Просмотр содержимого документа
««Образовательное событие - как форма взаимодействия детей, педагога и родителей»»
«Образовательное событие
как форма взаимодействия детей, педагога и родителей»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
Образовательное событие – технология открытого образования. Открытость обеспечивается тем, что взрослые создают условия(обсуждение, участие в планировании), в результате которых дети выбирают, выстраивают и реализуют проект. В одном случае проект может приближаться к исследовательской деятельности, в другом будет развиваться с уклоном в художественно-эстетическую деятельность, в третьем-словесное творчество и коммуникация. В любом случае детьми в сотрудничестве со взрослыми создается определенный продукт. Такие продукты могут быть как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки, мини - музеи), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т. п.), и происходит рефлексия, обсуждение того, что планировали, что получилось.
При этом любой из участников образовательного события -субъект, а не зритель.
Как отмечают исследователи, для дошкольников образовательное событие - это такая форма совместной деятельности педагога, детей и родителей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
В практической ежедневной работе передо мной встал вопрос: как организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые.
Поэтому объектом моего исследования стало образовательное событие.
Целью стало обобщение педагогического опыта работы по проведению и подготовке образовательного события для развития познавательных, творческих способностей детей.
Для достижения цели, я определила следующие задачи:
Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
Разработать технологию организации образовательного события;
Проанализировать опыт взаимодействия всех участников образовательного процесса в вопросах реализации задач познавательного и творческого развития детей.
Анализ теоретических исследований, практических рекомендаций позволил мне определить этапы работы, и наметить пути решения выявленных проблем.
При организации образовательного события, выделяется несколько этапов:
1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы.
2 этап: – постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.
3 этап: подготовка к образовательному событию.
4 этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.
5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.
Взаимодействие педагогов - воспитателя, узких специалистов - и семьями воспитанников по реализации событийности организуется на каждом этапе.
Вся деятельность осуществляется на различных уровнях: при моделировании предметно-пространственной среды, проведении образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм, взаимодействии с семьёй и социумом.
Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, (среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты).
В соответствии с этапами деятельности определяются роли и обязанности каждого участника образовательного события.
Таким образом, разработанная технология позволяет так организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников. А это будет способствовать решению задач основной образовательной программы дошкольного образования и успешному, плодотворному сотрудничеству воспитателя, детей и родителей.
ВЫВОД:
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.