Просмотр содержимого документа
«ВКР "Подвижные игры и физические упражнения как средство развития ловкости у детей 4 - 5 лет на занятиях по физической культуре"»
Тема: Формирование первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
44.02.01 Дошкольное образование
Выполнила:
студентка 4 «Г» группы
Исафарова Хадия Ильясовна
Руководитель:
Глобина О.А.,
Допущена к защите:
_________________
подпись руководителя
2018
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОО.
Сущность понятий « формирование», «первичные представления», «ориентировка во времени», «время»………………
1.2. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6лет в условиях ДОО…………………….
1.3. Педагогические условия успешного формирования первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в условиях ДОО…………………
ГЛАВА II ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6ЛЕТ
2.1Опыт педагогов практиков по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в условиях ДОО…………………………………………………
2.2 Организация работы по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в условиях ДОО………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..
Введение
Современное общество требует от человека сосредоточенности и деловитости, способности организовывать свою деятельность с учетом временных рамок. Проблема времени - не только личная проблема, но и научная проблема, которая стала предметом изучения психологии, педагогики. Анализ исследований позволил выделить основные свойства времени, такие как текучесть, необратимость, отсутствие наглядных форм, неповторяемость, длительность. Именно эти характеристики времени являются определяющими для организации педагогического процесса.
Осваивая ценности, дети осваивают время. Дошкольники, постигая окружающий их мир, в частности такую категорию, как время, воспринимают его специфическим образом. Данная точка зрения находится в трудах: Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.М. Леушина и др. Основными особенностями восприятия времени являются опосредованность, смешивание временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данной категории. Исследователи отмечают, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешивание временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас». В педагогической практике так и остается нераскрытым вопрос как ребенку показать время. Поэтому данная тема для педагогов очень актуальна. В связи с этим я хотела бы найти эффективные методы и средства обучения, чтобы ребенку показать время. Исследователи, изучая различные характеристики детства, обратили внимание на проблему отношения ребенка со временем. Они сходятся во мнении о том, что для ребенка не существует времени, он не берет ответственность за него, не пытается подчинить время себе.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Дошкольные образовательные учреждения учитывают это и пытаются расширять знания детей в данной области. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования предъявляют ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обозначена образовательная область, которая называется «познавательное развитие». В ней указано одно из основных направлений работы воспитателя с детьми - это формирование первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательное развитие детей дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогические условия формирования первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и практически рассмотреть педагогические условия формирования первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: формирование первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
-будут выбраны особые методы и приемы педагогической деятельности;
-будет использована система дидактических игр по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста;
-будет учет индивидуальных особенностей дошкольников
Задачи, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели, следующие:
-рассмотреть программные задачи по формированию первичных представлений о времени детей дошкольного возраста;
-рассмотреть педагогические условия успешного формирования первичных представлений о времени детей дошкольного возраста;
-описать диагностику выявления уровня формирования первичных представлений о времени детей дошкольного возраста;
-изучить опыт работы педагогов по формированию первичных представлений о времени детей дошкольного возраста;
-описать организацию работы по формированию первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют общетеоретические положения по вопросу формирования первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста следующих ученых: Н.И.Фрейлах, Т.Д.Рихтерман, Н.И.Красногорский. Н.И Фрейлах был выпущен учебник «Методика математического развития». Т.Д.Рихтерман раскрывает основные особенности восприятия детьми времени, предлагает интересные приемы работы по ознакомление с частями суток на наглядной основе. Н.И.Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени». В их работах раскрывается сущность понятий, рассматриваются физиологические и психологические механизмы восприятия математических понятий детьми дошкольного возраста, описываются этапы формирования и содержания первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста, а также предлагаются методические рекомендации по формированию первичных представлений о времени у детей.
В работе мы использовали теоретические и практические методы исследования:
Теоретические: анализ научно- педагогической и методической литературы, публикации и диссертационных исследований по данной теме.
Практические: анализ опыта педагогов - практиков
Практическая значимость работы состоит в разработке системы тематических занятий и дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе по формированию первичных представлений о времени.
Апробация исследования была проведена на научно-практической конференции « Первые шаги в науку», имеются публикации на сайте «Центр развития педагогики»
Исследование проводилось на базе МБДОУ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОО.
Сущность понятий формирования первичных представлений
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Слово «время» произошло от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи; последовательная смена её явлений и состояний.
Н.И.Фрейлах в своем учебнике «Методика математического развития» рассматривала содержание понятия «ориентировка во времени» по плану: содержание понятия «ориентировка во времени», значение развития временных представлений у дошкольников, физиологические и психологические механизмы восприятия времени, особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ. Она выделяла следующие особенности времени:
-текучесть (нельзя остановить);
- необратимость (нельзя повернуть вспять);
-непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
-отсутствие наглядности (вызывает основные трудности детей).
Н.И.Фрейлах утверждает, что надо развивать «чувство времени», то есть способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1,2,3,5,10 мин.полчаса, час; научить пользоваться часами(песочными и механическими), секундомером. Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени:
-планировать деятельность во времени (сначала - потом);
- менять темп ( быстро-медленно) и ритм (часто – редко)своих действий в зависимости от наличия времени;
-правильно обозначать в речи временные понятия;
- определять время по часам;
-измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.[14,с.179-180]
Е.Н.Лебеденко в своем учебнике «Формирование представлений о времени у дошкольников» уделяла большое внимание этой теме. Ею были разработаны системы игр, упражнений и развернутые конспекты занятий по формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о времени во всей его объемности (сутки, неделя, месяц, год), а также о его существенных характеристиках (текучесть, непрерывность, необратимость). [10,с.3]
Нас заинтересовала статья Гуровой.И.В. В своей публикации она пишет о развитии ориентации во времени у дошкольников. Она утверждает, что во всех видах деятельности человека, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведённое время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ко всем требованиям, которые предъявит ребёнку школа, его надо готовить ещё в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определённые отрезки времени. У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время. [6]
Мельникова М.С. воспитатель детского сад, описывает факторы, на основе которых формируется чувство времени. Представим эти факты в следующей последовательности: знание временных элементов, умение оценивать временные интервалы, чувствование длительности временных интервалов.Знание временных эталонов (обобщённое представление о них). Для того чтобы ребёнок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определённых временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяжённость времени и представить, что реально можно успеть сделать на тот или иной отрезок времени. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т.е. выбирать объём работы соответственно отведённому на неё времени. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.[11]
Галкина Л.Н кандидат педагогических наук, доцент, утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста, возможно, формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Специального, самостоятельного анализатора времени не существует. В основе восприятия времени, по учению Павлова Ивана Петровича, русского ученого, лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, их динамика. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы. Кроме того, время, как бесконечно развивающаяся материя обладает следующими свойствами: длительность, последовательность, непрерывность, цикличность.
1Длительность времени, отражает порядок сменяющих друг друга явлений и состояний материи. Определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас. Измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками;
2 Последовательность времени, отражает чёткую расчленённость и объективно существующую смену одних явлений другими, что формирует представления о настоящем, прошедшем и будущем. Определяется словами сначала, потом, раньше, позже;
3Прерывность – непрерывность;
4Цикличность времени - это модель времени, которая относится к восточной культуре восприятия временных отношений.[4]
С.А.Козлова говорит о том, что любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно-не столь важно (в этом проявляется недифференцированность любознательности). Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.[8,с.162]
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. [3]
Н.И.Красногорский советский педиатр, подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени». С.Л.Рубенштейн советский психолог и филосов, обращал внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают влияние три фактора: содержание деятельности, интерес к деятельности, возраст детей.
Формирование первичных представлений о времени нашло отражение в трудах Ю.И.Фаусек, Т.Д.Рихтерман, И.М.Сеченов, И.П.Павлова. Ю.И.Фаусек, педагог в области дошкольного и начального образования, рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1минуту посидеть тихо, закрыв глаза).Т.Д.Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться),чтобы дисциплинировать детей. И.М.Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени( тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).И.П.Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения( результатом условных рефлексов на время)»(Пора кушать- ребенок кричит)[14,c.180]
Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса- активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверенность в своих силах.
Итак, мы рассмотрели сущность понятия «время», мы выявили, что это – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи. Выделяют особенности времени: текучесть(нельзя остановить), необратимость (нельзя повернуть вспять), непрерывность(нельзя разбить на отдельные элементы), отсутствие наглядности(вызывает основные трудности детей). Нами описаны различные взгляды ученых, педагогов на проблему формирования первичных представлений о времени.
1.2. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6лет в условиях ДОО.
Восприятие времени — это, прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени. То, что мы называем восприятием времени, есть не что иное, как отражение в сознание человека объективного времени. В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т. п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.[13]
У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов русский медик, один из основоположников психологии и создатель физиологической школы особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).
«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов русский ученый, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии, указывал, что отсчет времени свойствен каждому элементу нервной системы, каждой ее клетке, и он экспериментально доказал, что любой анализатор может «отсчитывать время». И. П. Павлов говорил, что физиологической основой восприятия времени является смена возбуждения и торможения, что и позволяет «отсчитывать время». Эта мысль доказана рядом исследований: при относительном преобладании во второй сигнальной системе возбудительного процесса происходит недооценка времени, при относительном преобладании тормозного процесса — его переоценка. Таким образом, точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит).«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)
Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и последовательность. Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.[14,c.181]
Мы познакомились с программными задачами по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др., обозначена образовательная область «познавательное развитие». Основными целями и задачами формирования первичных представлений времени является: дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже(потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, познакомились с днями недели и месяцами, атак же дать представления о временах года.[12]
В программе «Детство», авторами которой являются, О.В.Акулова, Т.И.Бабаева и др., обозначена образовательная область «Познания». В процессе ориентировки во времени дети овладевают умение воспринимать временные отношения : сначала – потом, раньше – позже, утро- вечер, день- ночь. Осваивают понятие « неделя» ( дни недели), сутки (утро, день, вечер, ночь), месяц ( название текущего месяца). В ходе познания пространственно- временных отношений активно используют модели и схемы, предлагают свои варианты условных обозначений. [7]
Итак, мы рассмотрели физиологические и психологические механизмы восприятия времени. Изучили программные задачи «Детство», «От рождения до школы», рассмотрели основные цели и задачи познавательного развития и имеем полное представление о последовательности формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.
1.3.Педагогические условия успешного формирования первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста5-6лет
Педагогические условия успешного формирования первичных представлений о времени делятся на методы, приемы, средства, формы работы. Рассмотрим педагогические условия подробнее.
Методы формирования элементарных математических представлений в работе с детьми дошкольного возраста делятся на следующие группы: 1Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий): словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.), наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.),практический(предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала, детьми,- путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации): иллюстративно- объяснительный, проблемный, эвристический, исследовательский.
3.Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала): индуктивный(от частного к общему), дедуктивный(от общего к частному).
4.Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей): работа под руководством педагога, самостоятельная работа детей.
Н.И.Фрейлах в своем ученике выделяла особенности практического метода: выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий; широкое использование дидактического материала; возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом; выработка специальных математических навыков( счета, измерения, вычисления и др.);использование математических представлений в быту, игре, труде и др. Также она выделила видами наглядного материала являются: демонстрационный и раздаточный; сюжетный и бессюжетный; объемный и плоскостной; специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.); фабричный и самодельный.
Речь педагога должна быть грамотная; понятная(если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить);полными предложениями; с нужными математическими терминами; достаточно громкая.
К приемам формирования первичных представлений о времени относится: демонстрация( обычно используется при сообщении новых знаний),инструкция(используется при подготовке к самостоятельной работе),пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок),словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка.
Существуют требования к вопросам воспитателя и ответам детей: точность, конкретность, лаконизм; логическая последовательность; разнообразие формулировок; небольшое, но достаточное количество; избегать подсказывающих вопросов; умело пользоваться дополнительными вопросами; давать детям время на обдумывание. Н.И.Фрейлах в своем учебнике «Методика математического развития», также выделяет требования к ответам детей: краткие или полные в зависимости от характера вопроса; на поставленный вопрос; самостоятельные и осознанные; точные, ясные; достаточно громкие; грамматически правильные.
К формам работы по формированию первичных представлений о времени относятся: занятия, дидактические игры, индивидуальная работа и досуг. Ниже в виде таблицы мы показали формы работы
Форма
Задачи
время
Охват детей
Ведущая роль
Занятие
Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки
Планомерно, регулярно, систематично(длительность и регулярность в соответствии с программой)
Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии)
Воспитатель (или дефектолог)
Дидактическая игра
Закрепить, применить, расширить ЗУН
На занятии или вне занятий
Группа, подгруппа, один ребенок
Воспитатель и дети
Индивидуальная работа
Уточнить ЗУН и устранить пробелы
На занятии и вне занятий
Один ребенок
Воспитатель
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.)
Увлечь математикой, подвести итоги
1—2 раза в году
Группа или несколько групп
Воспитатель и другие специалисты
Самостоятельная деятельность
Повторить, применить, отработать ЗУН
Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности
Группа, подгруппа, один ребенок
Дети и воспитатель
Для формирования представлений о времени нужны особые средства.
1.Оборудование для игр и занятий по разделу «ориентировка во времени» (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
2.Комплекты дидактического наглядного материала (демонстрационный и раздаточный материал о времени для дошкольников).
3.Методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др....[14,c.12-16]
Существует много методик по формированию временных представлений у дошкольников. Но самые важные выделила Н.И.Фрейлах, к ним относятся: методика ознакомления с частями суток, методика ознакомления с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра», методика ознакомления с днями неделями, методика ознакомления с месяцами и временами года, методика развития «чувства времени».[14,c.187-190]
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ:
В первой главе нашего исследования мы рассмотрели сущность
Время- одна из форм существования бесконечно развивающей материи; последовательная ее смена ее явлений и состояний. В этой главе мы изучили физиологические и психологические механизмы восприятия времени. Физиологической основой восприятия времени является смена возбуждения и торможения, что и позволяет «отсчитывать время». А также мы изучили программные задачи «Детство», «От рождения до школы» основные цели и задачи познавательного развития. Далее мы планируем работать с опытом педагогов-практиков по формированию первичных представлений о времени.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6ЛЕТ
2.1Опыт педагогов практиков по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в условиях ДОО
Нами рассмотрен опыт педагогов-практиков по организации работы с детьми по формированию первичных представлений о времени.
Мы изучили опыт работы Радченко Галины Владимировны, воспитателя МБДОУ «Сказка» г. Зернограда. Галина Владимировна считает, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. Ознакомление с днями недели следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Со временами года лучше знакомить попарно: зима и лето, весна и осень. В работе широко использует такие методы как: наблюдение, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентирует внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.
В результате своей практической деятельности Галина Владимировна выяснила, что дети запоминают не все дни недели одинаково легко и быстро. Лучше всего запоминают воскресенье, субботу и понедельник. Галина Владимировна изготовила различные наглядные пособия, разработала картотеку дидактических игр и занятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Работу по развитию чувство времени она проводила по этапам:
На первом этапе учили определять окончание срока выполнения деятельности по песочным часам( сделать что-то за 1минуту и проконтролировать время по одноминутным песочным часам).На втором этапе учили оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. На третьем этапе учили предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени на основе имеющегося представления о его длительности. На четвертом этапе учили переносить умения оценивать длительность временных отрезков в жизнь( бег, занятия, игры).
Подводя итог в своей работе, Галина Владимировна пришла к выводу, что положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач на формирование временных представлений, а также развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.
Глушко Галина Николаевна старший воспитатель ГБОУ –лицей№1598(дошкольное отделение), Москва. Считает, что знакомство с сезонными явлениями в природе - одна из центральных задач обучения дошкольников. Методические приемы, которые она использует это дидактические игры и упражнения «Когда это бывает?», «Отгадай загадки о временах года!», «Подбери картинки к стихотворениям о временах года», «Разложи изображения, подходящие к каждому сезону». Использует такие методы как: показ учебных видеофильмов и мультимедийных презентаций, чтение художественной литературы, ведение календарей наблюдений за сезонными явлениями. Опыт работы Галины Николаевны показывает, что реальную помощь позволяющий сделать процесс обучения интересным и результативным оказывает пособия из серии «Умный мышонок. Изучаем времена года»(автор Е.А.Ульева, М.:ВАКО,2014). Главный герой пособий –Мышонок, который помогает отправиться ребятам в увлекательное путешествие, где наглядно представит характерные особенности времен года. Пособия разработаны для детей от 3до 7 лет. Галина Николаевна убеждена, что серия пособий «Умный мышонок. Изучаем времена года» является удобным и нужным инструментом, позволяющим сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.(журнал Дошкольное воспитание)
Любовь Шампарова, воспитатель МКДОУ ДС №5 г.Нарткала поделилась своим опытом, как использует дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старшихдошкольников. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию и материальному ощущению, и чтобы помочь своим воспитанникам «заметить» время воспитатель решила использовать цвет, т. е. цветовые знаки, символы.
Начала она работу с более близкой и понятной детям темы: «Временагода». Учитывала регионально климатические условия, широко использовала пейзажные картины, художественные иллюстрации, сюжетные картинки, проводила наблюдения в природе. Так дети, наблюдая за снегом, решили, что зима имеет, холодный цвет и будут её обозначать синим цветом. Весну они обозначили зелёным цветом. Лето красным цветом. Осень жёлтым цветом.
Изучая, характерные признаки основных периодов каждого времени года, ребята овладели понятиями начало, середина, конец сезона, которые впоследствии перешли в сезонные месяцы. Какими цветами обозначить месяца и дети сами предложили, что у осени появился светло- жёлтый сентябрь, ярко – жёлтый октябрь, темно – жёлтый ноябрь. То есть оттенки цветов определили начало, середина, конец каждого сезона.
Закреплялось умение соотносить временные представления с цветом и использовать знания в дидактических играх: «Когда это бывает?», «Запомни и назови», «Найди своё место», «Что пропущено», «Кто знает, дальше продолжает» и. т. д.
Чтобы дети запоминали лучше цветные модули: «Времена года»Любовь Шарпова оформила и повесила на стене. Дети в любое время могут подойти и позаниматься. Благодаря цветным модулям дети старшей группы быстро запомнили времена года, и что в каждом есть по три месяца. [15]
Изученный опыт педагогов практиков еще раз доказывает всю важность, и значимость формирования первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста. Опытные педагоги практики поделились многообразием методов и средств формирования временных отношений: дидактические игры и упражнения, наглядные пособия, занятия. Данный опыт может быть использован как руководителями ДОО, так и воспитателями ДОО, проявляющими интерес к элементарным математическим представлениям и формированию временных отношений.
2.2 Организация работы по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Исследовательская деятельность была проведена на базе МБДОУ д/с «Улыбка» ст.Багаевская- Багаевского района.
В группе 24 детей. Дети с удовольствием посещают ДОУ, атмосфера в группе благоприятная, уютная, дети активные, взаимоотношения дружеские.
Исследование состояло из трех этапов:
1.На первом этапе мы увидели исходную ситуацию и спроектировали педагогическую деятельность по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
2. На втором этапе была проведена формирующая работа с детьми по повышению уровня по формированию первичных представлений о времени.
3.На третьем этапе было проведено повторно исследование навыков формирования первичных представлений о времени и описан результат проделанной нами работы.
На первом этапе опытно-педагогической работы проводилось выявление уровня сформированности формирования первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. На основе наших наблюдений за активностью детей в образовательном процессе, провели беседу с воспитателем группы, и мы отметили, что действительно наши наблюдения совпадают с результатами ее наблюдений. Затем для выявления уровня по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста мы провели диагностику.
Цель: выявить представления детей о чередовании частей суток.
Материал: картинки с изображением детей в разный отрезок суток,
Процедура проведения: детям были предложены 8 картинок с изображением деятельности детей в утренний, дневной, вечерний и ночной отрезок времени. ребенку надо было расположить картинки, в определенной последовательности начиная с утра.
Д/и “Часы гнома”.
Цель: выявить представления детей о чередовании и длительности частей суток.
Материал: разрезная модель суточных часов.
Процедура проведения: детям предложена разрезная модель суточных часов. Надо сложить целостную модель суток, правильно располагая суточные отрезки.
Д/и “Паровозик”
Цель: выявить представления детей о количестве и последовательности дней недели.
Материал: плоскостное изображение паровозика и вагончиков (7). На каждом вагончике наклеена цифра от 1 до 7.
Процедура проведения: детям раздаются наборы для игры. Педагог поясняет, что каждый вагончик это день недели. Надо расположить вагончики так, чтобы дни недели шли по порядку. После выполнения задания дети отвечают на вопросы педагога. Сколько дней в недели? С какого дня начинается неделя? Каким заканчивается? Как называется второй, третий по счету день недели?
Не менее важным методом является метод беседы. Данный метод предоставляет возможность выяснить те моменты, которые невозможно получить путем наблюдения и диагностики. Данный метод позволяет выявить владение специальной терминологией, логикой рассуждений, умение грамотно строить предложение. Вопросы из методики Е.И. Щербаковой.
Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
Назови дни недели.
Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
Результаты также занесены в таблицу
Итоговая уровневая оценка определяется по 2-х балльной системе и следующим критериям:
Высокий уровень (2 балла). Ребенок имеет представления о временных отношениях:
длительность частей суток,последовательность дней недели,
самостоятельно раскладывает картинки в соответствии с частями суток.
в речи оперирует специальной терминологией, осмысленно отвечает на вопросы, иногда допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет.
Средний уровень (1 балл). У ребенка частично сформированы представления о временных отношениях:
называет части суток; называет дни недели, путается в последовательности; называет дни недели; раскладывает картинки в соответствии с частью суток при помощи педагога; затрудняется в высказываниях, пояснениях;допускает ошибки. Исправляет при небольшой помощи педагога.
Низкий уровень (0 баллов). У ребенка не сформированы представления о временных отношениях.
называет части суток (без понимания);частично называет дни недели, без последовательности чередования; не раскладывает последовательно картинки в соответствии с частью суток ;не исправляет допущенные ошибки.
Таблица 2.1
Имена
Части суток
Дни недели
Вчера,сегодня, завтра
1.Глеб
2
2
1
2.Катя
1
0
1
3.Луиза
1
1
0
4.Аня
2
2
1
5.Саша
2
1
1
6.Вика
0
1
0
7.Илья
1
1
0
8.Женя
2
1
0
9.Нателла
1
1
1
10.Марина
1
2
1
Несмотря на то, что мы получили ответы на заданные вопросы детям, все же можно сказать, что большинство детей затруднялись при ответе. Результаты диагностики показали, что у детей возникают сложности в выполнении задания, что говорит о разном уровне развития первичных представлений о времени у детей 5-6 лет.
По формированию понятия «Части суток» мы получили следующие результаты работы с детьми:
Всего детей 10 человек
Высокий уровень(2балла)-4человек;
Средний уровень(1балл)-5человек;
Низкий уровень(0баллов)-1человек
По формированию понятия «Дни недели» мы получили следующие результаты работы с детьми:
Всего детей 10 человек
Высокий уровень(2балла)- 3человека;
Средний уровень(1балл)-6человек;
Низкий уровень(0баллов)-1человек.
По формированию понятий «Вчера, сегодня, завтра» мы получили следующие результаты работы с детьми:
Всего детей 10 человек
Высокий уровень(2балла)-
Средний уровень(1балл)-6человек;
Низкий уровень(0баллов)-4человека.
На формирующем этапе нашего исследования проводилась работа с детьми по повышению уровня первичных представлений о времени. С этой целью проводились игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность и была создана особая предметно– пространственная развивающая среда. В неё входили демонстрационный и раздаточный материал, а также развивающий блок.Наша работа была систематической и последовательной, т.к мы работали в соответствии с составленным нами планом по формированию первичных представлений о времени у дошкольников старшего дошкольного возраста.
План дошкольников по формированию первичных представлений о времени с помощью игровых упражнений, непосредственно образовательной деятельности, развивающего блока, предметно-пространственной развивающей среды.
Таблица 2.2
План работы
Непосредственно образовательная деятельность
Игровые упражнения
Развивающий блок
Предметно-пространственная развивающая среда
Таблица 2.3
Непосредственно образовательная деятельность
Тема
Цель
1.Дни недели
Познакомить и закрепить с детьми знания о днях недели
2.Части суток
Уточнить знания о частях суток, об их характерных особенностях
3.Путешествие по планетам
Расширить представления детей о частях суток и их последовательности
4.Путешествие по времени
Закрепление последовательности дней недели, частей суток
Игровые упражнения
Игровые упражнения
Варианты заданий
1.Когда это бывает
1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?
Что вы делаете ночью (днём)?
Какое сейчас время суток?
2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
2.Сутки
Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается
3. «Вчера, сегодня, завтра»
Педагог объясняет, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещё другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил – называется сегодня.
День, который уже закончился – вчера.
А день, который ещё только будет – завтра.
Обозначаем цветом (полоски): сегодня – синий, вчера-голубой, завтра-фиолетовый.
Сначала закрепляем цветовое обозначение: педагог называет понятия, дети показывают соответствующую полоску.
Затем педагог читает стихотворение, дети определяют, о каком дне говорится в стихотворении (вчера, сегодня, завтра) и показывают соответствующую полоску.
4. Лови, бросай, дни недели называй»
Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог бросает мяч другому ребенку и задает вопрос типа: «Какой день недели был вчера?»
Варианты вопросов:
Назови день недели после четверга. Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.
Если кто-то затрудняется быстро дать ответ, то педагог предлагает детям помочь ему.
5. «Неделька, стройся»
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели («Первый – понедельник, второй- вторник….).
Задания:
1. Педагог просит выйти день, который обозначает понедельник;… среда и т.д.
2. Педагог просит выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
6. «Разноцветная неделька»
Педагог на демонстрационном круге указывает цвет и называет день недели, дети показывают соответствующую цифру.
Вариант. Педагог показывает цифры от 1 до 7 по порядку, дети показывают соответствующий цвет на своих кругах и называют день недели.
В начале практики я провела диагностику, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения, по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика включала задания на определение знанием ребенком название частей суток; знанием ребенка названий дней недели, их последовательности и умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра. После проведения диагностики, один раз в неделю проводила организованную совместную деятельность с детьми - непосредственно образовательную деятельность, направленную на закрепление и углубление представления о таких временных отрезках, как утро, день, вечер ночь. Название частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени- явлениями природы(утро- встает солнце, становится светлее и т.п).В течение занятий беседовала с детьми, о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, также использовала художественную литературу, читала детям стихи и загадки о частях суток. В качестве наглядного материала и раздаточного использовала картинки, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня. Давала детям на занятии задания, в которых дети должны были расположить правильную последовательность частей суток. Уточнить представление о частях суток позволяют игровые упражнения, например «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово», «Сутки» и др.
Обозначение понятий времени «вчера», «сегодня», «завтра» затрудняет усвоение их детьми дошкольного возраста. Для раскрытия смыслового значения этих понятий я проводила словесные игровые упражнения, такие как «Вчера, сегодня, завтра», «Что было раньше, что потом». В работе с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра» использовала, развивающий блок целью которого является, закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени. Блок разделен на три квадрата, обозначающие понятия «вчера, сегодня, завтра», под надписями дети в квадраты ставили карточки, на которых изображено, то, что делали в течение определенного дня.
Для расширения и закрепления последовательности дней недели также проводилась непосредственно образовательная деятельность в процессе, которого мы с детьми создали свой календарь дней недели, который позволил детям лучше запомнить последовательность дней недели. Названия дней недели связывали с его порядковым номером. Проводились игровые упражнения, которые способствовали закреплению названий дней недели, т.к «Лови, бросай дни недели называй!» «Неделька стройся», «Дни недели» и т.д.Таким образом проведенные игровые упражнения, непосредственно образовательная деятельность, развивающий блок и предметно-пространственная развивающая среда решили программные задачи по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
На контрольном этапе мы повторно провели с детьми диагностику. Если констатирующем этапе воспитанники затруднялись при выполнении заданий, то при повторном исследовании мы увидели существенное различие при выполнении данных заданий.
По формированию понятия «Части суток» мы получили следующие результаты работы с детьми на заключительном этапе:
Всего детей 10 человек
Высокий уровень(2балла)-7человек;
Средний уровень(1балл)-3человек;
Низкий уровень(0баллов)-0человек
По формированию понятия «Дни недели» мы получили следующие результаты работы с детьми на заключительном этапе:
Всего детей 10 человек
Высокий уровень(2балла)- 6человека;
Средний уровень(1балл)-4человек;
Низкий уровень(0баллов)-человек.
По формированию понятий «Вчера, сегодня, завтра» мы получили следующие результаты работы с детьми на заключительном этапе:
Всего детей 10 человек
Высокий уровень(2балла)-3
Средний уровень(1балл)-7человек;
Низкий уровень(0баллов)-0человека.
Далее мы представляем сравнительную диаграмму результатов диагностики:
Диагностика №1 Части суток
Диагностика №2 Дни недели
Диагностика №3 Вчера, сегодня, завтра
По результатам анализа диагностики видно, что уровень формирования первичных представлений о времени стал выше. Дошкольники без труда справляются с заданиями, количество детей, не справившихся, с заданием уменьшилось.
Итак, по результатам итогового этапа исследования можно отметить повышение уровня формирования первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая деятельность с дошкольниками проведённая комплексно на основании игровых упражнения, организованной предметно- пространственной среды, непосредственно образовательной деятельности и развивающего блока способствуют повышению формирования первичных представлений о времени у детей дошкольного возраста.
Данное исследование подтверждает гипотезу, поставленную нами в начале нашего исследования: формирование первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
-будут выбраны особые методы и приемы педагогической деятельности;
-будет использована система игровых упражнений по формированию первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста;
-будет учет индивидуальных особенностей дошкольников.
В заключение можно сделать следующий вывод: использование игровых упражнений, непосредственно образовательной деятельности, предметно-пространственной развивающей среды в формировании первичных представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит его успех обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажутся на формированию первичных представлений о времени.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(231) "ВКР "Подвижные игры и физические упражнения как средство развития ловкости у детей 4 - 5 лет на занятиях по физической культуре""
["seo_title"] => string(80) "vkr_podvizhnyie_ighry_i_fizichieskiie_uprazhnieniia_kak_sriedstvo_razvitiia_lovk"
["file_id"] => string(6) "473099"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1528815770"
}
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(231) "ВКР "Подвижные игры и физические упражнения как средство развития ловкости у детей 4 - 5 лет на занятиях по физической культуре""
["seo_title"] => string(80) "vkr_podvizhnyie_ighry_i_fizichieskiie_uprazhnieniia_kak_sriedstvo_razvitiia_lo_1"
["file_id"] => string(6) "473100"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1528815829"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(231) "ВКР "Подвижные игры и физические упражнения как средство развития ловкости у детей 4 - 5 лет на занятиях по физической культуре""
["seo_title"] => string(80) "vkr_podvizhnyie_ighry_i_fizichieskiie_uprazhnieniia_kak_sriedstvo_razvitiia_lo_3"
["file_id"] => string(6) "473132"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1528824515"
}
}