kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Восприятие литературных про¬изведений детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Театр, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Восприятие литературных про¬изведений детьми»

Восприятие литературных про­изведений детьми


И. М Кашуба


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» муниципального образования города Братска


«Лиши человека воды, и он умрет,

а лиши книги – он перестанет быть человеком»

народная мудрость.

Восприятие литературных про­изведений - это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях, имеющих своей конечной це­лью освоение художественного смысла произведения (А. В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д. Б. Эльконин). Эта деятельность основана на синтезе познавательных и эмоционально-волевых процессов, - деятельность воссоздающего вооб­ражения, когда ребенок, чтобы понять литературное произведение, вообра­жает, т. е. пытается увидеть картины, нарисованные автором. От точности и ясности воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником тек­ста. Важнейшим аспектом восприятия литературных произведений также является осознание ребенком языковых особенностей худо­жественного текста, умение услышать его интонацию, уловить его оттенки, постигнуть образный смысл.

В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия (Н.С. Карпинская). Изучение особенностей восприятия ли­тературы детьми дошкольного возраста (Л.М. Гурович) позволило обозначить необходимые знания и умения, которые формируются и развиваются у детей в процессе ознакомления с художе­ственными произведениями.

Сила впечатления, получаемого детьми при слушании литературного произведения, зависит от уровня раз­вития их эстетического переживания и восприятия (Б.М. Теплов, Н.С. Кар­пинская, Л.М. Гурович). Совершенствование восприятия у старших дошкольников происходит по линии все большего осмыслива­ния прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств. Важно развивать у детей эмоциональ­ную отзывчивость, эмоциональное от­ношение к героям и фактам произве­дений (Н.С. Карпинская, Л.М. Гурович). В старшем дошкольном возрасте за­метно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразитель­ным средствам языка. Детям этого возрас­та доступны эмоциональное восприятие психологических пауз, насыщенных на­пряженным чувством, и другие средства выразительности, используемые при чтении.

Одним из условий развития вос­приятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изо­бразительным, музыкальным, театраль­ным. Тесная связь возникает между речью, словом и театральной деятельностью.

Театр, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. Театральная деятельность — это искусство интонации. Проникновение ребенка в образ литера­турного героя только усилит процесс его воссоздания в воображении, поможет понять его переживания, осмыслить факты происходящего с ним события. Игра-драматизация - интегративный вид детской игры, основанный на литературном материале. Она является одним из средств развития детского твор­чества, в том числе и творческого восприятия и интерпретации литера­турных произведений, глубокого про­никновения в их содержание, в образы главных героев сказки или рассказа, их переживаний, поступков. Вместе с тем полноценность и глубина восприятия литературного произведения — одно из условий его успешной драматиза­ции. Вектор художественного развития ребенка-дошкольника: от игры — к об­щению с искусством, к коммуникативно-оценочному отношению к искусству, от практики — к осознанию.

Организация восприятия детьми литературных произведе­ний в сочетании с театральной деятельностью требует соблюдения ряда условий:

  • чтение педагогом литературных произведений должно быть вырази­тельным, с соблюдением определенных правил чтения;

  • предметно-развивающую среду группы необходимо наполнять игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Дошкольники должны иметь возможность оставаться с книжкой наедине, возвращаться к прочитанному произведению, автору, жанру; желание ребенка еще раз услышать произведе­ние должно быть удовлетворено.

  • Необходимо осуществлять инте­грацию разных видов искусства в литера­турном развитии ребенка-дошкольника. Это путь к развитию художественного восприятия и детского творчества.

  • Должна осуществляться предва­рительная диагностика, в ходе которой необходимо изучить особенности:

- восприятия и понимания детьми литературных произведений;

- умений детей передавать разные эмоциональные состояния при помощи движений и интонаций, переда­вать характерные особенности игрового персонажа разными изобразительными и выразительными средствами, в том числе средствами театрализованной деятельности.

В работе по восприятию детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений в со­четании с театрализованной деятельностью можно выделить несколько этапов.

Первый этап посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста, целью этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта, предназначенного для театрализации. Ее реализация требует проведения образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию детей, а так же по изобразительной и музыкальной деятельности, в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений, основами из которых являются умения передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Для этого используются образно-игровые этюды.

Поскольку создание образа - задача плоская для дошкольников, необходима специальная работа. Углублению понимания детьми литературного произведения, мотивов поступков, его героев их состояний и настроений будет способствовать не только образовательная деятельность, но и подвижные игры, сопровождающие художественным словом, рассматривание различных видов наглядного материала. Третий этап связан с самостоятельным творчеством ребенка в процессе освоения игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», «оформитель-костюмер». Данная цель: может реализовать как в изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений, так и в совместной игровой и речевой деятельности).

Такая работа по восприятию и театрализации фольклорного или литературного текста исключает разучивание ролей, способствует естественному освоению детьми специальных умений, необходимых для театрализованной - художественной деятельности и для самостоятельной театрализованной игры.

Литература:

  1. Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания. Т. Самошина. Журнал - Дошкольное воспитание №7 – 2011г.

  2. Использование музыки при восприятии старшими

дошкольниками литературных произведений. В.А. Деркунская. Журнал - Дошкольная педагогика №7 (56) – 2009.

  1. Т.Н. Доронова. Играем в театр Методическое пособие

для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2004.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Восприятие литературных про¬изведений детьми

Автор: Кашуба Ирина Михайловна

Дата: 09.05.2017

Номер свидетельства: 413909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Сценарий урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Н.Носова"
    ["seo_title"] => string(65) "stsenarii_uroka_literaturnogo_chteniia_zhivaia_shliapa_n_n_nosova"
    ["file_id"] => string(6) "504751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553609418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Совместная работа воспитателя с детьми Рассказывание  русской народной сказки  «Гуси – Лебеди»."
    ["seo_title"] => string(96) "sovmiestnaia-rabota-vospitatielia-s-diet-mi-rasskazyvaniie-russkoi-narodnoi-skazki-gusi-liebiedi"
    ["file_id"] => string(6) "260624"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448983783"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы"
    ["seo_title"] => string(79) "osobennosti_vospriiatiia_detmi_doshkolnogo_vozrasta_khudozhestvennoi_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "505090"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553775956"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Кружковая работа "Книжкина страна" "
    ["seo_title"] => string(35) "kruzhkovaia-rabota-knizhkina-strana"
    ["file_id"] => string(6) "208136"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430744350"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа "
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-obrazovatiel-naia-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-tipa"
    ["file_id"] => string(6) "134191"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416680076"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства