kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание условий для познавательного развития детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание условий для познавательного развития детей»

Создание условий для познавательного развития детей

Развитие познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного развития предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. (2 слайд)

Целью моей работы являетсясоздание положительных условий, микроклимата для развития познавательных интересов и познавательных способностей детей в предметно- пространственной среды.

К задачам познавательного развития в ФГОС ДО относятся:

-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

-формирование познавательных действий, становление сознания

-развитие воображения и творческой активности

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках

- формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме, людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов (3 слайд)

Известны методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи. Более подробно хотелось бы остановиться на методе стимулирующем проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни, который мною используются в процессе работы с детьми и результатом этого является активное совместное участие во всех видах деятельности…

(5 слайд)

Мы, как педагоги при организации развивающей предметно- пространственной среды применяем накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста.

В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДОУ атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, в содержание образовательной области «Познавательное развитие»входит:

- Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы. (6 слайд)

Под формированием элементарных математических представлений нами понимается целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Математические представления являются средством математического развития ребенка.Оснащением уголка математики в нашей группе являются: дидактические игры, игры сделанные своими руками, наглядный материал, раздаточный материал, рабочие тетради, которые способствуют прямому взаимодействию педагога с родителями. (7 слайд, уголок ФЭМП)

Среди задач по формированию элементарных математических представлений выделяю именно те, которые поспособствовали познавательной активности детей:

- приобретены знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

- сформированы знания широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- сформированы навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

- овладение математической терминологией;

развиты познавательные интересы и способности логического мышления, общее развитие ребенка.

Основная задача по приобщению к социальному миру состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром обеспечивает существенные результаты в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. Вашему вниманию предлагается продуктивная деятельность детей нашей группы при взаимодействии с педагогом. (9 слайд фото совместной деятельности)

В процессе ознакомления с миром природы у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде — дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости. (10 слайд- методы ознакомления с миром природы, затем 11 слайд- фото уголка природы.)

Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детейдошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

• формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;

• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. (12 слайд)

Именно развитие собственного познавательного опыта находит свое отражение при организации и оснащении нашего уголка познавательно- исследовательской деятельности.

Хочется Ваше внимание обратить на наш компактный, мобильный эксперементальный уголок, который неоставит без внимания ни одного из «юных исследователей». Любой желающий из детей может принять участие в различных видах эксперементирования, применив при этом компонент мобильности уголка, что находит свое отражение при оснащении и организации активной познавательной деятельности детей(13 слайд- фото уголка)

Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих" психолого-дидактических условий организации образовательного процесса и следовательно условий познавательного развития :

• познавательный материал (характер его предъявления) обеспечивает выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующих знаний;

• изложение знаний педагогом направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;

• активное стимулирование ребенка к деятельности обеспечивает ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

• познавательный материал организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

• обеспечены контроль и оценка не только результата, но и процесса обучения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая материал.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что при создании условий для развития познавательной активности зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.

Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения и познавательной деятельности и происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Создание условий для познавательного развития детей

Автор: Светлана Ивановна Шавлова

Дата: 30.07.2020

Номер свидетельства: 555200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "НОД «Путешествие в страну Математики» ОО Познавательное развитие (Математическое развитие)"
    ["seo_title"] => string(80) "nod_puteshestvie_v_stranu_matematiki_oo_poznavatelnoe_razvitie_matematicheskoe_r"
    ["file_id"] => string(6) "491914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545327436"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "ОД «Путешествие в страну Математики» ОО Познавательное развитие"
    ["seo_title"] => string(61) "od_puteshestvie_v_stranu_matematiki_oo_poznavatelnoe_razvitie"
    ["file_id"] => string(6) "638704"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698151699"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "ОО Познавательное развитие (Математическое развитие) Путешествие в страну Математика"
    ["seo_title"] => string(80) "oo_poznavatiel_noie_razvitiie_matiematichieskoie_razvitiie_putieshiestviie_v_str"
    ["file_id"] => string(6) "463706"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522128999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Краткосрочный познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Огород на подоконнике»"
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_poznavatiel_no_issliedovatiel_skii_proiekt_v_podghotovitiel_noi_k"
    ["file_id"] => string(6) "409395"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492269303"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Проект на тему: "В огороде у Котапыча" для детей среднего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(77) "proekt_na_temu_v_ogorode_u_kotapycha_dlia_detei_srednego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "625377"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1676116134"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства