- В чем сходство между звуками Н и Нь? (Оба согласные, одинаковая преграда)
- В чем различие между звуками Н и Нь? (Звук Н твердый, обозначается фишкой синего цвета; звук Нь мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета.)
Игра «Сигнальщики»
У детей фишки синего и зеленого цветов. Если дети услышат твердый согласный звук, дети показывают фишки синего цвета; если мягкий – зеленого цвета; если гласный звук, дети должны погрозить пальчиком.
Звуки: м, в, нь, вь, а, н, мь, в, вь, м, у, нь, мь, в и др.
Физкультминутка
Делим на части слова: панама, домино, макароны, нос, пианино, малина, сын, макаронина, сарафаны)
Игра «Кто что подарил?»
На панно выставлены картинки, в названиях которых есть звук вь, нь или мь.
Гости — Миша и Нина — принесли нам подарки. Угадайте, кто какие подарки принес, если в названии подарков мальчика есть звук Мь в названии подарков девочки — звук Нь.
Звуковой анализ слова он
У каждого ребенка прямоугольник, разделенный на 2 квадрата, фишки красного и синего цветов, кассы букв. Задания.
- Послушайте слово ОН
- О ком можно так сказать? (О мальчике, мужчине, дедушке, дяде...)
- Произнесите слово так, чтобы ясно был слышен первый звук.
- Назовите первый звук этого слова. (Звук о.)
- Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
- Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки? (Красного.)
- Положите фишку красного цвета в первую клеточку.
- Какой звук мы обозначили красной фишкой? (Звук о.)
- Произнесите слово он так, чтобы ясно был слышен второй звук.
- Назовите второй звук этого слова. (Звук н.)
- Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
- Фишкой какого цвета мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синего.)
- Положите синюю фишку во вторую клеточку.
- Какой звук мы обозначили второй фишкой? (Звук н.)
- «Расшифруйте» слово по фишкам. (Он.)
Звуковой анализ слова но
- Звуковой анализ какого слова мы выполнили? (Он.)
- Поменяйте фишки местами.
- Прочитайте по фишкам полученное слово. (Но.)
- Произнесите слово но так, чтобы ясно был слышен первый звук.
- Назовите первый звук этого слова. (Звук н.)
- Произнесите слово но так, чтобы ясно был слышен второй звук.
- Назовите второй звук этого слова. (Звук о.)
- Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
- Положите под вторую фишку соответствующую букву.
- Прочитайте слово по буквам.
- Какому животному говорят но? (Лошади.)
- Какие слова вы выложили из букв? (Он, но.)
- Составьте с этими словами предложение. (Он (мальчик) говорит лошади: «Но!»)