Материал: Силуэты матрешек, иллюстрации с матрешками. Бумага, карандаши, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки.
Ход.
Звучит русская народная мелодия. Дети проходят в группу.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие, в мир искусства. А поедим мы туда на нашем трамвайчике. Занимайте места, а чтобы в пути нам не было скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать иллюстрации (звенит колокольчик).
- И так, трамвайчик отправился в путь. Подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется нужно отгадать загадку.
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (Матрешка)
Первая остановка «Откуда появилась матрешка».
- Это было давно. В Москву, в одну мастерскую, привезли из Японии фигурку старичка. Звали его Фукуруму. Голова у него вытянулась вверх от постоянных раздумий (показ иллюстраций). Он раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились и взрослым и детям в нашей стране. И наши русские умельцы решили тоже сделать похожие игрушки.
- Первая русская игрушка была выточена токарем Звездочкиным, а потом расписана по эскизам художника С. Малютина. Изображала она девочку Матрену в сарафане и платке с черным петухом в руках (показ). Поэтому игрушку и называли матрешкой. Внутри находились фигурки мальчика, потом опять девочки и другие фигурки поменьше (показ иллюстраций и разбирание игрушки – матрешки)
- Из чего делали матрешек?
- Из дерева.
- Какие были матрешки?
- Деревянные (рассматривание картинки - в мастерской, звенит колокольчик).
- Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.
Словно репка, она крутобока
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черно смородиной глаз.
- Конечно, это матрешка.
Следующая остановка, «Какие они бывают».
- Ребята, оказываются, матрешки бывают все разные. Потому что их делали в разных местах нашей большой страны России (иллюстрации).
- Это матрешки из г. Загорска. Она одета в русский сарафан, вышитый узором.
- Каким узором? Цветы, ягоды, орехи.
- На ней яркая кофточка, на голове платок, волосы у нее светлые. Загорские мастера для росписи своей матрешки используют яркие краски: красную, зеленую, желтую, голубую.
- А вот это – Семеновская матрешка из города Семенова. На голове у нее полушалок. Это такой большой платок или небольшая шаль. Волосы у матрешки черные. На переднике букет ярких цветов. Семеновская матрешка тоже расписана яркими красками: желтой, красной, малиновой, синей, зеленой.
- Как можно играть с матрешкой? Разбирать и собирать.
- А вот эта матрешка из Полхов – Майдана. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами.
- Как вы думайте, что у всех матрешек общего? Ответы детей.
- Это деревянные куклы – сделанные из дерева. Одеты они в сарафан с передником, на голове платок. Все матрешки открываются, их можно разбирать. Внутри находятся матрешки поменьше. Давайте еще раз вспомним, откуда они?
Семеновская – из (Семенова).
Из Загорска какая? (Загорская).
Из Полхов – Майдана? (Полхов – Майданская).
- Садимся в трамвайчик. Поехали! (звучит колокольчик).
Остановка «Мастерская художника».
Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
1, 2, 3, 4 – полетели, закружили….
Подходим к мастерской. Рассматриваем игрушки – матрешки.
- Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (ответы детей). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета бывают теплыми? (ответы детей). Какие цвета называют холодными? (ответы детей).
Игра «Веселые карандаши».
Показ цветных карандашей – на теплые цвета дети хлопают, на холодные – молчат.
- Ну а теперь наши матрешки (показ иллюстраций) ждут своих подружек, чтобы вместе поиграть. Но что – то подружки задерживаются, не случилось ли что? На столе лежат трафареты матрешек частично раскрашенные.
- А вот они! Только они не готовы, на них нет узора на передники и платках. Их нужно расписать.
- Можно расписать таким узором, как наши матрешки, а можно придумать свои элементы и узоры. Какие, покажите вы, маленькие художники. Думайте, что вам понадобиться (мятая бумага, кисти, краски).
- Наряжайте своих матрешек (дети расписывают, звучит музыка).
- Какие все матрешки нарядные!
Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
- Наше путешествие закончилось. Мы вернулись домой. О своих впечатлениях вы обязательно расскажите родителям и подарите им своих красивых матрешек, которые вам будут напоминать о путешествии в мир искусства.