Просмотр содержимого документа
«Развитие наблюдательности и любознательности у детей дошкольного возраста.»
Развитие наблюдательности и любознательности у детей младшего дошкольного возраста.
Почему маленькие дети такие любознательные? Как относиться к этой их особенности?
Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Малыша интересуют все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т.д. Однако ему еще трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. Малыш познает этот мир по своему, по детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, в первую очередь усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Однако взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, но и расширяет чувственный опыт. Малыш учиться ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний. Упорядочение процесса во многом зависит от взрослого который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Почему малыш не теряется в калейдоскопе этих первых, обрывочных знаний? Потому, что познание мира происходит у него через познание человека. Следует выделить у него центральное, стержневое звено — знания о -человеке, которые должны быть преподнесены ребенку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься в связи с пониманием человека: человек и его жилище (дом), человек и результаты его труда (выращивание овощей и фруктов и т.д.), человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, работа на огороде, в саду и т.д.), человек и животный мир (забота о животных и их значение в жизни людей: корова дает молоко, курица — яйца и т.д.).
Эти представления на протяжении четвертого года жизни формируются постепенно — в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с ее объектами и явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми, падающими снежинками; слушают стихи и рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире Земли, ухаживают за растениями. Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой и яркостью красок, разнообразием. Они являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, а с другой — будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы должны стать для взрослого той отправной точкой, с которой будет осуществляться все дальнейшее воспитание и образование ребенка: развитие чувства любви и бережного отношения ко всему живому и неживому, обогащение представлений детей о мире природы и развитие умения выделять основные закономерности.
В процессе приобщения детей к миру природы мы стараемся не ограничиваться работой по организации познания явлений и объектов окружающего, а предоставляем ребенку возможность, не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так, в движениях, танцах, интонациях ребенок отображает свое отношение к таким явлениям природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных.
Для того чтобы научить малыша выделять простейшие связи в наблюдаемых природных процессах, работу с ним необходимо начинать уже в три года. В этом возрасте мы развиваем у детей представления об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (учим различать день и ночь, состояние погоды — солнечно, пасмурно, холодно, жарко; осадки — снег, дождь; выделять свойства воды песка). Также знакомим детей с объектами живой природы (комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными).
При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы мы, прежде всего, опираемся на чувственный опыт ребенка и используем наглядность. Например, гуляя с детьми, мы обращаем их внимание на состояние погоды («Посмотри, какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички... И нам с вами весело гулять»). Если пошел дождь, можно предложить ребенку подставить свои ладошки, и таким образом он почувствует, холодный дождь осенью или теплый — летом.
Особенность детей младшего дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтения книг, игры, простейшие опыты, беседы и т.д.).
Привлечь внимание ребенка к тем или иным средствам и способам познания окружающего может любой сказочный персонаж, например, старичок-лесовичок. Этот персонаж будет приходить в гости к детям и приглашать их на прогулку в парк или лес; приносить разнообразный природный материал. Дети рассматривают его, ощупывают, исследуют его. Таким образом, развивается восприятие ребенка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов, например, грецкие орехи круглые, светло-коричневые, шероховатые и т.д.
В поисках новых впечатлений и ответов на волнующие вопросы ребенок начинает раздвигать рамки привычной среды (квартира, группа, участок и
т.д.) и всячески расширять познаваемые горизонты. Прибавление физической силы и энергии, ощущение себя почти взрослым и компетентным во многих вопросах, потребность в подтверждении этого близкими взрослыми вызывают у ребенка стремление к активной самостоятельной деятельности в окружающем мире, участие в реальных делах взрослого.
Для того чтобы познавательная деятельность ребенка развивалась полноценно, его представления о действительности расширялись и углублялись, а отношение к миру становилось бережным и созидательным, рядом должны находиться добрые и внимательные взрослые, хорошо осведомленные о возрастных особенностях и возможностях малышей, сами обладающие широким кругозором и должным отношением к миру.
Итак, познавательная сфера ребенка 3-4 лет активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. Дети смотрят на предметы как бы с разных сторон; их интересуют внешние характеристики предметов (что? кто? какой?), внутренние характеристики (для чего? как?). Они начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.