Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Воспитатель подготовительной
к школе группы
Туваева Елена Михайловна
2018г.
Вид проекта: исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети старшей групп, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием компьютерного оборудования.
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Цель и основные задачи проекта
Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.
Задачи проекта:
познакомить с историей создания сказок;
развивать у детей умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять
умение мыслить словами;
связную речь;
мышление;
внимание;
память;
воображение;
отзывчивость и сопереживание;
учить составлять сказки;
пользоваться интерактивным оборудованием;
воспитывать любовь к сказкам;
бережное отношение к книгам.
Реализация проекта
долгосрочный. Сентябрь - май
Участники проекта
Дети- педагоги- родители.
Условие для реализации проекта
Создание единого образовательного пространства.
Ожидаемый результат
По окончании проекта дети должны знать:
– сказки, уметь пересказывать, обыгрывать сказки, беречь, проявлять интерес к книгам.
Этапы реализации проекта
Этапы
Мероприятия
Срок реализации
Ответственный
Подготовительный
Формулирование темы проекта, его актуальности, его целей, задач.
Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта.
Сентябрь
Туваева Е.М
Основной
Экскурсии в библиотеку- знакомство с творчеством писателей, инсценировки сказок; чтение сказок; изготовление родителями: книжек, пальчиковый театр; обыгрывание сказок;
Октябрь -апрель
Туваева Е.М
Заключительный
Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей
Показ сказки детьми: "Заюшкина избушка"
Май
Туваева Е.М
Перспективный план работы с детьми и родителями
Сентябрь
Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»
Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».
Октябрь
1. Знакомство с историей создания сказок
2. Компьютерная презентация «Книги древности»
3. Инсценировка сказки «Теремок»
Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера
Ноябрь
Консультация для родителей: «Роль сказок в жизни ребенка»
Библиотека «Творчество Александра Сергеевича Пушкина»
Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне»
Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», «Карлсон, который живет на крыше» и «Принцесса, не желающая играть в куклы» А. Линдгре
Февраль
Изготовление родителями «Книжек-малышек со сказками»
Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса», «Колобок»
Март
1. Знакомство с творчеством Петра Ершова
3. Оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»
Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова
Просмотр мультфильма Конек - горбунок
Апрель
1. Знакомство с творчеством «Шарля Перро»
Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро
Инсценировка сказки «Красная шапочка» с участием родителей
Показ сказки детьми: "Заюшкина избушка"
Результатом работы со сказкой является:
Умение детей разрешать конфликтные ситуации;
использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;
пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;
активное участие детей в фольклорных мероприятиях;
формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру
привитие любви к своей истории, Родине;
овладение навыками взаимоотношения с миром;
усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;
формирование активной жизненной позиции. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге нужно начинать уже в младшей группе.
На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений.
Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляю альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Заключение.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.
Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.
Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа.
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается, как чуткий показатель состояния общества.
Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.
Вот почему я объясняю родителям и учу детей любить книгу, проявлять интерес к чтению.
В нашей стране проблема детского чтения не осознавалась, последние годы как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Ребенок - книга». Опираясь на опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на детское чтение нужно обращать особое внимание и активно привлекать к этому родителей.
Показ кукольного пальчикого-театра по сказке «Теремок»