Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно - исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы.
Формы организации детской деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Программное содержание:
- Связная речь: побуждать детей составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта на данную тему;
- Словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов;
- Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков -С-Ш- , формировать умение говорить с разной громкостью голоса, произносить слова медленно, быстро;
- Закреплять свойства воды, о разнообразии ее состояний в природе (снег, лед);
- Воспитывать интерес к зимним играм, стремление к активной деятельности.
Предварительная работа: знакомство со свойствами снега.
Материал и оборудование: картинки с изображением коньков, лыж, санок, снега в формате PDF; снеговик, коробка, таз, гуашь, формочки, кисточки.
Ход ООД:
Воспитатель вносит коробку, из которой капает вода.
Воспитатель: Ой-ой! Как жаль. (Подставляет тарелку, таз.)
Как вы думаете, что в этой коробке?
Дети: Вода. Чашка с водой.
Воспитатель: Нет! Вам поможет дать правильный ответ загадка, если вы, её разгадаете.
Жил он посреди двора,
Где играет детвора
Но от солнечных лучей
Превратился он в ручей.
Дети: Снеговик
Воспитатель: Конечно.
Достает снеговика, который начал таять, ставит в тарелку (таз).
Воспитатель: Мне так нравится эта зимняя забава, лепить из снега.
Ох, как жаль, что я забыла поставить коробку в морозилку холодильника.
Что же с ним произошло со снеговиком?
Дети: Растаял.
Воспитатель: Почему?
Дети: Тепло
Воспитатель: Правильно, тепло и снеговик начал таять.
Воспитатель: Много разных игр зимой. А давайте мы расскажем снеговику про любимые зимние забавы. Я думаю, если ему понравятся ваши рассказы, то произойдет превращение. А какое, вы увидите в конце занятия.
Воспитатель: Ребята, так какие зимние забавы и развлечения вы знаете?
Дети: катание на коньках, лыжах, игра в снежки …
Воспитатель: мы все любим зиму, так как зимой можно играть в различные игры, то есть забавляться. Это и катание на санках, лыжах, коньках. Это и снежки, и снежная баба, и снежные крепости, это и любование волшебной природой. Много забав зимой.
Давайте посмотрим картинки.
Ребенок переворачивает картинки.
Воспитатель: Что можно делать на коньках, лыжах, санках?
Дети: кататься, ехать, лететь, спускаться с горы, подниматься, скользить, бежать.
Воспитатель: А еще мчаться.
Воспитатель: Что можно делать со снегом?
Дети: лепить, бросать, катать.
Воспитатель: А еще сгребать, уплотнять.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, какая бывает зима?
Дети: снежная, морозная, холодная, белая…
Воспитатель: Зимой бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то солнце светит, а то снег заметет все улицы.
Воспитатель: вспомните слова родственные слову снег.
Дети: снежинка, снежная баба, снеговик.
Воспитатель: а как вы считаете слово зима родственное слову снег? Ведь зимой много снега.
Дети: нет.
Воспитатель: Нет потому что родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.
Воспитатель: А теперь придумайте родственные слова слову зима.
Дети: зимний, зимушка, зимние игры, зимовье.
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним зимние забавы?
Физкультминутка
Как интересно нам зимой (руки в стороны)
На санках едем мы гурьбой (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем (одевают лыжи, берут палки)
Потом все встали на коньки (имитируют катание на коньках)
Зимой веселые деньки (руки в стороны)
Воспитатель: давайте представим, что мы гуляем на улице, играем в разные игры. Какое у нас настроение?
Дети: веселое, радостное.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю каждому из вас рассказать о вашей любимой зимней забаве. В своём рассказе вы должны ответить на вопросы: Что делали? Где это происходило? Какая погода была? Как играли, с кем играли? Какое было настроение? Понравилось вам или нет и почему.
Рассказы детей.
Воспитатель: Молодцы! Ваши рассказы были интересными. Действительно много интересных игр- забав зимой. Теперь я предлагаю вам размяться и поиграть в снежки.
Дети наклоняются, «берут снег», выпрямляются, «лепят снежки» играют с ними. Воспитатель произносит то звук С, то Ш. На С - дети поднимают руку, на Ш – машут рукой, как при ветерке (задание выполняется коллективно и индивидуально). Дети проговаривают звук.
Послушайте скороговорку: «У Сани клюшка, у Шуры сани». Назовите слова со звуком «С» и «Ш», а теперь произнесите скороговорку быстро, медленно. Тихо. Громко. (Дети выполняют.)
Воспитатель: Молодцы. Так давайте посмотрим, что случилось со снеговиком.
Дети: совсем растаял и превратился в воду
Воспитатель: во что можно превратить воду?
Дети: в лед, пар.
Воспитатель: я предлагаю сделать цветные льдинки и украсить ими наш участок.
Дети переливают воду в формочки, раскрашивают, замораживают и украшают участок.