kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы радвития мелкой моторики у дошкольников 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики»

Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики, как профилактика моторной дисграфии

У детей пришедший в первый класс освоение процесса письма часто осложняется тем, что у них слабо развиты мелкие мышцы кисти, отвердение костей за­пястья и фаланг пальцев не завершено, не достаточно развита нервная регуляция движений, выносливость к статиче­ским нагрузкам остается очень низкой, а она является непременной составляющей письма. У некоторых детей еще не развиты механизмы зрительно-моторной координации и звукобуквенного ана­лиза, пространственного восприятия и зри­тельной памяти, все это привести к нарушению письменной речи.

Дисграфия как расстройство пись­менной речи рассматривается как комплексный синдром, включающий целый ряд нарушений. Различают шесть видов дисграфий: 1) артикулярно-акустическая; 2) акустическая (слуховая); 3) нарушение анализа и синтеза; 4) аграмматическая; 5) опти­ческая (зрительная); 6) диспраксическая или моторная (слайд №2).

Моторная и оптическая дисграфии в чистом виде встречаются редко, но их элементы часто проявляются в других формах.

Нарушения, которые встречаются у детей при моторной дисграфии:

1) не могут переключать движения руки с одной буквы на другую,

2) не знают, с какого элемента начать писать букву, у них наблюдается многократное повторение букв, слогов, их перестановка, нарушается схема слов и предложений;

3) буквы неровные, «корявые», разного размера и наклона, линии дрожащие, угловатые;

4) инертность двигательного стереотипа, графомоторные движения при письме напряженные, скованные, рука быстро устает, письмо
медленное по темпу (слайд №3).

Во время письма вдоль строки передвигаются кисть, предплечье, плечо од­новременно с движениями пальцев. Координация всех этих движений часто приводит к нарушению способов дер­жания ручки и позы, и вызывает значительное напряжение мышц ру­ки и туловища.

На начальном этапе обуче­ния многие дети пишут «затаив дыхание», и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. При задержке дыхания могут появиться трудности движения руки во время письма.

Чтобы избежать, этих трудностей очень важно профилактические мероприятия, с детьми группы риска, начать проводить в дошкольный период.

Главным направлением моей работы, как учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения является предупреждение нарушения чтения и письма.

В связи с этим, я определила для себя основные направления логопедической работы, которые стараюсь решать со своими воспитанниками:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Работа над звукопроизношением.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4. Развитие грамматических навыков.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие мелкой моторики рук и закрепление графических навыков (Слайд №4).

Хочу остановиться на одном из этих направлений - это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Целенаправленная коррекционная работа по развитию моторики, зрительно-ручной координации позволяет реализовать потенциальные возможности ребенка, создает предпосылки для овладения графическими навыками.

Для выработки ловкости, гибкости, подвижности кистей рук я используют следующие виды работ: пальчиковые игры, штриховка, обводка контуров, работа с ножницами, пластилином, тестом, глиной, мозаикой, конструктором и т.д. Так же простой и эффективный способ подготовки руки к письму - это книжки-раскраски. При раскрашивании ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Дети для выполнения заданий пользоваться карандашами, а не фломастерами. Очень полезно обводить орнаменты, узоры, так как в них присутствует множество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой к написанию прописных букв. Кроме того, ребята тренируются в застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнурование.

Не секрет, что многие дети, приходят в логопедические группы не умеют правильно держать карандаш. Я тоже столкнулась с этой проблемой.

Хочу поделиться опытом, какие игры и упражнения использую в своей работе по исправлению этого нарушения: игры с пипетками, упражнения с прищепками, штампы ушной палочкой, игры со штампами, пинцетом.

Упражнение с пипеткой.

Для этого упражнения вам понадобится пипетка, небольшие емкости для наливания жидкости, формы для льда и карточки с орнаментом. Предложите ребенку перенести жидкость из емкости в формы для льда в соответствии с карточками, главное условие пипетку удерживать тремя пальцами(слайд №5).

Упражнения с прищепками.

Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на шляпу.

Предложите ребенку расположить прищепки, по краю шляпы держа их тремя пальцами (слайд №6).

Упражнение с пинцетом.

В сосуд с водой опустить ракушки, мелкие камешки и предложить ребенку достать их с помощью пинцета, который нужно удерживать тремя пальцами (слайд №7).

Упражнения со штампами.

Штамп из ушной палочки. Дайте ребенку лист, с контуром предмета, пусть он заполнит его с помощью ушной палочки, выполняя точечные оттески.

Штампы с изображением животных. На листе с помощью штампов устроить зоопарк.

Штампы из деталей конструктора Лего. Используя детали конструктора можно создавать разные орнаменты и картинки.

Штамп из перевернутого карандаша. Используя ластик карандаша можно « божьей коровки» украсить крылышки, а мухомору шляпку.

При работе штампы держать тремя пальцами (слайды №8-№11)

Упражнения с веревочкой.

Предложите детям веревочку, на концах которой прикреплены счетные палочки и отмечена середина. Кто быстрее наметает веревочку на палочку дойдя до середины,, тот и выиграл. (Слайд №12)

Родители – первые воспитатели ребенка. В своей работе я всегда хорошо помню эту истину. Мы работаем с родителями в одном русле. (Слайд №13)

Семьи, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во- первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка.

Для развития мелкой моторики родителям я рекомендую игры с бытовыми предметами: с прищепками, орехами, карандашом, крупами, массажной щеткой, решета для лепке пельменей.

Решетка для изготовления пельменей

Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждый он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками. (Слайды №14-№15)

МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ

Круглую щётку для волос ребенок катает между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп (Слайд №16).

КРУПА

Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами на ощупь разные крупы. (Слайд №17)

Насыпать на поднос мелкую крупу и предложить ребенку нарисовать картинку пальчиком, как палочкой на песке. (Слайд №18)

КАРАНДАШИ

Растирание внутренней стороны ладоней шестигранным карандашом движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Растирание внешней стороны ладоней от основания к кончику пальцев шестигранным карандашом. (Слайд №19)

БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев

Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок предложить повесить сушить носовые платочки. (Слайд №20)

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ

Между ладонями положить грецкий орех, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно, делать круговые движения,

постепенно увеличивая нажим и темп. (Слайд №21)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики

Автор: Пивнева Антонина Николаевна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики как профилактика моторной дисграфии."
    ["seo_title"] => string(80) "netraditsionnye_priemy_razvitiia_melkoi_motoriki_kak_profilaktika_motornoi_disgr"
    ["file_id"] => string(6) "541180"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1582704473"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Презентация на тему. "Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики. Айрис-фолдинг"."
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-na-tiemu-nietraditsionnyie-tiekhnologhii-razvitiia-mielkoi-motoriki-airis-foldingh"
    ["file_id"] => string(6) "281656"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453561477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации."
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-mielkoi-motoriki-ruk-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-pomoshch-iu-nietraditsionnykh-form-applikatsii"
    ["file_id"] => string(6) "305105"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457873215"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Освоение нетрадиционных приёмов рисования для развития мелкой моторики рук детей"
    ["seo_title"] => string(92) "osvoieniie-nietraditsionnykh-priiomov-risovaniia-dlia-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "249216"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446838350"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Развитие мелкой моторики и ее влияние на воспитание у детей правильной речи "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-mielkoi-motoriki-i-ieie-vliianiie-na-vospitaniie-u-dietiei-pravil-noi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "198211"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428382709"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства