Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта организованной учебной деятельности. Валеология Тема: «Пять машин в одном носу»»
Технологическая карта организованной учебной деятельности.
Группа: старшая
Образовательная область: «Здоровье»
Подобласть: валеология
Тема: «Пять машин в одном носу»
Задачи. Образовательные. Познакомить детей с функцией носа – органом обоняния. Продолжать знакомить с органами чувств. Через практическую деятельность (опыты) показать свойства и функции органа обоняния.
Развивающие. Развивать речь, внимание.
Воспитывающие. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Билингвальный компонент: мұрын – нос.
Оборудование: 4 баночки с пахучими веществами 9кофе, ванилин, чеснок, огурец). Схема строения носа, картинки пяти машин, которые работают в носу (поливалка, котельная, пылесобиралка, аварийная, нюхательная).
Ход занятия.
Вспомните, ребята, для чего нужен рот? Закройте рот. Перестали ли вы дышать? Нет! А что вам помогает дышать?
Загадка.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (нос)
Оказывается дышать можно и носом.
Мой замечательный нос.
Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю,
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И во-о-он туда положил!
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем!
Очень тебя прошу».
Ходишь с ним и гуляешь,
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже весной!».
Э.Мошковская
На казахском языке нос будет : мұрын. Повторите.
Чтобы узнать, как устроен нос, давайте вместе с воздухом «слетаем» в лёгкие и по пути убедимся в интересном строении носа.
Внимание! Влетаем в нос! Глядите, глядите, кто рядом летит! На каждой пылинке, как на самолётике, по сотне микробов устроилось! Но ничего, как-нибудь справимся! Видите волоски на ноздрях? Смотри, как в них пыль с пассажирами застревает, вон сколько попалось! А эти все равно прорвались! Но их ждут стенки носа, сверху до низу вымазанные специальной липучкой. А, летучие пираты, приклеились! Ого, сколько микробов по стенкам висят, как летучие мыши в настоящей пещере! Их всех липучка уморила. И куда же всё девается? Вылетает в носовой платок. Вот так нос расправляется с микробами.
А если холодный воздух ворвётся в нос, тогда что? А ничего, он начинает согреваться «горячим кровяным отоплением». Кровеносные сосуды, как батареи отопления, согревают его.
А когда в воздухе появляется много ядовитого газа, вы чувствуете. Как тяжело вам дышать? Это к носу подступает команда: «Воздух отравлен! Закрыть все входы. Сердцу и лёгким работать медленней».
- Давайте посчитаем, сколько машин собралось в нашем носу?
1. пылесобиралка
2. поливалка
3. котельная
4. аварийная
А знаешь, что ещё умеет нос?
Правильно, различать запахи. Вот вам и пятая машина.
ОПЫТ: перед вами 4 баночки с пахучими различными веществами. Но я забыла, где что лежит. Помогите мне разобраться. Но у меня одно условие: во время опыта глаза должны быть закрыты (дети определяют, в какой баночке какое вещество).
Ребята, а дальше очищенный от пыли и газов, согретый воздух, попадает в лёгкие.
Но нос ещё любит, когда за ним бережно ухаживают, как? А какая беда может случиться с носом?
«Поиграем с носиком»
Игровые упражнения с носиком.
· «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
· «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
· «Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
· «Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
· «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».
· «Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
Заключительный этап.
· «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тёте ... покажи. Надо носик очищать, На прогулку собирать. Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй. Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык. Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши. Хорошо гулять в саду И поёт нос: «Ба-бо-бу». Надо носик нам погреть, Его немного потереть. Нагулялся носик мой, Возвращается домой.