kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации работы в разновозрастной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В данном докладе обозначены основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности дошкольников разновозрастной группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации работы в разновозрастной группе»



«Особенности организации работы в разновозрастной группе»


Современный период развития Казахстана четко обозначил новые приоритеты в области школьного и дошкольного образования, соответствующие мировым тенденциям. Президент Республики Казахстан определил новые задачи в области совершенствования системы образования. Особенно важной ступенью, на которой закладывается траектория развития ребенка, его основные установки и важные жизненные ориентации, является дошкольное звено. В данном докладе обозначены основные признаки и возможные условия формирования функциональной грамотности дошкольников разновозрастной группы.

Актуальность

Проблемы организации учебно - воспитательного процесса в разновозрастных группах касались своих трудах как педагоги- практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитаников.


Научно – методической основой педагогического процесса при малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно – воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектования групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельных деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно – воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влиянии: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет работу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формируют дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группе выделят две основные формы: игра и занятия, основной целю которой является всестороннее воспитание и развития каждого ребенка, формирование учебных умений.

Игра.

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактические, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвуют в их игре, а дети – играя, учатся.

Дидактической игре разновозрастной группе закрепляются знания и навыки, усваиваются новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Общение во время совместной деятельности дают огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следуют сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективно педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной форма организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие.

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют формировать взаимоотношения педагога с детьми и детьми между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знании) – на занятия с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности.

I- вид – ступенчатое начало занятия.

На этом этапе работы начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные занятия. На втором занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.



Все дети


Дети младшей группы

Дети средней группы



3

2


1



II- вид ступенчатого (поэтапное) окончание занятия.

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент.

На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течении 15 -20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третье этапе в разных видах деятельности участвуют дети средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20- 25 минут.

Дети младшей группы

Все дети



2

1


Дети средней группы




3



III- вид одновременная деятельность детей по разному программному содержанию.

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действие детей младшей группы специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя, проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения занятий подгруппы меняются местами.


Дети младшей группы

Дети средней группы



1

2



IV вид- отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательной – развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида учебной деятельности необходимо придерживаться таких условии: возможные проведения занятии в разное время; проведения занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе воспитателя.

Дети младшей группы

Дети средней группы





Педагог, организовывая учебно – воспитательный процесс в разновозрастной группе должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностях.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной работы необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержания, хорошо владеть методике проведения занятия с детьми в разновозрастной группе.

  2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

  3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) – на занятиях с одной подгруппой детей.

  4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятии в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной группы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

  5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

  6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактических игр и дидактических материалов( самостоятельная работа детей).

  7. При организации учебно – воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные особенности детей дошкольного возраста.























Использованная литература:

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способности дошкольников: Вопросы теории и практики – М.:ВЛАДОС, 2003-400с.

  2. Формирование элементарных математических представлении у дошкольников: Уче.пособ. / Под.ред. А.А.Столяра.- М.: Просвешение, 1988.- 303 с.

  3. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ.-М.: Просвещение, 1978.-368с.

  4. Михайлова А.I. Організація робот из дітьми різновікових груп; Метод.посіб.-Х.: Веста: Видавництво''Ранок'', 2008.- 64 с.

  5. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога(3-е издание) \серия ''Справочники''.-Ростов – на – Дону: Феникс,2005.- 384с.




























Государственное учереждение «Майтюбекская средняя общеобразовательная школа»







Тема: «Особенности организации работы в разновозрастной группе»










Сулейманова Наталья Васильевна

воспитатель







Майский район, село Майтубек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Особенности организации работы в разновозрастной группе

Автор: Сулейманова Наталья Васильевна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 402964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада."
    ["seo_title"] => string(94) "osobiennosti_orghanizatsii_raboty_po_matiematikie_v_raznovozrastnykh_ghruppakh_dietskogho_sada"
    ["file_id"] => string(6) "344214"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474113643"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы предмета «Физическая культура»  для специальной медицинской группы (1-4 классы)"
    ["seo_title"] => string(164) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-adaptirovannoi-rabochiei-proghrammy-priedmieta-fizichieskaia-kul-tura-dlia-spietsial-noi-mieditsinskoi-ghruppy-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "254654"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447783453"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Модель комплексной профилактической работы  в летнем лагере дневного пребывания  «Физическая культура и спорт против наркотиков» "
    ["seo_title"] => string(139) "modiel-komplieksnoi-profilaktichieskoi-raboty-v-lietniem-laghierie-dnievnogho-priebyvaniia-fizichieskaia-kul-tura-i-sport-protiv-narkotikov"
    ["file_id"] => string(6) "145432"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418919006"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "" Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_mezhlichnostnykh_otnoshenii_detei_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_nar"
    ["file_id"] => string(6) "527287"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573980170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства