kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсомоторное воспитание - фундамент умственного развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. По мнению доктора психологических наук Л.Венгера, «руководить умственным развитием ребенка-значит учить его чему-то, ставить перед ним определенный задачи и показывать способы их решения».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсомоторное воспитание - фундамент умственного развития»

Сенсорное воспитание –фундамент умственного развития ребенка.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. По мнению доктора психологических наук Л.Венгера, «руководить умственным развитием ребенка-значит учить его чему-то, ставить перед ним определенный задачи и показывать способы их решения». Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Задача взрослого- не научить ребенка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.

Выделяются следующие направления по стимуляции сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики и функции кисти;

  • развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия;

  • развитие вестибулярного восприятия;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие вибрационного восприятия;

  • развитие слухового восприятия;

  • развитие кинестетического восприятия;

  • развитие вкусового восприятия;

  • развитие обоняния.

  • Развитие мелкой моторики и функции кисти

Игровой массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук:

■ поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;

■ похлопывание, покалывание, потирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

■ поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);

■ похлопывание кистью ребенка по руке взрослого, по мягкой и жесткой поверхности;

■ вращение пальцев (отдельно каждого);

■ круговые повороты кисти;

■ отведение приведение кисти (вправо-влево);

■ движение супинации (поворот руки ладонью вверх) пронации (ладонью вниз).

Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);

■ поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);

■ щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости;

■ противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);

■ противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно при одевании, приеме пищи, купании, игре.

Развитию опорной функции рук способствуют медленные перекатывания ребенка в положении на животе вперед на большом мяче. Так как поверхность мяча выпуклая, ребенку удобно расположить на ней пальцы; при этом легче производится отведение большого пальца.

Тренируют также функцию хватания. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки.

Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, фактуре. Это приучает узнавать их на ощупь. В разных положениях (лежа на животе, на спине, сидя, стоя на четвереньках, на коленях, на ногах) тренируют доставание и схватывание предметов, расположенных на различном расстоянии спереди, по сторонам от ребенка и на разной высоте. Следят за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а большим, указательным и средним пальцами. Полезны различные упражнения, при которых кисть двигается в сторону большого пальца, например, поднесение ложки с едой ко рту или касание рукой противоположного уха.

Развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как фактура, температура и вес. Занятия тактильной стимуляцией с детьми относительно просты, потому что они легко включаются в повседневную жизнь ребенка.

Материалы для тактильных игр

Природные материалы: сухие листья различных деревьев, семена гороха, тыквы, кукурузы, фасоли и т. д.,

Упаковочные материалы: веревочки, крышки, стружка, бечевка, опилки, нитки, сеточки для лука, крышки от банок и бутылок, пробки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты с пузырями, упаковочная бумага, целлофан и др.

Бытовые мелочи: губка, мех, шерсть, кожа, войлок, замша, наждачная бумага, линолеум, цепочки, тесьма, соломинки от веника, кружево, гвозди, прищепки, салфетки, бумажные полотенца, бумажные формочки от пирожных, пемза и др.

На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема. Для этого используются игры ­Волшебный мешочек» и ­Узнай, что это».

Развитие вестибулярного восприятия

Решающей предпосылкой для формирования вестибулярного восприятия является способность поворачивать голову. Вестибулярному аппарату передается информация о трех направлениях изменения положения тела:

■ движения в вертикальном направлении вверх и вниз;

■ движения тела в горизонтальной плоскости вправо и влево;

■ Поступательно-возвратные движения вперед и назад.

Эти движения вызывают различную эмоциональную реакцию. Движения вправо и влево, а также вперед и назад являются скорее приятными и успокаивающими. Движения верх и вниз действуют, как правило, раздражающе.

Существует также четвертый способ движения: поворотные и ускоряющиеся движения вокруг своей оси. Во время таких движений человек взглядом ищет какой-либо фиксированный объект, а затем поворачивается вокруг своей оси.

Развитие зрительного восприятия

Работа по совершенствованию зрительного восприятия включает задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазолвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения, на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора.

Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях используются такие игры, как ­Солнечный зайчик с зеркальца», ­Последи за самолетом», последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально; специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.

Пространственные представления формируются в ходе игр на перемещение в пространстве (­Найди спрятанную в комнате игрушку») по подражанию, по образцу, по речевой инструкции. Ориентировка по основным пространственным направлениям формируется в упражнениях с мячом, флажком, при перемещении в пространстве. В ходе таких упражнений усваиваются и закрепляются понятия впереди, позади, справа, слева, далеко, близко.

Развитие слухового восприятия

Работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков и восприятие речевых звуков (формируется фонематический слух).

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение.

Первоначально проводится работа по восприятию неречевых звуков. Детей учат воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ, правильно определять направление, откуда идет звук, ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.

Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксации) к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению.

Развитие кинестетического восприятия

Для развития кинестетического восприятия используются упражнения, позволяющие ребенку рассчитать силу, необходимую для выполнения того или иного действия: сесть на стул, не упав; уверенно идти по лестнице, не глядя под ноги; закрыть с нужным усилием дверь; сжать тюбик с клеем так, что из него выдавится нужное количество клея; рисовать так, что будет виден след карандаша и при этом бумага не порвется, и т.д.

Развитие вкусового восприятия и обоняния

Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и коррекции психофизического развития человека.

С помощью органов обоняния и вкуса человек может: узнать предмет по запаху и вкусу; установить степень приятности пищи, свежести (испорченности) продукта, зрелости плодов; определить запах и вкус, температуру и качество поверхности съедаемого; дифференцировать предметы на съедобные и несъедобные; использовать запах при ориентировке в пространстве, в качестве сигнала о происходящих событиях и др.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сенсомоторное воспитание - фундамент умственного развития

Автор: Даньшова Оксана Леонидовна

Дата: 08.12.2021

Номер свидетельства: 593854

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа профессионального развития Тема: «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_profiessional_nogho_razvitiia_tiema_siensomotornoie_razvitiie_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "432819"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508224217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Перспективный план работы по развитию сенсомоторики в  младшей группе по разделу «Изобразительная деятельность» согласно комплексно-тематическому планированию"
    ["seo_title"] => string(174) "pierspiektivnyi-plan-raboty-po-razvitiiu-siensomotoriki-v-mladshiei-ghruppie-po-razdielu-izobrazitiel-naia-dieiatiel-nost-soghlasno-komplieksno-tiematichieskomu-planirovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "310855"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459102638"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "сенсорное развитие детей"
    ["seo_title"] => string(29) "siensornoie_razvitiie_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "371323"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482154375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства