kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья расчитана на педегогов дополнительного образования ДОУ в области изобразительной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ"»

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арттерапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Печатание листьями – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно с родителями или старшими братьями и сестрами. Для занятий вам понадобятся: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья.

Листик нужно покрыть гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно приложить окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижать и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным. Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным.

Ниткография – рисование нитками. Доступно детям с 3-х летнего возраста в совместной со взрослым деятельности. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.

Способ 1. Сложить пополам лист бумаги и раскрыть его. На одну половину разложить одну или несколько нитей (20-30 см), пропитанных разными красками, в произвольном узоре. Накрыть второй половиной листа так, чтобы неокрашенные концы ниток были видны. Хорошенько прогладить и, придерживая рукой, медленно вытянуть нити за хвостики.

Способ 2. Лист бумаги сложить пополам. Довольно длинную нить или тонкую веревку (до 40-50 см) тщательно окрасить в мисочке выбранной краской, а затем хаотичным узором разложить ее на одну из сторон листа. Накрыть другой половиной листа и тщательно прогладить его рукой. Раскрыть, аккуратно убрать нить, рассмотреть полученное изображение.

Способ 3. Сделать от 2 до 5 отрезков нити или тонкой веревки длиной 7-10 см. Поочередно обмакивать нити в краску и водить ими по листу бумаги в разных направлениях. Можно сделать рисунок хаотичными движениями, потом рассмотреть его и дорисовать, а можно постараться сразу получить примерный контур желаемого изображения и затем дополнить его карандашами или фломастерами.

Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток) – доступна детям с 3 лет.

Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или цветная, тонированная – в зависимости от замысла), кисти, краски (гуашь или акварель).

Данная техника отлично знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отражения предметов. Белый лист складывается пополам и на одной стороне рисуется половина заданного объекта. Затем лист складывается и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовываются недостающие (не симметричные) части.

Так же с помощью данной техники можно получить замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывается горизонтально и на верхней его части рисуется будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.). Затем лист складывается и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.

Используя возможности монотипии, можно создавать и фантазийные изображения. На одну из сторон половины листа бумаги, ближе к центру, нанести несколько ярких цветных пятен. Сложить лист по сгибу и хорошенько прогладить ладошкой. Открыть и рассмотреть – что получилось? Сказочные цветы? Бабочка? Павлин? Жук? Дорисовать «заколдованное» изображение красками или фломастерами.

Рисование мыльной пеной. Используется в старшем дошкольном возрасте – от 5-6 лет.

Для занятий потребуется: акварельные краски (можно и гуашь, но развести очень жидко), шампунь, трубочка для коктейля, бумага.

В емкость с жидкой краской добавить шампунь, хорошо перемешать. Опустить трубочку и дуть до тех пор, пока над краем не появятся пузыри. На пузыри опустить лист бумаги, слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров и цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Набрызг. Техника не сложная, но требует некоторой сноровки и достаточно сформированных моторно-кординационных движений, поэтому лучше предлагать ее детям от 6-7 лет.

Для занятий потребуется: старая зубная щетка, расческа с частыми зубчиками, гуашь, бумага, шаблоны и силуэты.

На кончик щетки набрать немного краски. Над листом бумаги расположить расческу и несильно провести по ней ворсом щетки. Брызги разлетятся по листу. Так можно изобразить звездное небо, салют.

Шаблонография

Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.

Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).

Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.



ВЕСТИ ИЗ ГОНЧАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;

чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;

если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;

воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;

попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;

если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ"

Автор: Макраусова Ольга Алексеевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство формирования творческих способностей старших дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(115) "statianietraditsionnyietiekhnikirisovaniiakaksriedstvoformirovaniiatvorchieskikhsposobnostieistarshikhdoshkolnikov1"
    ["file_id"] => string(6) "338722"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470483013"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Статья "Нетрадиционные техники рисования в детском саду""
    ["seo_title"] => string(62) "stat_ia_nietraditsionnyie_tiekhniki_risovaniia_v_dietskom_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "465536"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1523262800"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(88) "nietraditsionnyie-tiekhniki-risovaniia-ikh-rol-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "179489"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425022643"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании"
    ["seo_title"] => string(80) "netraditsionnye_tekhniki_risovaniia_dlia_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_dopolnitel"
    ["file_id"] => string(6) "615651"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1666490331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками"
    ["seo_title"] => string(51) "netraditsionnye_tekhniki_risovaniia_s_doshkolnikami"
    ["file_id"] => string(6) "658787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1730389697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства