Проект направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей разновозрастной группы к дошкольному учреждению. В данном проекте раскрыты формы работы и особенности её организации, а так же психолого - педагогическик условия совместного обучения и воспитания детей разного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Здравствуй детский сад"»
Проект «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
Краснозерского района
Новосибирской области
Петропавловский детский сад
Автор: Головина Татьяна Владимировна,
воспитатель
Паспорт педагогического проекта
1.1. Тема проекта:“Здравствуй детский сад” по обеспечение успешной социальной адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
1.2.Автор: Головина Татьяна Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории.
1.3. Место реализации проекта: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Петропавловский детский сад
Адрес: 632925, Россия, Новосибирская область, Краснозерский район,
с. Петропавловка, ул. Тобольская, д.33
1.4. Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.
1.5.Участники проекта: дети разновозрастной группы , воспитатели и специалисты ДОУ, родители.
Характеристика проекта
В нашем детском саду функционирует всего одна разновозрастная группа, и ежегодно она заполняется вновь прибывшими детьми разного возраста. Начало посещения детского сада для ребёнка любого возраста- сложный период адаптации к новым социальным условиям. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий ДОУ и семьи. Среди психологов не существует однозначного мнения, когда детям лучше всего начинать ходить в детский сад. Мы убедились на практике, что возраст решающего значения не имеет, и если педагоги будут придерживаться определенных принципов работы, то адаптация ребенка к дошкольному учреждению может проходить безболезненно в любом возрасте.
Изучив педагогическую, психологическую, методическую литературу и практический опыт, мы поняли, что педагогам предлагается решение проблемы только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. Практика же работы ДОУ показывает, что в настоящее время необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния. В этой связи разработка проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной. Проект раскрывает формы работы и особенности ее организации, а также психолого-педагогические условия обучения и воспитания дошкольников, соблюдение которых способствует успешной реализации педагогического проекта в рамках ДОУ.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению. Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Содержание
Актуальность темы проекта………………..………….....стр.4
Цель и задачи проекта……………….……………….…….стр.5
Принципы, условия, предполагаемые результаты
реализации проекта…………………………………………..стр.5
Этапы и содержание проекта………………..…………..стр.6
Результаты реализации проекта…………………….…..стр.7
Трансляция опыта работы по проекту………………….стр.9
Литература……………………………………………..…….стр.10
1.Актуальность темы
Современный человек постоянно вынужден приспосабливаться к изменениям окружающей среды: к новой работе, социальным изменениям в обществе, новым условиям жизни и деятельности. И порой психоэмоциональные нагрузки, связанные с адаптацией к этим изменениям, даже у взрослых вызывают тревожные состояния, переживания и стресс. Что уж говорить о маленьких детях, которые впервые в своей жизни не только попадают в совершенно новые, непривычные, а от этого еще более страшные и пугающие условия, но и активно начинают социализироваться в современном обществе. Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию детей. Попадая в разновозрастную группу, полуторалетний или трёхлетний ребёнок не присоединяется к обществу рыдающих детей, каждый из которых хочет идти домой к маме. Напротив, он видит спокойных детей, занятых любимым делом, и понимает, что всё в порядке. Постоянные контакты с разновозрастными партнёрами полезны для формирования полноценного опыта общения, открывают дополнительные возможности для личностного и интеллектуального роста, социализации. Проект “Здравствуй детский сад” направлен на решение проблемы: как облегчить адаптацию детей разновозрастной группы к дошкольному учреждению. Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
снятие эмоционального и мышечного напряжения;
снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Базовыми средствами проектной деятельности служат: игровая деятельность, дидактические игры, беседы, песочная терапия, сказкотерапия. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой, учат выстраивать отношения в коллективе.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: успешная адаптация детей и их родителей к дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс его развития.
Задачи проекта:
1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду.
2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
3. Обеспечить развитие игровых навыков, произвольного поведения.
4. Способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышать коммуникабельность между родителями.
3. Принципы, условия, предполагаемые результаты
реализации проекта
Принципы реализации проекта:
принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
"позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
сочетание научности и доступности материала;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
профессиональная компетентность педагога;
принцип от близкого к далекому;
принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
принцип учета региональных условий.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Предполагаемый результат:
будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ;
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
стабилизация эмоционального состояния детей;
личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Условия реализации
Условиями реализации предложенного нами педагогического проектирования являются:
организация предметно-развивающей среды в ДОУ,выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям;
осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;
создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей;
включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы.
4.Этапы и содержание проекта
Этапы проекта:
Организационный этап:
составление перспективного плана мероприятий проекта;
подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, игр.
разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;
пополнение предметно – развивающей среды в соответствии возрастом: уголок ряженья, полочка личных игрушек и др.;
разработка системы адаптационных мероприятий;
подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки, буклеты, заметки т др.).
анкетирование родителей «Социальная анкета ребенка».
Основной этап:
Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
Заключительный этап:
анализ результатов реализации проекта через наблюдение за детьми и анкетирование родителей по итогам адаптации.
презентация проекта для родителей;
организация фотовыставки по мероприятиям проекта из жизни детей в ДОУ;
обобщение опыта реализации созданной системы методов и приемов адаптации детей к ДОУ в условиях разновозрастной группы.
Содержание проекта
Содержание проектной деятельности будет осуществляться поэтапно в четырёх направлениях.
Первое направление-проведение педагогического просвещения родителей, дети которых поступают в детский сад.
Второе направление- установление доверительных отношений воспитателя с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде, как интересной и знакомой. Формирование потребности в речевом общении.
Третье направление- приучение к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации. На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
Четвёртое направление- развитие потребности в самостоятельной активной деятельности и коммуникации в условиях разновозрастной группы.
Система методов и приемов работы с детьми:
элементы телесной терапии (обнять, погладить);
элементы музыкотерапии: исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода) ;
элементы сказкотерапии;
игровые методы,
метод «волонтера» (новичок закрепляется за «старичком» группы т.к. группа разновозрастная).
Взаимодействие с родителями представлено следующими формами:
Знакомство родителей с группой и воспитателем игра «Давайте познакомимся»;
Уголок «Родительская почта»;
Анкетирование родителей;
Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
Привлечение родителей к изготовлению игрового материала;
Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”).
Деловая игра “Ребенок, играющий в песок и воду” (педагоги ДОУ детского сада, родители);
Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”;
Индивидуальная консультативная работа;
Гостиная для родителей;
Родительское собрание с показом практической работы с детьми.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Все вышеперечисленные формы и средства были включены в целостный педагогический процесс.
5. Результаты реализации проекта
Определение уровня организованности процесса адаптации, оценки эмоционального благополучия детей, адаптировавшихся к детскому саду, проводилась через: - сравнение результатов по индивидуальным листам наблюдений за детьми в начале адаптационного периода и через месяц посещения ими детского сада (сентябрь 2015г.) и на конец проектной деятельности (ноябрь 2052г.); - сравнение результатов анкетирования родителей.
В результате реализации проекта мы наблюдали положительные изменения.
У детей:
- значительно повысился общий эмоциональный фон; - снизился уровень тревожности; - повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
У родителей:
- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей; - активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ; - повышается психолого-педагогическая культура; Результаты анкетирования в 2015 году показали, что организация процесса адаптации устраивает большинство родителей (78%). Все они заинтересованы в успешной адаптации своих детей, в поддержании эмоционального благополучия, и понимают важность, значимость проблемы. По мнению 84% родителей, главный путь успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, уважительное отношение к каждому ребенку.
У педагогов
В результате реализации данного проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса, усилились методические связи между воспитателями и родителями воспитанников.
6. Трансляция опыта работы по проекту:
самоанализ результатов по организации и проведению работы по проекту на Педагогическом совете;
панорама педагогических достижений на РМО воспитателей дошкольных учреждений;
оформление фотовыставки и выставки детских работ в ДОУ на общем родительском собрании;
презентация проекта на районной выставке творчества педагогов ДОУ к Дню дошкольного работника.
Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.
7. Литература
1.Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс», 2002г.
2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: «Речь», 2010
3.Заводчикова О.Г. Адаптация в деском саду: взаимодействие ДОУ и семьи: пособие для воспитателей . -М.: Просвещение, 2004
4.Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 1998.- №4
5.Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ - М.: Айрис Пресс, 2005