Список литературы..............................................................................15 стр.
I. Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству. А также организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и пробудить интерес к творческой деятельности, которые в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
1) Образовательные:
формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
формировать умение основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
формировать умение работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
2) Развивающие:
развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
развитие речевых навыков;
развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
3) Воспитательные:
воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Возраст детей: 3-4 года
Режим работы: 1 раз в неделю
Длительность кружка: 15 мин
Ожидаемый результат:
- Овладение основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира.
-Освоение навыков работы с клеем.
-Дети научатся различным видам аппликации.
-Разовьют мелкую моторику рук, глазомер.
-Разовьют художественный и эстетический вкус.
-Фантазию и творческие способности.
-Активность и самостоятельность.
-Сформируется умение взаимодействия друг с другом.
ll. Учебно-тематический план
№
Тема
Время проведения
Теоретические занятия
Практические занятия
1.
«Знакомство с творческим искусством»
1.1.
«Помоги яблочку найти свою половинку»
15 мин
Беседа, рассматривание картин
Игры на основе плоскостной мозаики
1.2.
«Кошка с котятами»
15 мин
Показ последовательности выполнения аппликации
Ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания
Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых
одуванчиков – в технике обрывной аппликации
9.2
«Цветочки на полянке»
15 мин
Беседа, рассматривание картин.
Изготовление панно.
9.3
«Гусеница»
15 мин
Пальчиковая гимнастика
«Замок»
Сминать бумагу в комочки.
9.4
"Чему мы научились»
15 мин
Просмотр слайдов детских работ
Изготовление поделки по желанию детей
Итого
60 мин
4 занятия
4 занятия
III. Содержание программы
Тема №1 (60 мин.)
«Знакомство с творческим искусством»
Основные вопросы:
-Знакомство с приемами работы.
-Развивать устойчивый интерес к аппликации.
-Формировать умение различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник.
-Различать формы по величине (большие и маленькие).
-Формировать умение красиво располагать аппликацию на листе бумаги
Практическая работа: Игры на основе плоскостной мозаики. Ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания. Коллективная работа «Вот какие у нас листочки!». Наклеивание готовых форм, различать красный и зелёный цвета.
-Беседа о зиме, чтение произведений о зиме, динамические паузы под музыку, пальчиковые гимнастики, рассматривание слайдов с зимними сюжетами.
Практическая работа: Сминать бумагу в комочки. Составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников)
Материал: Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки. ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев.
Знать: Значение инструментов, используемых в работе, правила поведения на рабочем месте.
Уметь: Работать с коллективом, подготавливать рабочее место, эстетично оформлять изделия, владеть безопасными приемами работы с инструментами.
Тема №5 (45 мин.)
«Ура, каникулы»
Основные вопросы:
-Знакомство с зимним видом спорта, играми, беседы.
-Чтение худ. литературы
Практическая работа: Создавать образ шарфа с узором из геометрических фигур.
Материал: Кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки
Знать: Назначение инструментов, используемых в работе, правила безопасного поведения в природе и на рабочем месте.
Уметь: Владеть техникой изготовления поделки.
Тема №6 (60 мин.)
«День защитников Отечества»
Основные вопросы:
-Закрепление знаний о праздниках «День защитников Отечества», «День святого Валентина»; о традициях дарить подарки.
Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки.
Знать: Значение инструментов, используемых в работе, общую классификацию материалов, правила безопасного поведения в природе и на рабочем месте.
Уметь: Умение выполнить поделку следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, четко следовать инструкциям.
Тема №9 (60 мин.)
«Летнее настроение»
Основные вопросы:
-Подведение итогов о проделанной работе за год.
-Выставка работ.
-Родительское собрание «Чему мы научились за год».
- Проведение выставок детских работ.
Практическая работа: Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации.
Материалы: ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, бумага желтого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.
Знать: Правила работы в коллективе, общую классификацию материалов.
Уметь: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики).
IV.Методическое обеспечение
Программа рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка.
4. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2019 г.
5. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2016.
6.НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2017,№1
7.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2018.
8.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- М.: «Карапуз», 2018.-144с.
9.Малышева А,Н. Аппликация: подарки, открытки, сувениры.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2019.- 128с., ил.
10.Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост.Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов.- ИП Лакоценин С.С., Воронеж.- 2017.