kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Волшебный мир бумаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Волшебный мир бумаги"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34360) 5-68-17, 5-43-08

E-mail: [email protected]

Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru





Принята Утверждаю:

на заседании Заведующий МАДОУ

Педагогического совета ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул

Протокол от Ю.И. Валиахметова

Приказ от











ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Волшебный мир бумаги»

(возраст детей –3-4 года, срок реализации – 1 год)









Автор-составитель программы:

Мухаматнурова Елена Радоликовна

воспитатеть МАДОУ

ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул

Янаульский район РБ





Янаул, 2020

Содержание

  1. Пояснительная записка.........................................................................3 стр.

  2. Учебно-тематический план..................................................................6 стр.

  3. Содержание программы......................................................................10 стр.

  4. Методическое обеспечение.................................................................14 стр.

  5. Список литературы..............................................................................15 стр.











































I. Пояснительная записка


В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству. А также организовывает увлекательный и содержательный досуг.

Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и пробудить интерес к творческой деятельности, которые в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи:

1) Образовательные:

  • формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

  • формировать умение основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

  • формировать умение работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

2) Развивающие:

  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;

  • развитие речевых навыков;

  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;

3) Воспитательные:

  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;

  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Возраст детей: 3-4 года

Режим работы: 1 раз в неделю

Длительность кружка: 15 мин

Ожидаемый результат:

- Овладение основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.

-Освоение навыков работы с клеем.

-Дети научатся различным видам аппликации.

-Разовьют мелкую моторику рук, глазомер.

-Разовьют художественный и эстетический вкус.

-Фантазию и творческие способности.

-Активность и самостоятельность.

-Сформируется умение взаимодействия друг с другом.


























ll. Учебно - тематический план


Тема

Время проведения

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

«Знакомство с творческим искусством»

1.1.



«Помоги яблочку найти свою половинку»

15 мин

Беседа, рассматривание картин

Игры на основе плоскостной мозаики

1.2.

«Кошка с котятами»


15 мин

Показ последовательности выполнения аппликации

Ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания

1.3.


«Вот какие у нас листочки!»

15 мин

Чтение худ. литературы про осень.

Коллективная работа.

1.4.

«Овощи и фрукты на зиму»

15 мин

Чтение худ. литературы, беседа, рассматривание картин.


Наклеивание готовых форм, различать красный и зелёный цвета.


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

2.

«Осень золотая»

2.1.



«Осенние листочки»

15 мин

Чтение худ. литературы


Пальчиковая гимнастика, Физкультминутка,

Изготовление поделки

2.2.



«Дождик, дождик – кап, кап»

15 мин

Пошаговый алгоритм выкладывания и приклеивания заготовок.


Пространственное освоение листа.

2.3.


«Яблоки в корзине»

15 мин

Беседа, рассматривание картин

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону.

2.4.

«Ветка рябины»

15 мин

Беседа, рассматривание картин

Коллективная поделка


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

3.

«В мире прекрасного»

3.1.



«Конфетки»

15 мин

Беседа, рассматривание картин

Коллективная работа

3.2.


«Разноцветные камешки»

15 мин

Беседа, рассматривание картин

Мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону.

3.3.

«В гости к ёжику»

15 мин

Чтение худ. литературы

«О ёжике и медвежонке»

Коллективная работа «Корзина для ёжика»

3.4.

«Пушистая тучка»

15 мин

Просмотр мультфильма про тучку

Разрывать бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт большой тучки.


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

4.

«Здравствуй, гостья Зима»

4.1.


«Сугробы, снег на деревьях»

15 мин

Стихи и рассказы о природе.

Коллективная работа

4.2.




«Мы слепили снеговика»

15 мин

Чтение худ. литературы, беседа, рассматривание картин.

Коллективная работа

4.3.


«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки»

15 мин

Прослушивание музыкальных произведений.

Сминать бумагу в комочки.

4.4.

«Новогодняя елочка»

15 мин

Чтение худ. литературы

«Ёлочка»

Составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников)


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

5.

«Ура, каникулы»

5.1.



«Зайка беленький сидит»

15 мин

Чтение худ. литературы

про зайчика

Коллективная работа

5.2.

«На полянку на лужок тихо падает снежок»

15 мин

Слушание музыки

«Новогодний хоровод»

Коллективная работа

5.3.

«Укрась шарфик узором»

15 мин

Беседа, рассматривание картин

Создавать образ шарфа с узором из геометрических фигур


Итого

45 минут

3 занятия

3 занятия

6.

«День защитников Отечества»

6.1

«Летят самолеты»

15 мин

Слушание музыки

«Песня о папе»

Коллективная работа

6.2

«Кораблик»

15 мин

Чтение стихотворения, беседа, рассматривание картин.

Создавать целую композицию из отдельных заготовок

6.3

«Ракета»

15 мин

Пальчиковая гимнастика

«Строим дом»

Создавать образ ракеты путём наклеивания заготовки

6.4

«Подарок папе»

15 мин

Чтение стихотворений

Изготовление открыток к 23 февраля.


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

7.

«Весна идет, весне дорогу»

7.1

«Цветы в подарок маме»

15 мин

Чтение стихов о весне

Коллективная работа.

7.2

«Мои любимые цветы»

15 мин

Беседа, рассматривание картин.

Объемная поделка


7.3

"Платочек для мамы"

15 мин

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений

Располагать элементы узора на листе бумаги.

7.4

«Смотрит солнышко в окошко»

15 мин

Пальчиковая гимнастика

«Наши пальчики устали»

Работа в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

8.

«Мир вокруг нас»

8.1

«Первые подснежники»

15 мин

Беседа о весне

Коллективная работа

8.2

«Звездочки танцуют»

15 мин

Беседа о явлениях природы.

Коллективная работа

8.3

«Ромашка»

15 мин

Рассматривание иллюстраций

«Летний луг»

Изготовление панно «Ромашковый луг»

8.4

«Божья коровка»

15 мин

Пальчиковая гимнастика

«Жук»

Составлять изображение из частей.


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия

9.

«Летнее настроение»

9.1

«Носит одуванчик

желтый сарафанчик…»

15 мин

Беседа, рассматривание картин, чтение худ.литературы.

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых

одуванчиков – в технике обрывной аппликации

9.2

«Цветочки на полянке»

15 мин

Беседа, рассматривание картин.

Изготовление панно.

9.3

«Гусеница»

15 мин

Пальчиковая гимнастика

«Замок»

Сминать бумагу в комочки.

9.4

"Чему мы научились»

15 мин

Просмотр слайдов детских работ

Изготовление поделки по желанию детей


Итого

60 мин

4 занятия

4 занятия




III. Содержание программы



Тема №1 (60 мин.)

«Знакомство с творческим искусством»


Основные вопросы:

-Знакомство с приемами работы.

-Развивать устойчивый интерес к аппликации.

-Формировать умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник.

-Различать формы по величине (большие и маленькие).

-Формировать умение красиво располагать аппликацию на листе бумаги

Практическая работа: Игры на основе плоскостной мозаики. Ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания. Коллективная работа «Вот какие у нас листочки!». Наклеивание готовых форм, различать красный и зелёный цвета.

Материал: силуэтные картинки, цветная бумага, клей ПВА, картон.

Знать: Значение материала, общую классификацию материала с которым работают.

Уметь: Эстетично оформить работу, соблюдать личную гигиену.


Тема №2 (60 мин.)

«Щедрые дары осени»


Основные вопросы:

-Беседа, рассматривание картин.

-Формировать умение видеть конечный результат задуманной работы.

-Повторение осенних месяцев и их примет.

Практическая работа: Формировать умение мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону.

Материал: Двусторонняя бумага ярких цветов жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки, ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины,

Знать: Значение правил безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте, общую классификацию материалов.

Уметь: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу.


Тема №3 (60 мин.)

«В мире прекрасного»


Основные вопросы:

-Знакомство с живой природой и ее обитателями.

-Чтение худ. литературы «О ёжике и медвежонке»

- Просмотр мультфильма про тучку.

Практическая работа: Коллективная работа «Корзина для ёжика». Разрывать бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт большой тучки.

Материал: 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА.

Знать: Правила безопасного поведения в природе и поведения на рабочем месте.

Уметь: Эстетично оформить работу, соблюдать личную гигиену.


Тема №4 (60 мин.)

«Здравствуй, гостья Зима»


Основные вопросы:

-Беседа о зиме, чтение произведений о зиме, динамические паузы под музыку, пальчиковые гимнастики, рассматривание слайдов с зимними сюжетами.

Практическая работа: Сминать бумагу в комочки. Составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников)

Материал: Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки. ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев.

Знать: Значение инструментов, используемых в работе, правила поведения на рабочем месте.

Уметь: Работать с коллективом, подготавливать рабочее место, эстетично оформлять изделия, владеть безопасными приемами работы с инструментами.


Тема №5 (45 мин.)

«Ура, каникулы»


Основные вопросы:

-Знакомство с зимним видом спорта, играми, беседы.

-Чтение худ. литературы

Практическая работа: Создавать образ шарфа с узором из геометрических фигур.

Материал: Кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

Знать: Назначение инструментов, используемых в работе, правила безопасного поведения в природе и на рабочем месте.

Уметь: Владеть техникой изготовления поделки.

Тема №6 (60 мин.)

«День защитников Отечества»


Основные вопросы:

-Закрепление знаний о праздниках «День защитников Отечества», «День святого Валентина»; о традициях дарить подарки.

-Изготовление подарков для близких людей.

-Классификация видов войск.

-Изготовление заготовок, раскрашивание поделок, сушка материала.

Практическая работа: Изготовление открыток к 23 февраля «Подарок папе».

Материал: ¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов.

(прямоугольники, полоски), цветная бумага

клей, кисти, салфетки.

Знать: Назначение предметов, используемых в работе. Общую классификацию материалов, правила безопасности.

Уметь: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок).


Тема №7 (60 мин.)

«Весна идет, весне дорогу»


Основные вопросы:

-Обобщение весенних признаков, закрепление названий и примет весны.

-Чтение стихов о весне, пальчиковые гимнастики по теме, просматривание иллюстраций о домашних цветах.

-Слушание и пение песен о маме.

Практическая работа: Располагать элементы узора на листе бумаги. Работа в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага.

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки.

Знать: Назначение инструментов, правила поведения за рабочим столом и в природе.

Уметь: Умение выполнить поделку следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, четко следовать инструкциям.


Тема №8 (60 мин.)

«Мир вокруг нас»


Основные вопросы:

-Знакомство с природными явлениями, рассматривание картинок о природе.

-Чтение худ.литературы. Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций «Летний луг». Пальчиковая гимнастика «Жук».

Практическая работа: Коллективная работа. Изготовление панно «Ромашковый луг».

Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки.

Знать: Значение инструментов, используемых в работе, общую классификацию материалов, правила безопасного поведения в природе и на рабочем месте.

Уметь: Умение выполнить поделку следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, четко следовать инструкциям.


Тема №9 (60 мин.)

«Летнее настроение»


Основные вопросы:

-Подведение итогов о проделанной работе за год.

-Выставка работ.

-Родительское собрание «Чему мы научились за год».

- Проведение выставок детских работ.

Практическая работа: Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации.

Материалы: ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, бумага желтого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

Знать: Правила работы в коллективе, общую классификацию материалов.

Уметь: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики).






























IV. Методическое обеспечение



Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка.

Методы, используемые на занятиях кружка:

- беседа, рассказ, сказка; пальчиковая гимнастика;

- рассматривание иллюстраций;

- использование игровой деятельности;

- воспроизведение музыкальных композиций;

- чтение художественной литературы;

- воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя;

- побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение);

- показ образца выполнения последовательности работы.

Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредством:

- создания благоприятной эмоциональной сферы;

- внедрения активных методов работы с детьми;

- предпочтения и интереса детей;

- проявления собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;

- создания рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- составление альбома работ;

-проведение выставок детских работ;

- презентации и отчет для родителей на родительских собраниях;

- отчёт на итоговом педагогическом совете №5;

- конкурсы внутри группы.



















V. Список литературы


1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2018.

2. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2019.

3. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2016

4. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2019 г.

5. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2016.

6.НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2017,№1

7.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2018.

8.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- М.: «Карапуз», 2018.-144с.

9.Малышева А,Н. Аппликация: подарки, открытки, сувениры.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2019.- 128с., ил.

10.Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост.Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов.- ИП Лакоценин С.С., Воронеж.- 2017.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Волшебный мир бумаги"

Автор: Мухаматнурова Елена Радоликовна

Дата: 25.11.2020

Номер свидетельства: 564507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Консультация для родителей По инновационной деятельности На тему: «Волшебный мир бумаги»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_na_tiemu_volsh"
    ["file_id"] => string(6) "425078"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1502193250"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир бумаги. Модульное оригами". "
    ["seo_title"] => string(93) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyi-mir-bumaghi-modul-noie-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "116983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412677365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа "Волшебный мир бумаги""
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia_programma_volshebnyi_mir_bumagi"
    ["file_id"] => string(6) "662782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1735235214"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Волшебный мир оригами" "
    ["seo_title"] => string(24) "volshiebnyi-mir-orighami"
    ["file_id"] => string(6) "104048"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402661107"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Волшебный мир открыток" для учащихся 1-5 класса"
    ["seo_title"] => string(142) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-obshchiekul-turnomu-napravlieniiu-volshiebnyi-mir-otkrytok-dlia-uchashchikhsia-1-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "255395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447928141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства