Сенсомоторное воспитание - фундамент умственного развития
Сенсомоторное воспитание - фундамент умственного развития
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. По мнению доктора психологических наук Л.Венгера, «руководить умственным развитием ребенка-значит учить его чему-то, ставить перед ним определенный задачи и показывать способы их решения».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сенсомоторное воспитание - фундамент умственного развития»
Сенсорное воспитание –фундамент умственного развития ребенка.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. По мнению доктора психологических наук Л.Венгера, «руководить умственным развитием ребенка-значит учить его чему-то, ставить перед ним определенный задачи и показывать способы их решения». Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Задача взрослого- не научить ребенка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.
Выделяются следующие направления по стимуляции сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и функции кисти;
развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия;
развитие вестибулярного восприятия;
развитие зрительного восприятия;
развитие вибрационного восприятия;
развитие слухового восприятия;
развитие кинестетического восприятия;
развитие вкусового восприятия;
развитие обоняния.
Развитие мелкой моторики и функции кисти
Игровой массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:
■ поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;
■ похлопывание, покалывание, потирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
■ поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);
■ похлопывание кистью ребенка по руке взрослого, по мягкой и жесткой поверхности;
■ вращение пальцев (отдельно каждого);
■ круговые повороты кисти;
■ отведение приведение кисти (вправо-влево);
■ движение супинации (поворот руки ладонью вверх) пронации (ладонью вниз).
Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);
■ поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);
■ щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости;
■ противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);
■ противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.
Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно при одевании, приеме пищи, купании, игре.
Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. Так как поверхность мяча выпуклая, ребенку удобно расположить на ней пальцы; при этом легче производится отведение большого пальца.
Тренируют также функцию хватания. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки.
Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Это приучает узнавать их на ощупь. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на разной высоте. Следят за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами. Полезны различные упражнения, при которых кисть двигается в сторону большого пальца, например, поднесение ложки с едой ко рту или касание рукой противоположного уха.
Развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как фактура, температура и вес. Занятия тактильной стимуляцией с детьми относительно просты, потому что они легко включаются в повседневную жизнь ребенка.
Материалы для тактильных игр
Природные материалы: сухие листья различных деревьев, семена гороха, тыквы, кукурузы, фасоли и т. д.,
Упаковочные материалы: веревочки, крышки, стружка, бечевка, опилки, нитки, сеточки для лука, крышки от банок и бутылок, пробки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты с пузырями, упаковочная бумага, целлофан и др.
Бытовые мелочи: губка, мех, шерсть, кожа, войлок, замша, наждачная бумага, линолеум, цепочки, тесьма, соломинки от веника, кружево, гвозди, прищепки, салфетки, бумажные полотенца, бумажные формочки от пирожных, пемза и др.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема. Для этого используются игры Волшебный мешочек» и Узнай, что это».
Развитие вестибулярного восприятия
Решающей предпосылкой для формирования вестибулярного восприятия является способность поворачивать голову. Вестибулярному аппарату передается информация о трех направлениях изменения положения тела:
■ движения в вертикальном направлении вверх и вниз;
■ движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево;
■ Поступательно-возвратные движения вперед и назад.
Эти движения вызывают различную эмоциональную реакцию. Движения вправо и влево, а также вперед и назад являются скорее приятными и успокаивающими. Движения верх и вниз действуют, как правило, раздражающе.
Существует также четвертый способ движения: поворотные и ускоряющиеся движения вокруг своей оси. Во время таких движений человек взглядом ищет какой-либо фиксированный объект, а затем поворачивается вокруг своей оси.
Развитие зрительного восприятия
Работа по совершенствованию зрительного восприятия включает задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазолвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения, на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора.
Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях используются такие игры, как Солнечный зайчик с зеркальца», Последи за самолетом», последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально; специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.
Пространственные представления формируются в ходе игр на перемещение в пространстве (Найди спрятанную в комнате игрушку») по подражанию, по образцу, по речевой инструкции. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия впереди, позади, справа, слева, далеко, близко.
Развитие слухового восприятия
Работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков и восприятие речевых звуков (формируется фонематический слух).
Оба направления имеют для человека жизненно важное значение.
Первоначально проводится работа по восприятию неречевых звуков. Детей учат воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ, правильно определять направление, откуда идет звук, ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксации) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.
Развитие кинестетического восприятия
Для развития кинестетического восприятия используются упражнения, позволяющие ребенку рассчитать силу, необходимую для выполнения того или иного действия: сесть на стул, не упав; уверенно идти по лестнице, не глядя под ноги; закрыть с нужным усилием дверь; сжать тюбик с клеем так, что из него выдавится нужное количество клея; рисовать так, что будет виден след карандаша и при этом бумага не порвется, и т.д.
Развитие вкусового восприятия и обоняния
Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития человека.
С помощью органов обоняния и вкуса человек может: узнать предмет по запаху и вкусу; установить степень приятности пищи, свежести (испорченности) продукта, зрелости плодов; определить запах и вкус, температуру и качество поверхности съедаемого; дифференцировать предметы на съедобные и несъедобные; использовать запах при ориентировке в пространстве, в качестве сигнала о происходящих событиях и др.