Педагогические требования к применению наказаний Уважение к детям. Не ровного голоса мы должны требовать от отца, когда он наказывает сына за серьезный проступок, а уважения к ребенку и такта. Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и того, кто сделал это преднамеренно. Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям. Соответствие между отрицательным поступком и наказанием. Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость. Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи. | Искусство наказывать и поощрять 1 Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду.а не подчеркивайте, что изменить невозможно. 2Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее. 3 Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. если вы что - что разрешили ребенку вчера , разрешите и сегодня. Будьте последовательны. 4 Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми. 5 Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием. 6Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка. 7Попытайтесь понять ребенка т оценить с его позиции плохой поступок. 8Если есть сомнения, наказывать или нет, - не наказывайте! 9Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы: - Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания; - Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений; - Упрямство - свидетельство желания быть независимым | Рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания: ● при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости; ● ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость; ● будьте справедливы к детям; ● не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён про-ступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший; ● прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным). |