Просмотр содержимого документа
«Сензитивный период для развития моторики»
Психомоторика как средство развития детей раннего возраста
Подготовил педагог-психолог
Непомнящая Анастасия Андрее вна
Что такое психомоторика?
Понятие «психомоторное развитие» включает в себя несколько важных составляющих: развитие всех органов чувств (слуха, обоняния, зрения, тактильной чувствительности), опорно-двигательного аппарата (мышечного тонуса, мелкой моторики рук), приобретение различных умений и навыков; социальную коммуникабельность (контакты с близкими, узнавание голоса, общение со сверстниками, участие в коллективных играх).
Когда начинать развивать психомоторику?
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться с раннего возраста.
Мелкая моторика
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.
Связь движений руки и речи
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными .
Этапы развития функций кисти руки ребенка:
1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель,
4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.
Значение психомоторики в раннем дошкольном возрасте
Преобладающая форма мышления с - наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование психомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления.
Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.
Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.
В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений.
Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
К примеру, в этот период ребенок учится рисовать мелком каракули, класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.
Роль мелкой моторики в развитии ребенка
Развитие высших психических функций
Необходимость координированных движений для письма, одевания, а также выполнения различных бытовых и пр. действий.
Развитие сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.
Формирование самостоятельности ребенка, координации движений, концентрации внимания, умения довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.