Просмотр содержимого документа
«Проект «Народная тряпичная кукла»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «IT мир» г. Перми
Проект
«Народная тряпичная кукла».
Воспитатель:
Устинова С.С.
Пермь
Актуальность:
Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение. Разнообразие тряпичных кукол, вдохновило нас на создание проекта про народную тряпичную куклу. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
С незапамятных времён мастерицами было освоено искусство приготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное поэтому эти куклы довольно часто носились как талисманы. Такую куклу не купить в магазине. Кукла не появляется из ниоткуда – её делает человек, вкладывая свою энергию, мысли и чувства. Она как мостик между детством и взрослой жизнью, между прошлым и настоящим, между миром видимым и невидимым, духовным.
Выявление проблемы:
Отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций русского народа.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной традиции, на примере ознакомления с русской, народной, тряпичной куклой. Её происхождением и способами приготовления.
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения народной куклы.
Изучить технологию изготовления куклы.
Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей.
Научить детей делать куклу своими руками, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Вид проекта:
Информационный, познавательный, творческий.
Масштаб проекта:
Краткосрочный. 3 недели
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители.
Перечень этапов
Организационный этап:
Подбор литературы с иллюстрациями и информацией о тряпичных куклах. Сбор материи для изготовления кукол. Поиск интересной куклы для проведения мастер-класса с родителями. Подготовка информации в родительский уголок. Сбор изготовленных кукол для мини-музея «Куклы из бабушкиного сундука».
Практический этап:
Совместная деятельность всех участников проекта. Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, проведение мастер-класса для родителей. Изготовление детьми куколки «Кувадка» - хранительницы музея. Дидактической игры: «Собери куклу» - разрезные картинки. Рисование понравившейся куклы из музея.
Итоговый этап:
Подведение итогов по проекту. Оформление выставки рисунков детей. Показ – презентация мини-музей «Кукла из бабушкиного сундука» родителям. Итог мастер-класса кукла – перевёртыш «Девка-баба». «Кувадки» - хранители музея.
Поэтапное планирование
Вид деятельности
Сроки
Ответственный
Организационный этап
Создание условий в группе для активной деятельности. Подбор литературы с иллюстрациями: «Куклы из текстиля и трикотажа», «Народные куклы и обереги», «Детские куклы и обереги», «Куклы и игрушки в доме». Работа с родителями: сбор материала для кукол, выбор куклы для мастер-класса, подготовка информации в родительский уголок, сбор кукол для мини-музея.
2 неделя марта
Воспитатели, родители.
Практический этап
Беседа о жизни детей в прошлом, об играх, игрушках, которыми играли дети. Беседа на тему: «Как появились куклы?», «Как родилась тряпичная кукла?». «Что означает кукла?». Рисование на тему «Тряпичная кукла», Рассматривание иллюстраций, Знакомство с процессом изготовления куклы «Кувадка», её история происхождения. Изготовление куклы "Кувадка". Проведение мастер-класса для родителей: кукла-перевёртыш «Девка-баба». Изготовление дидактической игры «Собери куклу» разрезные картинки.
3 неделя марта
Дети, воспитатели, родители
Итоговый этап
Подведение работы по проекту: Выставка рисунков «Любимые куклы из мини-музея». Оформление мини-музея «Куклы из бабушкиного сундука», гирлянда из кукол «кувадок» сделанными руками детей. Интересный мастер-класс с родителями: кукла-перевёртыш «Девка-баба».
4 неделя марта
Дети, воспитатели, родители
Ожидаемый результат:
Осуществляя этот проект, у детей сформируется устойчивый интерес к культуре русского народа, знание детьми разных, тряпичных кукол, их названия и для чего они делались.
Список литературы:
Лидия Мудрагель Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление. – СПб.: Питер, 2014 -128 с.: (Серия «Ручная работа»)