Просмотр содержимого документа
«Народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Почему с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
Поэтому поставьте перед собой цель: развить речь детей, научить их:
- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы, петь колыбельные, частушки, потешки;
-рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине);
-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Для решения поставленных задач, обогатить – развивающую среду, подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз,
загадок и т. д. Памятки с упражнениями для развития мелкой моторики.
Пальчиковые игры популярны в наши дни. Зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Вот поэтому нас, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений
пальцев рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
- большой палец отвечает за голову;
- указательный – за желудок;
- средний – за печень;
-безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно усиленно, систематически заниматься с детьми,
сопровождая речь движениями, играя, разучивая:
- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;
- частушки – топотушки;
- потешки – прихлопушки;
- игры – хороводы;
- колыбельные – убаюкивание кукол.
Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала воспитатель берет в руки игрушку или предмет и говорит текст, показывая движения с игрушкой, затем дети проговаривают его хором вместе с игрушкой. После этого можно приступить к индивидуальному проговариванию с каждым ребенком.
Предлагаю вашему вниманию упражнения сопряженной артикуляционной и пальчиковой гимнастики (биоэнергопластики).
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Поляна ровная-ровная (дети прижимают кисти рук друг к другу, ладони повернуты вверх, язык свободно лежит на нижней губе).
Растет на опушке дикая яблоня.
Над ней плоды – яблоки (руки от локтей до запястья сводят вместе, кисти сжимают в кулаки, большие пальцы поднимают вверх. Язык тянут к носу).
Динамическое упражнение «Яблоки»
Дети проговаривают стихотворения с движениями.
Веточки на яблоньке повисли от печали.
(дети поднимают руки вверх, кисти опущены).
Яблоки на веточках весели и скучали.
(покачивают опущенными кистями).
Девочки и мальчики ветки раскачали.
(покачивают поднятыми вверх руками).
Яблоки о землю громко застучали.
(стучат кулаками по полу).
Динамическое и дыхательное упражнения
Мы поставим в печь пирог
(дети вытягивают по одной руке в стороны ладонями наверх).
Очень ароматный,
(делают вдох-выдох).
Из трубы идет дымок.
(вращают кистями, поднимают руки вверх).
Он такой приятный!
(делают вдох-выдох).
Там за лесом, у реки…
(делают волнообразные движения рукой).
Пекарь Булочка живет.
(показывают руками большой живот).
По утрам печет пирог он.
(переворачивают ладони вверх-вниз).
В гости всех к себе завет.
(делают манящие движения руками к себе).
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
Под яблоней растут грибы.
(дети делают языком упражнение «грибок»: присасывают язык к небу).
У одних грибов ножки толстые…
(щепотью одной руки показывают толстую ножку, ладонью другой – шляпку. Меняют положение рук).
Соберем грибы в корзины.
(пальцы рук переплетают «корзинкой». Язык «чашечкой».
Упражнение на развитие речевого аппарата, координации слова с движением.
Зайка в травке скок-скок.
(дети делают четыре прыжка, руки соединяют перед грудью).
Фольклор для детей - разновидность в разделе художественной литературы. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы. Учите вместе с детьми пословицы, поговорки.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(202) "Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(121) "ispol-zovaniie-eliemientov-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "218180"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1433693577"
}
}