Образовательная программа дошкольного образования. Технология проектирования на основе требований ФГОС, 2014 г.
Дорн М.В., Чуракова Р.Г., Соломатин А.М.
Перечень художественной литературы:
Николай Носов «Незнайка».
Ход занятия:
I часть «Мотивационно – побудительная»
Воспитатель: Стук в дверь, воспитатель открывает дверь. Заходит почтальон с письмом. «Дети посмотрите, нам принесли письмо. Посмотрим от кого?» Воспитатель, открывает письмо и говорит, что к нам сейчас придет гость. Из письма достает карточки с буками и цифрам. «А кто это, мы сейчас с вами узнаем благодаря этим карточкам. На каждой карточке с одной стороны цифра, с другой стороны буква. Предлагаю вам составить цифры по-порядку и узнаем имя нашего гостя».
Дети составляют имя из карточек и узнают имя гостя «Незнайка». В группу заходит грустный Незнайка.
Воспитатель: «Незнайка, почему ты такой грустный, чем ты так расстроен?»
Незнайка: «Ребята, у меня случилась беда. Я потерял свою шляпу и хочу попросить у вас помощи, из чего можно ее сделать».
Воспитатель: «Не переживай Незнайка, мы тебе поможем».
Незнайка: «А из каких материалов вы узнаете из этого волшебного мешочка». Незнайка предлагает детям завязать глаза и на ощупь определить, что находится в мешочке. Игра «Волшебный мешочек». Ответы детей.
Воспитатель: «А правильно ли дети угадали, мы узнаем, с помощью загадок».
Из нее можно сделать подделки,
аппликации и самоделки.
А поможет нам в этом
Разноцветная...
(бумага)
Из нее мы вещи шьем,
В ней на улицу идем.
Без нее ни как нельзя,
Потому что это…
(ткань).
Воспитатель: «Да, правильно» (достает из мешочка предметы и показывает детям).
Незнайка: «Но я не знаю, из чего мне лучше сделать головной убор. Из бумаги или ткани. Вы мне поможете?»
Воспитатель: «Ребята, поможем Незнайке?»
Дети: «Конечно, поможем!»
II часть «Основная»
Воспитатель: «Для того, чтобы узнать и определить из чего лучше сделать для Незнайки шляпу. Мы с вами будем маленькими исследователями», (воспитатель подводит детей к столам). «Это наша меленькая лаборатория, а в лаборатории работают в защитных фартуках или халатах и для вас тоже есть фартуки. Мы сейчас будем делится, на подгруппы с помощью этих эмблем. Эмблемы синего и зеленого цвета. Дети, которые выберут эмблему синего цвета, будут в группе у Незнайки. А дети, которые выберут эмблему зеленого цвета, будут в моей команде. Незнайка со своей группой будут работать с бумагой, а вторая подгруппа со мной будет работать с тканью. Сейчас мы с вами путем эксперимента определим эластичность этих предметов. У каждой из подгрупп на столе лежатобразцы, у первой подгруппы бумага, у второй подгруппы ткань. Первый опыт, который, называется «эластичный или нет» (приложение № 1) поможет нам определить, какой из этих предметов эластичней. Путем сжатия, мы определим, какой предмет приобретёт прежнюю форму, а какой нет. (После проведения опыта детьми), мы свами определили, что бумага менее эластична, чем ткань».
Воспитатель: «Теперь мы проверим наши образцы на прочность и проведем второй опыт который называется «Рвется-не рвется» (приложение № 2). Мы попытаемся порвать бумагу и ткань сперва, в сухом виде (у детей первой подгруппы получилось порвать бумагу, а вторая подгруппа не смогла порвать ткань). Значит ткань прочнее бумаги». Воспитатель: «Сейчас проверим предметы в намоченном виде.У вас на столах стоят емкости с водой (приложение № 2). Этим опытом мы определили, что ткань более прочная и не рвется, в отличии от бумаги».
Воспитатель: «Дети вы хорошо потрудились и теперь нам надо отдохнуть и поиграть».
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим, Начинаем их вращать. Так осанку мы исправим. Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.) Руки ставим перед грудью, В стороны разводим. Мы разминку делать будем При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.) Руку правую поднимем, А другую вниз опустим. Мы меняем их местами, Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.) А теперь давайте вместе Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: «А теперь дети пора помочь Незнайке. И посоветуем, из чего можно ему сделать шляпу».
III часть «Рефлексивная»
Воспитатель: «Ребята, вы сегодня были исследователями и работали в лаборатории. Вы узнали много нового о свойствах бумаги и ткани. Незнайка попросил ему помочь сделать выбор, из какого материала ему сделать головной убор. Из опытов, которые мы с вами сегодня проделали в нашей лаборатории, что вы можете посоветовать Незнайке?» Ответы детей. Воспитатель: «Правильно. Можно сделать вывод , что бумага непрочный материал, она рвется не эластичная с ней нужно обращаться бережно. А ткань более прочная, эластичная. Из этого следует, что ткань и бумага –имеют разное назначение. И для Незнайки мы можем посоветовать сделать головной убор из ткани».
Незнайка: «Спасибо вам большое! Вы мне очень помогли! До свидания дети!»
Приложения
Приложение № 1
Опыт № 1 путем сжатия предмета. Дети в каждой подгруппе берут в руки образцы и сжимают в руке. При разжатии руки дети определяют, какой предмет не эластичный и остается смятым, а какой предмет эластичный и сразу принимает первоначальную форму.
Приложение № 2
Опыт № 2На столах стоят емкости с водой. Первая подгруппа кладет в воду бумагу, вторая подгруппа ткань. После того как образцы намокли, их вынули из воды и стали тянуть в разные стороны. Этим путем проверяем на прочность, какой предмет порвется, а какой нет.