kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.)»














"Моя малая Родина"

(Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)

































Введение.

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребёнка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, краем, достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Кроме того, при ознакомлении дошкольников с малой Родиной важно не просто дать некоторое количество полезной информации, но и сформировать познавательный интерес к истории и культуре малой Родины, чувство уважения к жителям, гордость от осознания принадлежности к ней. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, мы выяснили, что взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о своей малой Родине, забыты народно-прикладные ремёсла, семейные традиции, обычаи.

Актуальность: Мы желаем воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому—к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом—жителем планеты Земля. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.


Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.


Чувство Родины…

Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.


Проблема:

Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным городом и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.


Цель:

Создать условия для воспитания нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством знакомства с малой Родиной.


Задачи:

Формировать нравственные качества, чувство любви и уважения к своей малой Родине;

  • знакомить детей с:
- достопримечательностями, культурой и традициями родного края; - с людьми, прославившими свой край;
  • расширять:
- представления о природе родного края; - представления о малой Родине;
  • научить отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.


Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Участники проекта: воспитанники старшей группы и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты:

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Рославль, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.


Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.


К концу реализации проекта дети должны:


  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.


  • Знать краткие сведения об истории города и края.


  • Познакомиться с символикой города Рославль, города Смоленска.


  • Познакомиться с почетными гражданами родного края.


  • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, о красной книге Смоленского края.



Этапы реализации. 1 этап. Подготовительный: - изучение методической литературы; - составление перспективного плана; - подбор игр и оборудования; - обогащения развивающей среды группы.
2 этап. Основной: - беседы с детьми;

- Сюжетно -ролевые игры;

- дидактические игры;

- показ презентации о достопримечательностях;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов.

3 - заключительный этап:

- оформление альбома об истории и достопримечательностях города;

- викторина «Знатоки нашего города»;

- презентация проекта «Моя малая Родина».

Тематический план по духовно-нравственному воспитанию






Месяц



Неделя



Тема



Формы и методы изучения темы

Сентябрь



I неделя

«Истоки возникновения города Рославль».

Рассказ воспитателя о прошлом родной земли - дать представление о местоположении города, его историческом происхождении.

Изготовление альбома «Мой город»

Игра «Знаешь ли ты свой город?»




II неделя



Онлайн экскурсия «Городской историко-краеведческий музей»


Просмотр презентации «Городской историко-краеведческий музей»




III неделя

« «Рославль – главный город нашего района»

Рассказ воспитателя о городе - познакомить с этапами строительства города, как все начиналось и изменилось в наше время. Экскурсия по фотовыставке «Архитектура родного города»

Д/и «Из чего построен дом»



IV неделя

Занятие – экскурсия «Достопримечательности родного города»

Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями (сравнить город раньше и теперь)

Выставка детских работ «Мой любимый город»





Октябрь

I неделя

«Герб родного города»

Знакомство с изображением герба родного края, объяснить значение символов в нем;

Д/игра «Собери герб из частей»

Рассматривание иллюстраций с изображение герба города.

II неделя


«Флаг родного города»

Знакомство с изображением флага родного края, объяснить значение символов в нем;

Д/игра «Собери флаг из частей»

Рассматривание иллюстраций с изображение флага города.

III неделя

Рославль – город труженик

Рассматривание иллюстраций , картин о предприятиях города

Знакомство с предприятиями города Рославля.

IV неделя

Сценарий литературного досуга «Воспеваем в песнях и стихах любимый город

Творческие рассказы детей об истории своей улицы.

Рисование «Моя улица».

Изготовление макета по правилам дорожного движения. Конкурс чтецов «Я люблю свой город»



Ноябрь

I неделя

Смоленск – главный город нашей области.

Коллективная работа «Смоленск – главный город нашей области»

Знакомство с городом Смоленск– вызвать интерес к главному городу области, желание узнать больше о городе, его истории, достопримечательных местах. Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о городе.

II неделя


«Города и районы Смоленской области»

Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей Смоленщины.

Рассматривание географической карты «Смоленская область».

Изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины»

III неделя

Достопримечательности Смоленского края г. Смоленска

Подбор фотографий, открыток, иллюстраций (Свято-Успенский Собор в г.Смоленске, Смоленская крепостная стена, усадьба Глинки в Новоспасском и пр.). Обзорная экскурсия на автобусе.

Презентация «Свято-Успенский Собор»


IV неделя

Символика Смоленской области (герб, флаг)

Знакомство с символикой Смоленской области (герб, флаг). Д/ игра «Собери герб из частей»





Декабрь

I неделя

«Храмы города Смоленска»

Рассматривание иллюстраций, фотографий с Храмами города;

Чтение художественной литературы

Презентация «Храмы города Смоленска»

II неделя


Виртуальная экскурсия по Смоленску.

Рассказ о населенных пунктах области – дать детям знания о том, что некоторые из них названы в честь знаменитых людей, деятельность которых связана с историей Смоленщины.

Просмотр презентации «Смоленск – главный город нашей области»

III неделя

«Ожерелье Смоленска»

Смоленская крепостная стена. Архитектор – Федор Конь.

Рассказ воспитателя о крепостной стене Смоленска

IV неделя

«В гостях у мастеров Смоленской области»

Рассказ воспитателя о культуре русского народа (устное народное творчество, народно прикладное искусство Смоленщины).

Игра «Определи чудеса народных умельцев».










Январь

I неделя

Виртуальная экскурсия по музеям Смоленска.

Просмотр презентации «Музеи города Смоленска»

II неделя


«Традиции, обычаи Смоленщины»

Рассказы о традициях города, беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.

III неделя

Чем славятся наши города: Ельня, Вязьма, Гагарин, Велиж

Подбор фотографий, открыток, иллюстраций.

презентация «Достопримечательности городов Смоленской области»


IV неделя

«Знаменитые люди Смоленщины».

Просмотр презентации «Знаменитые люди Смоленщины».

Изготовление альбома «Знаменитые люди Смоленщины».





Февраль



I неделя

«Богатства нашего края»

Знакомство с полезными ископаемыми нашего края.

Рассматривание иллюстраций с изображением природных богатств Смоленского края.

Д/игра «Полезные ископаемые Смоленской области».

II неделя


«Я люблю эту землю»

Беседа о флоре и фауне нашего края - дать представление о растительном и животном мире. Рассматривание фотографий с растениями и животными.

Оформление книжки-открытки о животном (совместно с родителями)

Акция «Помоги птицам зимой» (изготовление и развешивание кормушек)

Виртуальная экскурсия в музей «Смоленский лён»

III неделя

«Памятники защитникам Смоленского края»

Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».

Виртуальная экскурсия «Памятники защитникам Смоленского края»

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

IV неделя

«Победа в воздухе не вьется, а руками дается».

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества.




Март



I неделя

«Живи, родник, живи»

Рассказ о святых источниках Рославльского района. Рассматривание иллюстраций с изображением источников.

Презентация «Святой источник Серафима Саровского в деревне Максимково, Рославльского района»

II неделя


Красная книга Смоленской области. 

Беседа на тему: «Охрана природы»

Жители наших лесов

Просмотр презентации «Они занесены в красную книгу»

III неделя

Смоленская природа в произведениях поэтов и писателей.

Знакомство с произведениями поэтов и писателей Смоленского края

IV неделя

«Природа родного города».

Беседа «Природа рядом со мной» - о живой и неживой природе (что значит живое и неживое).

Экскурсия «Деревья нашего участка»

Знакомство с Красной книгой «Ты – часть природы». Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района».










Апрель


I неделя

Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Смоленского края

Презентация «Достопримечательности Смоленского края»


II неделя



Покорители космоса. Наш земляк – Ю.Гагарин.

Досуг к Дню космонавтики

Беседа о космонавтах - закреплять представления детей о космических полетах, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Чтение «Первый в космосе» Бороздин.

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Отражение впечатлений в рисунках.

Сюжетно - ролевая игра «Космический полет». Конструирование космического корабля.

III неделя

викторина «Знатоки нашего города»

Беседы о родном крае, о городе Рославле; разучивание стихотворений о Смоленске и родном городе; Подбор фотографий, открыток, иллюстраций о родном крае, городе.


IV неделя

«Фольклор Смоленского края».

Знакомство с фольклором смоленской области

Беседа на тему: «Устное народное творчество Смоленского края».






Май

I неделя

«Смоленск – город воинской славы».

Песни военных лет на стихи Смоленских поэтов (Слушание и разучивание)

Изготовление открытки «Букет для ветеранов»

II неделя



«Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Рассказы о ветеранах Смоленщины, встречи с ветеранами ВОВ, рассматривание иллюстраций. Экскурсия в Сквер Памяти погибших героев и к Вечному огню, возложение цветов. Изготовление альбома «По страницам памяти» о ветеранах родного го края.

Участие в традиционной праздничной программе, посвященной Дню Победы

III неделя

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Смоленщине?».

Итоговое мероприятие





План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.


Месяцы

Перспективное планирование по работе с родителями


Сентябрь

Анкета для родителей «Формирование у детей патриотического воспитания» Выставка детских работ «Мой любимый город».


Октябрь

Создание фотоальбома «Город, в котором я живу». Анкетирование родителей «Формирование основ православной культуры у дошкольников »

Ноябрь

Родительское собрание «Роль духовно- нравственных традиций в воспитании детей». Информация в родительском уголке «Важные даты нашего города и области».

Декабрь

Анкетирование родителей « Что ты знаешь о своем городе?» Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Особенные места Смоленщины».

Январь

Совместное посещение с детьмиСпасо-Преображенского мужского монастыря города Рославля. Консультация «Родословная – старинная русская традиция».

Февраль

Анкетирование родителей « Народные праздники в детском саду и дома» Экскурсии в Рославльский историко-краеведческий музей вместе с детьми.

Март

Консультация « Роль семейных традиций в формировании личности ребёнка».Совместное посещение с детьми Церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Юр-горе.

Апрель

Знакомство родителей с содержанием весенних православных праздников: Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха.Круглый стол для родителей «Воспитание патриота и гражданина».

Май

Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. Совместное с детьми изготовление фотоальбома «Знаменитые люди Смоленщины».

Экскурсия с детьми в «Сквер памяти погибших воинов», возложение цветов к Вечному огню.

Июнь

Изготовление фотоальбома «Город мой любимый». Совместная экскурсия с детьми по родному городу на автобусе.

Июль

Изготовление альбома с иллюстрациями и картинками «Растения, животные родного района». Викторина «Что мы знаем о городе?».

Август

Изготовление фотоальбома «Растения Смоленского края». Экскурсия по окрестностям города, знакомство с лекарственными растениями.


Список литературы:


- примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ М.,2016г.

- комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в старшей группе (ФГОС). Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ М.,2014г.

-Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –Издательство ЦГЛ, М., 2005;

- Вострухина Т.В. «Знакомим с окружающим миром детей 5 – 6 лет» Издательство:  ТЦ Сфера М., 2015г.;

- Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным социальным окружением » в старшей группе детского сада. Издательство: Мозаика-синтез М.. 2011г;

- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. - «Издательство Скрипторий». М.: 2008г.;

-интернет - ресурсы.


Баевский В.С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.

Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.

Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.

Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Герасина Светлана Ивановна

Дата: 15.07.2020

Номер свидетельства: 554768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) ""Моя малая Родина" (Проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.)"
    ["seo_title"] => string(80) "moia_malaia_rodina_proekt_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniiu_s_detmi_st"
    ["file_id"] => string(6) "502654"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552330213"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
    ["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
    ["file_id"] => string(6) "450645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1516204702"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Проект  «Мой край родной - моя Югра» "
    ["seo_title"] => string(35) "proiekt-moi-krai-rodnoi-moia-iughra"
    ["file_id"] => string(6) "136914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417203055"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Проект на тему : "Степное -посёлок мой дорогой""
    ["seo_title"] => string(42) "proiektnatiemustiepnoieposiolokmoidoroghoi"
    ["file_id"] => string(6) "296199"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455955058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства