Просмотр содержимого документа
«Развитие сюжетной игры у детей 2-3 лет.»
ГКУЗ ВО Муромский Дом ребенка
специализированный
Опыт работы
Воспитатель Королева Л. Г.
На тему:
«Развитие сюжетной игры
у детей 2 – 3 лет»
2018г.
«Игра - это творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование
их и построение из них новой действительности, отвечающей
запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
Актуальность темы:
В процессе сюжетной игры дети не только познают окружающий мир, но и сами являются его творцами, отражают в нем свои знания об известных им реальных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним, которое может быть ошибочным и требует коррекции.
Значение сюжетной игры для детей 2 -3 лет.
Игра - это ведущая деятельность дошкольника, она имеет огромное значение для воспитания и развития личности, так как в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Во время игры активно работают все психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Основной источник, питающий сюжетную игру ребенка – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетной игры является наличие в ней воображаемой ситуации, а воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Ребенок живет в игре, и задача педагогов стать направляющим и связывающим звеном в цепи ребенок – игра, тактично поддерживая руководство, и обогащает игровой опыт детей.
Цель: -дидактическая: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков; -воспитательная: воспитание самостоятельности, воли, нравственных эстетических позиций, воспитание коллективизма, сотрудничества, общительности, коммуникативности; -развивающая: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации, учебной деятельности; -социализирующая: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.
Общие задачи игровой деятельности: -развитие коммуникативных качеств детей в игре; - развитие воображения как основы творческой деятельности; -развитие у детей образной памяти, внимания, речи; -формирование в процессе игр нестандартного мышления; -развитие координации мелкой моторики; -организация коллективных и индивидуальных игр в процессе упражнений и творческих игровых заданий.
Основные черты сюжетной игры
Эмоциональная насыщенность.
Увлеченность детей.
Самостоятельность.
Активность.
Творчество.
Условия развития сюжетной игры
Обогащение жизненного опыта детей:
- ознакомление с окружающим;
- наблюдение за трудом взрослых;
- вовлечение детей в совместный со взрослым труд и игру, чтение книг;
-рассматривание и обсуждение картинок, эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.
Создание адекватной предметной среды для развития сюжетной игры:
- наличие достаточного количества разных игрушек, побуждающих малышей к разыгрыванию того или иного сюжета;
- организация игровых зон, специально предназначенных для развития сюжетных игр (зона игры в магазин, больницу, парикмахерскую; зона сна, кормления и купания кукол, и др.);
- периодическое обновление игрового материала;
- сохранение игрового пространства после окончания игры (это способствует возобновления игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета игры).
Личностно – ориентированное общение взрослых с детьми в процессе игровой деятельности:
- установление эмоционально - положительного контакта со взрослым;
- развитие доверия и желания действовать вместе;
- развитие равноправных партнерских отношений в игре даже с самыми маленькими детьми;
- поддержание интереса детей к сюжету игры с помощью косвенных методов (вопросов, просьб, предложений);
- поощрение игровой инициативы ребенка и результатов в игре.
Методы развития сюжетной игры.
Развитие интереса к игре (вовлечение в воображаемую ситуацию, поощрение самостоятельных игровых действий).
Игра взрослого рядом с ребенком, тактичное присоединение взрослого к детской игре с помощью косвенных методов (вопросы, просьбы).
Разыгрывание условных действий с отсутствующим предметом (можно предложить малышам «смотреться» а зеркальце – «ладошку», делать «больной» кукле укол палочкой).
Включение игровых персонажей в режимные моменты (можно во время обеда посадить рядом с ребенком куклу, которая тоже будет «кушать»).
Увеличение взрослым числа игровых предметов и действий для реализации того или иного сюжета с целью его разнообразия (если ребенок причесывает куклу расческой, то ему можно предложить щетку для волос, бантик, заколку, зеркальце).
Помощь взрослому ребенку в преобразовании разрозненных игровых действий в целостный игровой сюжет («давай сварим суп, потом будем кормить кукол»).
Стимулирование игр ребенка с разными персонажами (как хорошо кушает кукла; зайчик тоже хочет кушать).
Перенос игровых действий на взрослого партнера или сверстника, поощрение совместных игр ребенка со сверстниками, организация наблюдений за играющими детьми; развитие умения подражать игровым действиям сверстников; организация несложных сюжетных игр с обменом игровых действий между детьми («Миша, Дашина куколка хочет пить. Дай ей попить чаю из чашечки. А Даша даст ей к чаю конфетку») .
Речевое сопровождение взрослым игры ребенка (комментирование игровых действий, вопросы, песенки, стихи, потешки). Самостоятельные речевые высказывания детей в процессе игры («Давай скажем Мишке, что пора кушать»).
Включение в игру предметов заместителей (кукла заболела, ей нужно дать лекарство; что у нас будет таблетками).
Помощь ребенку в овладении некоторыми элементами ролевого поведения: организация игр-забав, изображение поведения животных, птиц, предметов неживой природы, имитация самолета, паровоза; интерпретация обычных действий ребенка (вот какая у нас Оля – козочка, как высоко прыгает); развития у детей умения принимать на себя роль взрослого (Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь лялю, как мама. Ты мама, а кукла – дочка.).
Этапы развития игровой деятельности в раннем возрасте.
Ознакомительная игра (1-год)
Действия, манипуляции, в процессе обследования предмета. С 5-6 месяцев они направлены па выявление особенностей предмета – игрушки и перерастают в ориентированные действия операции.
Отобразительная игра (1-2года)
Ребенок узнает название и целевое назначение предмета, учится выявлять его специфические свойства (пищит, едет, катится, и др.) и это новое знание он переносит в игру.
Сюжетно - отобразительная игра (2-3года)
Действия ребенка оставаясь предметно – опосредованными эмитируют в условной форме использование предмета по назначению. В сюжетно отобразительной игре постепенно зарождаются предпосылки сюжетно – ролевой игры.
Сюжетно – ролевая игра (после 3лет)
Игровое действие имеет символический характер. Ребенок моделирует ситуации с предметами заместителями. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием.
Одна из важных задач воспитания детей – их своевременное умственное и речевое развитие. Восприятие и речь детей формируется в процессе действий с дидактическими игрушками, играми. Во время занятий и игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного развития – внимание, самостоятельность, любознательность. В нашей группе дети с удовольствием играют в сюжетные игры:
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}