пространстве, развитие мелкой моторики, вкусового и слухового восприятия;
Беседа о временах года, дикие и домашние животные;
Отгадывание загадок.
Словарная работа
Весёлый, грустный, колючий, хитрый, трусливый,
Материалы для занятия
Гномики, мягкие игрушки медведь, лиса, белка, ёж, заяц и их детёныши, ёлка, 4 мольберта с иллюстрациями остановок, стол с муляжами овощей и фруктов, разнос, тарелка, яблоко, лимон, сумка, мешок, стульчики по количеству детей имитация автобуса, квадраты разного цвета большие и маленькие, игрушки, клей, кисточки, детали в форме маленьких кругов разного цвета и 2 больших треугольника желтого и зелёного цветов.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М. А Васильевой; «Школа семи гномов»
Ход занятия:
1. Организационный момент. Игровая мотивация
Воспитатель с детьми заходят в группу, и обращают внимание на необычный мешок, который шевелится.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой необычный мешок, да он ещё и шевелиться. Может он волшебный, давайте посмотрим, что там лежит.
Воспитатель открывает мешок и смотрит, кто там сидит.
- Ой, ребята тут загадка ну-ка дайте мне отгадку.
"Здесь весёлая игрушка, а зовут его - (Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята! Я Петрушка. Очень рад видеть вас. Какие вы все нарядные, как я! Ребята, а пришёл я к вам не один, а со своим другом, которого вы очень хорошо знаете. А ну-ка, ребята, отгадайте-ка мою загадку:
«Он в зелёном колпачке,
И с улыбкой на лице,
Помогает нам трудиться,
Заниматься, веселиться! »
-Кто это? (Гномик)
Воспитатель: Петрушка, мы знаем, что наш Зелёный гномик всегда улыбается. Правда, ребята? Но сегодня мы видим, что он грустный. Ты не знаешь почему?
Петрушка: Конечно, знаю! Он потерял своего старшего братца Жёлтого гномика, он пошёл гулять и заблудился.
Воспитатель: Не печалься, Зелёный, в твоей беде, мы с ребятами поможем! Правда, детки? (Да)
2. Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений
Петрушка: А на чём же мы туда можем добраться? Пешком-то далеко, да и устанем. Ответы детей: виды транспорта.
Воспитатель: Я приглашаю всех отправиться в путешествие на сказочном автобусе.
Петрушка: А где мы возьмём билеты на автобус?
На отдельно стоящем, заранее подготовленном столе, лежат квадраты разных цветов – билеты на автобус. Дети подходят и берут по одной фигуре, называют их название и цвет.
Заранее расставлены стулья в две колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены, квадраты тех же цветов.
Воспитатель: Но прежде чем сесть в автобус, нам необходимо решить, кто на каком месте поедет. Ребята, найдите место с такой же фигурой, как и ваш билетик.
Р/и «Билеты на автобус»:
Воспитатель: Дети, а какого размера геометрические фигуры у вас в руках? (маленькие). А на стульчиках (большие) .
Петрушка: А я не знаю, какая у меня фигура!
Воспитатель: А давайте мы покажем Петрушке, как сравнить фигуры! Измерение способом наложения, дети сравнивают с цветом и размером, занимают свои места. Гномик на протяжении всего занятия путешествует вместе с детьми.
Петрушка: Все сели, ни кого не забыли, ну, тогда в путь. Петрушка едет за рулём. Дети поют песенку «Мы едем, едем в далёкие края».
Петрушка: Первая остановка - «Магазин».
Д/и «Магазин»:
Дети выходят из автобуса. На столе приготовлен разнос – фрукты и овощи, разрезанные яблоко и лимон. Детям предлагается выбрать овощи для борща, назвать их. Назвать фрукты, которые остались на разносе, попробовать и определить на вкус лимон и яблоко.
Петрушка: Вижу я: и фигуры вы знаете и цвета, даже овощи и фрукты различать умеете, вот сколько овощей на борщ мне набрали! А играть-то вы умеете?
Физминутка «Дружно мы идём»
Ну, я вижу – вы устали.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали.
И на месте побежали,
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Петрушка: Ну, вот, и играть вас Гномик научил. Молодцы ребята!
Воспитатель: А теперь нам и пора ехать дальше! Все садимся на свои места.
Едут дальше.
Петрушка: Остановка «Лесная полянка». Пассажиры, выходим из автобуса!
Д/и «Лесная полянка»
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ребята скажите, а какое сейчас время года?
Ответ детей весна. Весной солнышко светит ярко, травка зеленеет, появляются листочки на деревьях. Смотрите, какие высокие и большие деревья (поднять руки вверх, в стороны) Сравниваем деревья. Как красиво кругом! Прислушайтесь, что вы слышите? Птички поют, листва шумит. Давайте сядем на полянку и прислушаемся.
Фонограмма звуков природы.
Петрушка: Мне кажется, я слышу, что-то ещё. Да, кто-то плачет. Посмотрим по сторонам, кто же это. Я не вижу ни кого.
Воспитатель: Показывает игрушки диких животных.
Дети отвечают:
- Это маленький бельчонок.
- Кто у бельчонка мама? - Белка.
- Где живут белка и бельчонок? – На дереве.
- Это колючий ежонок.
- Как зовут маму? - ежиха
- Где живут ежиха и ежонок? – В травке.
- Это мама Лиса.
- Как называется детёныш Лисы? – Пушистый лисёнок.
- А где лиса и лисёнок живут? – В норе.
- Ну а это кто маленький, пугливый? – Зайчонок, а мама - зайчиха.
- Зайчиха и зайчонок живут? – Под кустиком.
- А кто весёлый, косолапый? - Медвежонок, мама – медведица.
- Как называется домик медведицы и медвежонка? – Берлога.
- А как мы их всех называем? – Дикие животные.
Петрушка: Ой, ребята, ну какие же вы все умные! Но кто, же это всё время плачет? Давайте посмотрим.
Находят за деревом Жёлтого гномика.
Петрушка: Да это же старший братец нашего друга Зелёного!
Ура! Дети, мы его нашли!
Воспитатель: Смотрите, как обрадовались наши братцы! Теперь мы все вместе отправляемся в наш любимый детский сад.
Петрушка: А как же он называется? «Ромашка». Пассажиров прошу занять свои места.
Едут с песней «Мы едем, едем в далёкие края».
Петрушка: Последняя остановка «Детский сад».
Воспитатель: Ребята, а что мы делаем в детском саду? Ответы детей (кушаем, играем, спим, гуляем) А ещё мы занимаемся. И сегодня мы с вами сделаем подарки для наших гномиков – праздничные шапочки.
Коллективная работа «Шапочки для Гномиков».
Дети совместно с Петрушкой, и воспитателем делают из цветной бумаги праздничные шапочки для гномиков.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы посмотрим интересный мультфильм про наше путешествие.
Просмотр мультимедийной презентации «Как мы Гномам помогали»
Воспитатель: Но самое главное, что мы помогли нашему другу Зелёному гномику в его беде! В благодарность за это, Жёлтый гномик, останется с нами и будет всегда помогать нам играть, заниматься и веселиться, так же, как помогал его младший брат! Но, Зелёному пора с нами прощаться, он пойдёт к другим маленьким деткам, им тоже нужна его помощь.
Петрушка: Ну, вот и мне пора уходить. Мне сегодня было очень интересно и весело с вами, я столько много узнал! А тем, кто мне нравиться, я всегда дарю подарки:
-От весёлого Петрушки-
Вам забавные игрушки!
До свидания, ребята! Дети прощаются с Гномом и Петрушкой.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, молодцы! Давайте скажем нашим гостям - до свидания. Приходите ещё к нам в гости.
«Три медведя»
П РОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Развитие речи:
вспомнить содержание русской народной сказки «Три медведя» (имена медведей, что они хотели сделать с Машей). Предложить детям новый вариант развязки сказки- медведи добрые и приглашают Машеньку и ребят к себе в гости;
развивать связную речь;
закрепить у детей знание известных им стихов и желание их рассказывать;
2. Ознакомление с окружающим:
перечислить приметы весны;
закрепить понятия «фрукты - овощи»; учить классифицировать продукты по эти признакам;
закрепить с детьми название взрослых диких животных и их детенышей, место их обитания (медведица-медвежонок, берлога, волчица-волчонок, лиса-лисенок, ежиха - ежонок, нора, белка - бельчонок, дупло)
картонные трафареты вагонов и геометрические фигуры: прямоугольник, круг, квадрат;
картинки с изображением взрослых животных и их детенышей;
2 кастрюли;
2 корзины;
картонные грибы (большие и маленькие);
макеты цветов (красный, желтый, синий, белый);
бумажные бабочки таких же цветов;
макеты деревьев;
ЛИТЕРАТУРА
1. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», Т.И. Бабаева.
2. «Комплексные занятия в II младшей группе детского сада» Т.И. Бондаренко.
3. «Развиваем восприятие (3-4 года)» А. Левина. Издательство ОЛМА- ПРЕСС Экслибрис 2004 год.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Их встречает воспитатель, на руке, у которой кукла, Маша (кукольный театр). Маша здоровается с ребятами и знакомится с детьми по именам. Маша говорит, что хотела бы попасть в лес, можно ли сейчас это сделать? Дети отвечают: «Конечно можно, ведь наступила весна». Кто-то из детей читает стихотворение: К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы таят под ее ногами. Черные проталины на земле видны, Видно очень теплые ноги у весны. Воспитатель: ребята, давайте назовем приметы весны: Растаял снег; Солнышко яркое и теплое; Появились насекомые; Распускаются листочки; Люди сменили теплую одежду на боле легкую; Зеленеет трава. Маша интересуется, на чем поедем в лес? Воспитатель отвечает, что на поезде. 1. задание. Дети собирают вагончики поезда из геометрических фигур, прямоугольника, квадрата, круга. Вместе с детьми воспитатель делает сам паровоз. После выполнения задания дети во главе с воспитателем становятся в «поезд». Паровоз кричит: «дуду! Я иду, иду, иду! А вагоны стучат, А воны говорят: «так-так, так-так, так-так, так-так». Остановка «Веселая поляна» Воспитатель: «Машенька, а к кому же мы в гости приехали?» Маша: «К трем медведям». Воспитатель и дети боятся. Воспитатель: «Ребята, а вы помните сказку про трех медведей? Как их звали?» Дети: «Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка». Воспитатель: «Что хотели сделать медведи с Машенькой?» Дети: «Поймать и съесть». Маша: «Нет, нет. В нашей сказке все наоборот. Наши медведи мои друзья и они ждут нас в гости». 2. задание Воспитатель замечает, что к дому медведей ведут две дороги. Дети определяют на глаз, что одна короткая, а другая длинная. Воспитатель ребята по какой дороге мы попадем к медведям быстрее - по длинной или по короткой. (По короткой) Гости подходят к дому, их встречает большой медведь Михайло Иванович. Здоровается с детьми. Медведь хвалится, что у них с Настасьей Петровной весной появился мишутка. Медведь: «А вы знаете, как называются детеныши лесных животных?» 3. Задание
Показываются картинки с изображением взрослых животных и их детенышей. Нужно их объединить в пары, назвать место их обитания (белка – бельчонок, дупло; медведица – медвежонок, берлога; волчица – волчонок, лиса – лисенок, нора; ежиха – ежонок и т. д.) дети заходят в дом. Там Настасья Петровна собирается варить обед – борщ и компот. 4. задание Дети должны рассортировать продукты по их назначению – овощи в борщ, фрукты в компот. В конце дети перечисляют, что лежит в обеих кастрюлях. Появляется маленький Мишутка. Он очень любит играть. Предлагает ребятам выполнить следующее задание. 5. задание «Помоги сесть бабочкам на цветочки». На поляне макеты цветков красного, белого, синего и желтого цвета. У каждого ребенка бабочка определенного цвета. На слова: «Раз, два, три – бабочка лети!» дети сажают бабочку на цветок таково же цвета. 6. Задание
В лесу растут большие и маленькие грибы. В большую корзину дети собирают большие грибы, а в маленькую – маленькие. После выполнения задания подводится итог, каких грибов мало, а каких много. Медведям очень понравились ребята (какие они умные, сообразительные). Они благодарят Машу за то, что она привезла ребят к ним в гости. Медведи дают детям угощенье и прощаются с ними. Поезд отправляется в детские сад. Занятие заканчивается.