kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Будем делать хорошо и не будем плохо!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

О безопасности детей и их поступках хорошо или плохо.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Будем делать хорошо и не будем плохо!»»

















ПРОЕКТ

«Будем делать хорошо и не будем плохо!»


Тема: Роль семьи в нравственном воспитании детей

старшего дошкольного возраста. 














Автор проекта:

Воспитатель

Сурова Ольга Васильевна







Чебоксары 2019

Содержание


1.Паспорт проекта 3

2. Актуальность 5

3. Анализ внешней и внутренней среды 8

4. Цели и задачи проекта 21

5. Участники и их роль в реализации проекта 22

6. Ресурсы проекта 23

7. Механизм реализации проекта 24

8. План реализации проекта 25

9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности 27

10. Перспективы дальнейшего развития проекта 28

Список литературы 29

Приложения



  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Таблица 1- Паспорт проекта


Название проекта

«Будем делать хорошо и не будем плохо!»

Тема проекта

Роль семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта

Сурова Ольга Васильевна

Место реализации проекта

МБДОУ "Детский сад № 80" г.Чебоксары

Проблема, на решение которой направлен проект

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов.

В частности, недооценивается важность нравственных ценностей. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о нравственных ценностях как таковых. С другой стороны, не каждый родитель осознает важность обсуждаемой проблемы и знаком с методами и средствами ее решения.

Цель проекта

Создание условий для нравственного воспитания воспитанников младшего дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.

Задачи проекта

1. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

2.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.

3. Воспитывать уважение к нравственным нормам. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. 

4. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

6. Осуществлять взаимодействие с семьей с целью обеспечить совместное воспитание нравственной личности.

Участники проекта

1. Воспитатель старшей группы МБДОУ.

2. Дети старшей группы в количестве 18 человек.

3. Родители воспитанников.

Сроки реализации проекта

Средней продолжительности, с сентября по январь

Ожидаемые результаты

1. Устойчивость навыков нравственного поведения.

2. Сформированность основ ценностных сфер личности.

3. Стабильность психического развития.

4. Целостность восприятия мира.

5. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

6. У родителей сформированы представления о возможностях воспитания нравственности в семье, о формах взаимосвязи с МБДОУ с целью воспитания нравственной личности.


2. АКТУАЛЬНОСТЬ


«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А.С. Макаренко.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. 

Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.

Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.

Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.

Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших. Для такой семьи и наш педвсеобуч, видимо, не был так необходим. Но на смену старой семье пришла новая, современная семья, без старшего поколения (дедушки и бабушки предпочитают жить отдельно), как правило, это семья с одним ребенком, без опыта семейного воспитания, а то и неполная, конфликтная.

Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

- разрушены нравственные представления о браке и семье;

- утрачено традиционное восприятие родительства и детства;

- деформирована сфера семейного воспитания;

- как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства;

- система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи;

- современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии.

Что значит быть сегодня ребенком?

- Семья легко может распасться из-за развода родителей.

- Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми.

- Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду, …

- Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации.

- Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается.

- На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.

Поэтому заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Успешное развитие задач воспитания и соблюдения правил ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.

Поэтому первостепенное значение приобретает организация целенаправленного взаимодействия между педагогами МБДОУ и членами семьи с целью воспитания духовно-нравственной личности.

Таким образом, для решения обозначенной проблемы разрабатывается данный педагогический проект.

3. Анализ внешней и внутренней среды


Подходы к социально-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных программах нового поколения похожи. В программе «Детство» этот раздел обозначен в главе «Ребёнок входит в мир социальных отношений», в Программе «Истоки» - в главе «Социальное развитие», А в программе «Радуга» не выделен. Авторы всех трёх программ определяют следующие задачи социально-нравственного воспитания:

  • Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формирование чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности к людям, населяющим его, преданности, ответственности по отношению к ним.

  • Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей.

  • Воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

  • Воспитывать этические ценные способы общения.

  • Развивать интерес к самопознанию и воспитывать уважение к себе.

В основе работы по социально-нравственному становлению личности дошкольника лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способности сочувствовать другому человеку, радоваться вместе с ним.

Эти качества формируются в процессе эмоционального насыщенного содержательного общения взрослого с ребёнком в игре, в художественной, музыкальной, театрализованной деятельности. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль9,104.

Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса,

взаимодействия образовательных учреждений и семьи, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла), эстетической (различение прекрасного и безобразного) и религиозной (различение истинного и ложного) является главным средством преодоления разобщённости между взрослыми и детьми в семье, между детьми в детском социуме, между семьёй и образовательным учреждением, между человеком (и маленьким, и взрослым: ребёнком, родителем, педагогом) и традиционной культурой.

В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае – за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.

Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования, парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия

  • к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;

  • к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей;

  • к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.

Предполагается, что в ближайшей перспективе взаимодействие образовательного учреждений и семьи будет реализовываться как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в новых формах совместных детско-родительских семинаров, общих активных занятий по развитию навыков взаимодействия, в формах проектной деятельности и иных вариантах сотрудничества в целях профилактики трудностей и разрешения конфликтов в воспитании.

Эти новые подходы к взаимодействию ДОУ с семьёй раскрываются во многих программах воспитания детей и программах педагогического сопровождения семьи в контексте отечественных социокультурных традиций.

Можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу программно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания, смогут реально работать в современных условиях.

  • Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей.

  • Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации

родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности ребёнка через создание единого воспитательно-образовательного пространства, способствующего гармонизации системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность» и формированию «социального иммунитета», защищающего ребёнка от негативного воздействия информационной среды.

  • Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков педагогов, родителей и детей.

  • Принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития.

  • Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом российской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира ради осознания себя деятельными субъектами сохранения и приумножения социокультурного опыта.

  • Принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса.

Эти принципы, с точки зрения О. Потаповской, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребёнок – воспитатель - родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа.

В последнее время ведутся споры о степени активности образовательных учреждений в инициировании процесса духовно-нравственного воспитания и педагогического сопровождения семьи в этом вопросе. Среди специалистов органов управления образования и ученых-педагогов немалая часть отстаивает позицию, утверждающую, что образовательные учреждения не должны нести ответственность за духовно-нравственное воспитание детей, что это воспитание целиком является прерогативой семьи. Очевидно, насколько спекулятивен этот тезис в ситуации «ранености» современной семьи… Отечественная школа признавая ведущую роль семьи в воспитании, всегда поддерживала семью и помогала ей в решении воспитательных задач.

Содержание же духовно-нравственного воспитания и детей, и родителей ориентируется на сферу православной культуры, которая не сводится только к вероучительным моментам, но живится подлинно христианским Духом.

Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей.

Ответственность эту мы сможем понести лишь при условии постоянного собственного образования в сфере культуры и духовно-

нравственного воспитания, при условии собственного духовного укоренения в святоотеческих традициях и непрекращающихся трудов над своей душой17,14.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.

Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании.

В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях:

Первое ориентировано на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель – умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении.

Второе направление характеризуется введением в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования. Мы не ставим перед собой цель дискредитировать достижения зарубежных педагогов, но западные технологии не учитывают своеобразия природных условий, социально-исторических, религиозных, духовных, нравственных традиций, духовного своеобразия нашего народа.

Третье направление предполагает обращение к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.

Нравственность и христианство при общем сходстве у каждого народа имеют особые отличия. В каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к старшим, вежливость. Эти духовно-нравственные особенности возникают и растут под сенью семьи, общества, государства. Русские – семейное, общественное и государственное – устройства сложились под влиянием православной культуры.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы над программой педагоги познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей27,7.

Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Сегодня половина всех детей дошкольного возраста по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. В этих условиях особую значимость приобретают программы домашнего воспитания, в которых акцент делается на духовно-нравственном воспитании, а не на чрезмерно ранней интеллектуализации малышей. Именно такие программы разработаны педагогами для детей и родителей. Сегодня важнейшая задача, сравнимая с обороной сердца, души народа, состоит в использовании и развитии отечественных педагогических традиций как оружия для защиты семьи и детства.


Таблица 2 – Содержание нравственного воспитания младших дошкольников

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении 

  • формирование любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,

  • взращивание у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,

  • закладка патриотического чувства, гордость за свою родину,

  • воспитание у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,

  • умение жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,

  • культивирование таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Формы нравственного воспитания

  • личностные качества ребенка,

  • отношение детей к другим людям,

  • духовные ценности,

  • гласные и негласные правила этикета,

  • патриотические чувства и уважение к власти.

Средства нравственного воспитания


  • ворчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.

  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка

  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.


За последние годы в различных регионах России (в Санкт-Петербурге, Челябинске, Смоленске, Великом и Нижнем Новгороде, Ярославле и др.) накапливается конструктивный педагогический опыт возрождения детско-родительской общности и семейной соборности. Этот опыт развивается на принципах духовно-нравственного воспитания и заключается в следующем.

  • Единство семьи на основе жертвенности и любви.

  • Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.

  • Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.

  • Соблюдение иерархичности, чёткого распределения обязанностей в семье.

  • Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.

  • Признание свободы личности ребёнка и уважение его достоинства.

  • Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребёнка.

  • Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.

  • Участие в благотворительных программах общества.

Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, родительских общин и объединений, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно-нравственного уклада; Организация совместных экскурсий, каникулярных поездок и трудов; введение семейных традиций и праздников в дни памяти святых покровителей семейного благополучия – преподобных Кирилла и Марии Радонежских, благоверных Петра и Февронии; привлечение в семейные объединения людей старшего поколения, составление семейных родословных и фотоальбомов, семейных журналов, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи (старших и младших поколений).

Сегодня как никогда актуально просвещение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.)17.

В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей.


База реализации проекта – МБДОУ  "Детский сад № 80"  г. Чебоксары.

В детском саду функционирует 12 групп для детей от 2 до 7 лет.

Из них: 2 - вторые группы раннего возраста,

3- младшие группы,

3 - средние группы,

2 - старшие группы,

2 - подготовительные к школе группы.

Уровень  образования-дошкольное образование

Форма обучения - очная

Нормативный срок  обучения - с  двух месяцев до достижения возраста шести лет и шести месяцев, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

РЕАЛИЗУЕМАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА: образовательная программа МБДОУ "Детский сад № 80" г. Чебоксары (принята на педагогическом совете Протокол № 6 от 28.08.2015 года, приказ № 52-о, от 28.08.2015 года) разработана на основе "Примерной образовательной программы "От рождения до школы" Н.Е. Веракса.


Таблица 3 – Показатели деятельности организации

N п/п

Показатели

Единица измерения

1.

Образовательная деятельность


1.1

Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе:

324 человек

1.1.1

В режиме полного дня (8 - 12 часов)

324 человек

1.1.2

В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов)

0 человек

1.1.3

В семейной дошкольной группе

-

1.1.4

В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации

-

1.2

Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет

61 человек

1.3

Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет на 01.08.2019 г.

260 человек

1.4

Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода:

324 человек/

100%

1.4.1

В режиме полного дня (8 - 12 часов)

324 человек/ 100%

1.4.2

В режиме продленного дня (12 - 14 часов)

-

1.4.3

В режиме круглосуточного пребывания

-

1.5

Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги:

-

1.5.1

По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии

-

1.5.2

По освоению образовательной программы дошкольного образования

324 человек/

100%

1.5.3

По присмотру и уходу

324 человек/

100%

1.6

Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника

5,1 дня

1.7

Общая численность педагогических работников, в том числе:

29 человек

1.7.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование

21 человек/

72,4%

1.7.2

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля)

19 человек/

65,5%

1.7.3

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование

8 человек/

27,6%

1.7.4

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля)

8 человек/

27,6%

1.8

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

16 человек/

44,8%

1.8.1

Высшая

1 человек/ 3,4 %

1.8.2

Первая

15 человек/

51 %

1.9

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:


1.9.1

До 5 лет

3 человек/

10,3%

1.9.2

Свыше 20 лет

9 человек /

34,4 %




4. Цели и задачи проекта


Цель проекта:

Создание условий для нравственного воспитания воспитанников младшего дошкольного возраста посредством взаимодействия семьи и ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО.


Задачи проекта:

1. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.

2.Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств.

3. Воспитывать уважение к нравственным нормам. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. 

4. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

5. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.

6. Осуществлять взаимодействие с семьей с целью обеспечить совместное воспитание нравственной личности.



5. Участники и их роль в реализации проекта


В реализации проекта задействованы:

1. Воспитатели младшей группы МБДОУ.

2. Дети младшей группы в количестве 25 человек.

3. Родители, бабушки и дедушки воспитанников.



6. Ресурсы проекта


Ресурсная база проекта включает:

- нормативно-правовые ресурсы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).


Программное обеспечение:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 г.


- кадровые ресурсы:

Заведующий МБДОУ.

Старший воспитатель МБДОУ.

Воспитатели младшей группы МБДОУ.


- материально-технические ресурсы:

Материально – техническое оснащение.

Наглядный материал




7. Механизм реализации проекта


Таблица 4 - Механизм реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- определение цели и задач проекта;

- сбор информационного материала;

- создание условий для организации работы;

- составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение и др.)

подводятся итоги, подготавливается выставка, итоговая беседа с детьми.





8. План реализации проекта


Таблица 4 - План реализации проекта

Этап

Наименование мероприятия

Дата

Ответственные

Подготовительный

Постановка проблемы;

выбор названия проекта.

Сентябрь


Изучение журналов «Детский сад от А до Я», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

Октябрь


Анализ личных дел воспитанников

Октябрь


Основной

С детьми:

Игры на взаимодействие


С родителями:

Родительское собрание, направленное на повышение педагогической культуры родителей

Ноябрь

(1 неделя)


С детьми:

Свободные и тематические игры-драматизации

Ноябрь

(2 неделя)


С детьми:

Ролевое проигрывание моделей желаемого поведения в различных жизненных ситуациях

Ноябрь

( 3 неделя)


С детьми:

НОД «Моя дружная семья»

Ноябрь

(4 неделя)


С детьми:

Имитационные игры


С родителями:

тренинг, повышающий уровень активности родителей в нравственном воспитании детей

Декабрь

(1 неделя)


С детьми и родителями:

Совместные спортивные встречи: « Вместе мы сможем всё!»

Декабрь

(2 неделя)


С детьми:

Беседы о нравственности, обсуждение рассказов


С родителями:

тренинг, повышающий уровень активности родителей в нравственном воспитании детей

Декабрь

(3 неделя)


С детьми

Подготовка рассказа о своей семье


С родителями:

Индивидуальные беседы с родителями о нравственном воспитании в семье

Декабрь

(4 неделя)


Заключительный

С детьми и родителями:

Оформление выставки творческих работ «Традиции и обычаи моей семьи»

Январь





9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности


Ожидаемые результаты:

1. Устойчивость навыков нравственного поведения.

2. Сформированность основ ценностных сфер личности.

3. Стабильность психического развития.

4. Целостность восприятия мира.

5. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

6. У родителей сформированы представления о возможностях воспитания нравственности в семье, о формах взаимосвязи с МБДОУ с целью воспитания нравственной личности.




10. Перспективы дальнейшего развития проекта


Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации педагогов детского сада и других образовательных учреждений. Данный проект могут использовать другие образовательные учреждения в ходе нарвственного воспитания детей, а также студенты педагогических специальностей в процессе прохождения педагогической практики.


Список литературы


  1. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336 с.

  2. Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.-200с.

  3. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с.

  4. Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие / автю-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Миобразования Чувшии,2017.-108с.

  5. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65

  6. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С.104-110.

  7. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006. №10. С.82-85.

  8. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 80с.

  9. Садилова О.А. Волшебные сказки. Духовно – нравственное воспитание детей и подростков. - М: 2005.

  10. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76.


Приложение 1

Занятие «Подарки феи».

Цели: воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом ебе; формирование мотиваций деятельности и активных личностных установок, связанных с развитием нравственных качеств; расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физичес­ких состояниях; снятие эмоционально-психического напряжения.

С нами в роли ведущих выступала мама ребенка из экспериментальной группы.

Ход занятия.

  1. Ритуал входа в сказку.

  2. Упражнение «Пожелание».

Дети сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые по­желания. Затем ведущий начинает рассказывать сказку «Подарки феи», ко­торая будет сквозной для этого занятия. «Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а ка­жется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знако­мые и незнакомые, старались держаться от них подальше».

3. Тренинг эмоций «Злюка».

Детям предлагается изобразить с помощью мимики и пантомимики «злю­ку». Ребенок сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего со зло­стью и недовольством. Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

«А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветли­вая, кроткая, да к тому же еще и красавица, каких мало».

4. Упражнение «Кляксы».

Детям предлагаются цветные кляксы: светлые, яркие и темные, гряз­ные. Задача детей — увидеть и вырезать изображение, напоминающее злого или доброго персонажа, героя.

«Мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи. Кроме всех прочих дел, млад­шая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды».

5. Этюд « Кувшин с водой».

Детям предлагается показать, как девочка набирает из источника воду в кувшин, ставит его на плечо и несет «тяжелый кувшин» домой.

«Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бед­ная женщина и попросила напиться.

— Пейте на здоровье, тетушка, — сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глу­боком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

— Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется пода­рить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, ко­торая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы
посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее расска­зывают.)

Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным кам­нем».

6. Упражнение «Подарок».

Детям предлагается по кругу подарить воображаемый подарок друг другу.

«Когда девушка пришла домой мать стала бранить её за то, что она замешкалась у источника.

- Простите, матушка, - сказала бедная девушка. – Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ её упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

Мачеха удивилась и стала расспрашивать девушку как ей это удалось. Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с её уст».

7. Упражнение «Украшения».

«Ребята, как вы думаете, что можно сделать из жемчуга и алмазов?»

Детям предлагается выбрать по три геометрические фигуры и совместно сделать «бусы» на разложенной по полу веревочке.

«Ну, если так, - сказала мать, - надо мне послать к источнику и старшую дочку!»

Девушка нехотя послушалась и пошла, не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме».

8. Тренинг эмоций «Упрямая девочка».

Дети по очереди изображают упрямого ребенка, который топает ногой и кричит: «Не хочу!», «Не пойду!».

Едва она успела подойти к источнику, как из лесу вышла нарядно одетая дама и попросили глоток воды. (Это была та же самая фея, только она на этот раз приняла облик принцессы).

- Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? – сказала девушка дерзко. – Ну конечно, только для этого! А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…

- Однако, вы не очень то любезны, - спокойно сказала фея. – Ну, что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!»

9. Телесно-ориентированное упражнение.

Детям предлагается по сигналу ведущего превратиться в змею или жабу (ползать либо прыгать). Один хлопок – в змею, два хлопка – в жабу.

«Как только девушка вернулась домой, мать кинулась ей навстречу:

- Это ты, доченька? Ну как?

- А вот так, матушка! – буркнула в ответ дочка, и в то же мгновенье две гадюки и жабы плюхнулись на порог.

- Ах, Боже мой! Это твоя сестра во всем виновата! – и она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу»

10. Релаксационное упражнение «Звуки природы».

Дети в течение 2 – 3 минут слушают аудиозапись со звуками природы.

«Там и встретил её молодой принц, сын короля этой страны. Он спросил, что она делает в лесу одна и о чем так горько плачет.

- Ах, сударь, - ответила красавица, - матушка прогнала меня из дому!

Принц заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз, он попросил объяснить, что это за чудо. Девушка рассказала всю историю. Принц влюбился в неё, он увез девушку во дворец и женился на ней».

11. Заключительный этап.

Ведущий беседует с детьми ор подарках феи, акцентирует внимание на том, что доброта вознаграждается, а злоба – наказывается.

«И теперь на каждом занятии мы будем знакомиться с теми качествами личности, которые достойны подарка феи».

12. Ритуал выхода из сказки.







Приложение 2

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема «Наш семейный альбом».


Цель: Формировать у детей представление о семье.

Задачи:

1. Дать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2. Побуждать называть членов семьи, род их занятий.

3. Формировать чувство гордости за принадлежность к своей фамилии.

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к семье и всем членам семьи.


Ход занятия:

Воспитатель: К нам сегодня пришла в гости кукла Настя. Она принесла с собой фотографии своей семьи. Давайте спросим, с кем она живёт? ( дети рассматривают иллюстрации из серии «Моя семья») Кукла Настя «называет» членов своей семьи, род их занятий.


Воспитатель: Ребята, а вы любите играть с пальчиками? давайте поиграем. Проводится пальчиковая гимнастика «Моя семья» ( воспитатель разгибает из кулака пальцы и сопровождает движения текстом, дети подражают воспитателю)


Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!


Воспитатель:

Ребята, а у вас есть семья? (Да). Кто о вас заботится? (Родители, бабушка, дедушка).

Посмотрите у меня в руках альбом с вашими семейными фотографиями (показывает совместные работы, выполненные родителями и детьми). Кто хочет из вас рассказать нам о своей семье?

Дети рассказывают по фотографиям о своей семье, отвечая на вопросы:

- как зовут маму (папу, бабушку, дедушку, братика или сестрёнку)

- чем занимается мама (папа, бабушка, дедушка ..)

- большая или маленькая семья?

Воспитатель:

А сейчас давайте поиграем. Педагог просит детей встать в круг. В каждой семье друг друга называют ласково. Вас в семье ласково называют? (Да). А вот как вас ласково называют родители, сейчас мы узнаем. В руках у меня сердечко, оно очень нежное, его ронять нельзя.


Этюд «Ласковые родители».

Воспитатель берёт сердечко и пускает его по кругу, при этом спрашивая, как ласково называют детей члены их семьи.

Воспитатель: Вы так много рассказали о своих семьях. Мама и папа, кто они для вас? (Родители)

А все вместе: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра? (Родственники, семья)

Вы любите мамам помогать? (Да)

Давайте поможем мамам.


Физкультминутка «Мамины помощники».

Вот они какие

Ручки небольшие

Маме помогают

Весело стирают.

Вот они какие

Ручки небольшие

Маме помогают

Чисто подметают.

Вот они какие

Ручки небольшие

Маме помогают

Кашу помешают.


Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошие помощники. Послушайте стихотворение:


Семья – большое счастье.

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой-

У тех, кто всех послушней,

И непослушных самых.

У каждого на свете:

Детишек, птиц, зверья,

Должны быть те, кто дорог –

Родимая семья!

У каждого на свете

Должны быть папа с мамой,

Семья – большое счастье

Подарок самый – самый!


Итог: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (О семье). В каждой семье взрослые и дети должны заботиться друг о друге, помогать друг другу.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект «Будем делать хорошо и не будем плохо!»

Автор: Сурова Ольга Васильевна

Дата: 10.03.2020

Номер свидетельства: 542264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Проект внеурочной деятельности " Будь здоров!""
    ["seo_title"] => string(42) "proekt_vneurochnoi_deiatelnosti_bud_zdorov"
    ["file_id"] => string(6) "640665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1700935657"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проект. Экологические игры в воспитании дошкольников "
    ["seo_title"] => string(58) "proiekt-ekologhichieskiie-ighry-v-vospitanii-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "173423"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект сценария "Полезные и вредные привычки" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-stsienariia-polieznyie-i-vriednyie-privychki"
    ["file_id"] => string(6) "140667"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417978303"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие во 2 классе «Дружат дети всей страны!» "
    ["seo_title"] => string(68) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vo-2-klassie-druzhat-dieti-vsiei-strany"
    ["file_id"] => string(6) "151709"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420733734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "проект "Здоровье-богатство на все времена" "
    ["seo_title"] => string(46) "proiekt-zdorov-ie-boghatstvo-na-vsie-vriemiena"
    ["file_id"] => string(6) "159600"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421927537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства