Консультация: «Математическое развитие дошкольников»
Консультация: «Математическое развитие дошкольников»
Консультация: «Математическое развитие дошкольников»
Математическое развитие детей – качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М.Леушина, Н,И.Непомнящая, А.А.Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет руководство со стороны взрослого. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов. учатся ориентироваться в пространстве и времени. Они овладевают счетом и измерением линейных и объемных тел с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названием чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, угол) и т.д. однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как натуральный ряд, совокупность, элементы множества и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Математическое развитие дошкольников»»
Консультация: «Математическое развитие дошкольников»
Математическое развитие детей – качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Анализ научных исследований педагогического опыта (А.М.Леушина, Н,И.Непомнящая, А.А.Столяр и др.) убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное – это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет руководство со стороны взрослого. Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов. учатся ориентироваться в пространстве и времени. Они овладевают счетом и измерением линейных и объемных тел с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями. Под влиянием систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией: названием чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, угол) и т.д. однако не рекомендуется в работе с детьми использовать такие слова-термины, как натуральный ряд, совокупность, элементы множества и др.
Занятие математикой приобретает особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Учебные задачи на занятиях по математике решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Основными задачами математического развития детей являются:
Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития.
Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.
Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании, общеучебных умений.
Овладение математической терминологией.
Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Эти задачи решаются на занятиях комплексно, на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника.
Итак, математическое развитие детей предполагает широкую программу приобщения их к деятельности, в данном случае математической, которой руководит взрослый. Важнейшим итогом предматематической подготовки детей является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.
Содержание математического развития отражено в Программе обучения детей математике, и условно можно его разделить на три направления:
- представления и понятия;
- зависимости и отношения;
- математические действия.
Отобрать познавательный материал для изучения с учетом его значимости и в соответствии с возможностями детей — дело весьма непростое. Содержание обучения, т.е. программа по формированию элементов математики, отрабатывалось на протяжении многих лет. В последние 50 лет этот процесс осуществлялся на базе экспериментальных исследований (А.М.Леушина, В.В.Данилова, Т.В.Тарунтаева, РЛ.Березина, Г.А.Корнеева, Н.И.Непомнящая и др.).
Под содержанием обучения понимаются объем и характер знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.
Анализ различных (вариативных) программ по математике в детском саду позволяет заключить, что основным в их содержании является достаточно разнообразный круг представлений и понятий: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры; представления и понятия о пространстве (направление, расстояние, взаимное расположение предметов в пространстве) и времени (единицы измерения времени, некоторые его особенности).