"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.)
"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.)
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.)»
"Моя малая Родина"
(Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)
Введение.
Дошкольный возраст- яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.
Актуальность:Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля.В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цель:
Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой Родиной.
Задачи:
Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой Родине;
знакомить детей с:
- достопримечательностями, культурой и традициями родного края; - с людьми, прославившими свой край;
расширять:
- представления о природе родного края; - представления о малой Родине;
научить отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой. Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний об истории возникновения города Рославль, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации проекта дети должны:
Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
Знать краткие сведения об истории города и края.
Познакомиться с символикой города Рославль, города Смоленска.
Познакомиться с почетными гражданами родного края.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге Смоленского края.
Этапы реализации.1 этап. Подготовительный:- изучение методической литературы;- составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования;- обогащения развивающей среды группы. 2 этап. Основной: - беседы с детьми;
- Сюжетно -ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о достопримечательностях;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов.
3 - заключительный этап:
- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;
- викторина «Знатоки нашего города»;
- презентация проекта «Моя малая Родина».
Тематический план по духовно-нравственному воспитанию
Месяц
Неделя
Тема
Формы и методы изучения темы
Сентябрь
I неделя
«Истоки возникновения города Рославль».
Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.
Просмотр презентации «Городской историко-краеведческий музей»
III неделя
« «Рославль – главный город нашего района»
Рассказ воспитателя о городе - познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время. Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города»
Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь)
Выставка детских работ «Мой любимый город»
Октябрь
I неделя
«Герб родного города»
Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем;
Д/игра «Собери герб из частей»
Рассматривание иллюстраций с изображение герба города.
II неделя
«Флаг родного города»
Знакомство с изображением флага родного края, объяснить значение символов в нем;
Д/игра «Собери флаг из частей»
Рассматривание иллюстраций с изображение флага города.
III неделя
Рославль – город труженик
Рассматривание иллюстраций , картин о предприятиях города
Знакомство с предприятиями города Рославля.
IV неделя
Сценарий литературного досуга «Воспеваем в песнях и стихах любимый город
Творческие рассказы детей об истории своей улицы.
Рисование «Моя улица».
Изготовление макета по правилам дорожного движения. Конкурс чтецов «Я люблю свой город»
Ноябрь
I неделя
Смоленск – главный город нашей области.
Коллективная работа «Смоленск – главный город нашей области»
Знакомство с городом Смоленск– вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.
II неделя
«Города и районы Смоленской области»
Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей Смоленщины.
Рассматривание географической карты «Смоленская область».
Изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины»
III неделя
Достопримечательности Смоленского края г. Смоленска
Подбор фотографий, открыток, иллюстраций (Свято-Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.). Обзорная экскурсия на автобусе.
Презентация «Свято-Успенский Собор»
IV неделя
Символика Смоленской области (герб, флаг)
Знакомство с символикой Смоленской области (герб, флаг). Д/ игра «Собери герб из частей»
Декабрь
I неделя
«Храмы города Смоленска»
Рассматривание иллюстраций, фотографий с Храмами города;
Чтение художественной литературы
Презентация «Храмы города Смоленска»
II неделя
Виртуальная экскурсия по Смоленску.
Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей Смоленщины.
Просмотр презентации «Смоленск – главный город нашей области»
III неделя
«Ожерелье Смоленска»
Смоленская крепостная стена. Архитектор – Федор Конь.
Рассказ воспитателя о крепостной стене Смоленска
IV неделя
«В гостях у мастеров Смоленской области»
Рассказ воспитателя о культуре русского народа (устное народное творчество, народно прикладное искусство Смоленщины).
Игра «Определи чудеса народных умельцев».
Январь
I неделя
Виртуальная экскурсия по музеям Смоленска.
Просмотр презентации «Музеи города Смоленска»
II неделя
«Традиции, обычаи Смоленщины»
Рассказы о традициях города, беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.
III неделя
Чем славятся наши города: Ельня, Вязьма, Гагарин, Велиж
Подбор фотографий, открыток, иллюстраций.
презентация «Достопримечательности городов Смоленской области»
IV неделя
«Знаменитые люди Смоленщины».
Просмотр презентации «Знаменитые люди Смоленщины».
Изготовление альбома «Знаменитые люди Смоленщины».
Февраль
I неделя
«Богатства нашего края»
Знакомство с полезными ископаемыми нашего края.
Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств Смоленского края.
Д/игра «Полезные ископаемые Смоленской области».
II неделя
«Я люблю эту землю»
Беседа о флоре и фауне нашего края - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными.
Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями)
Акция «Помоги птицам зимой» (изготовление и развешивание кормушек)
Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Чтение «Первый в космосе» Бороздин.
Пословицы и поговорки о космонавтах.
Отражение впечатлений в рисунках.
Сюжетно - ролевая игра «Космический полет». Конструирование космического корабля.
III неделя
викторина «Знатоки нашего города»
Беседы о родном крае, о городе Рославле; разучивание стихотворений о Смоленске и родном городе; Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о родном крае, городе.
IV неделя
«Фольклор Смоленского края».
Знакомство с фольклором смоленской области
Беседа на тему: «Устное народное творчество Смоленского края».
Май
I неделя
«Смоленск – город воинской славы».
Песни военных лет на стихи Смоленских поэтов (Слушание и разучивание)
Изготовление открытки «Букет для ветеранов»
II неделя
«Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Рассказы о ветеранах Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, рассматривание иллюстраций. Экскурсия в Сквер Памяти погибших героев и к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного го края.
Участие в традиционной праздничной программе, посвященной Дню Победы
III неделя
Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Смоленщине?».
Итоговое мероприятие
План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Месяцы
Перспективное планирование по работе с родителями
Сентябрь
Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания» Выставка детских работ «Мой любимый город».
Октябрь
Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Формирование основ православной культуры у дошкольников »
Ноябрь
Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».
Декабрь
Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины».
Январь
Совместное посещение с детьмиСпасо-Преображенского мужского монастыря города Рославля. Консультация «Родословная – старинная русская традиция».
Февраль
Анкетирование родителей « Народные праздники в детском саду и дома» Экскурсии в Рославльский историко-краеведческий музей вместе с детьми.
Март
Консультация « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка».Совместное посещение с детьми Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Юр-горе.
Апрель
Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха.Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина».
Май
Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины».
Экскурсия с детьми в «Сквер памяти погибших воинов», возложение цветов к Вечному огню.
Июнь
Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Совместная экскурсия с детьми по родному городу на автобусе.
Июль
Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района». Викторина «Что мы знаем о городе?».
Август
Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями.
Список литературы:
- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М.,2016г.
- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ М.,2014г.
-Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;
- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера М., 2015г.;
- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;
-интернет - ресурсы.
Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}