kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Зачем человеку детство?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство — определенный этап в развитии человека и сложилось как период подготовки к жизни, взрослой деятельности, в течение, которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Зачем человеку детство?»


Зачем человеку детство?


«Человеческое» детство не только продукт эволюции, но и результат истории. «Физическое» детство человека — это время, необходимое для его роста. Длительность же «социального» детства зависит он того, насколько зрелым является человеческое общество.

На настоящий момент собраны многочисленные свидетельства того, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития. Оказалось, что чем ниже ступень развития, тем короче отрезок детства, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда.

Детство — определенный этап в развитии человека и сложилось как период подготовки к жизни, взрослой деятельности, в течение, которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения.

Если говорить о дошкольном детстве, то его роль состоит в овладении некоторыми общими человеческими знаниями и умениями, в приобретении некоторых психических качеств, которые нужны для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, развитие ориентировки в пространстве и времени, человеческих форм восприятия, мышления, воображения, первоначальное приобщение к произведениям искусства, формирование взаимоотношений с другими людьми.

Взрослые, воспитывая и обучая свое будущее поколение, должны всегда помнить о том, что детство — незабываемый период в жизни человека и, по словам В. А. Сухомлинского: «настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

К. Д. Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Зачем человеку детство? Наверное, чтобы играть, насытиться игрой, насладиться ею, получить массу положительных эмоций, реализовать свои потребности и способности. Игра и жизнь у дошкольника не разделима.

  Зачем человеку детство? Чтобы потом, в трудных жизненных ситуациях вспомнить то время, когда ты беззаботно играл, радовался, творил, когда тебя все любили и восхищались тобой, когда тебя баловали и были рядом в трудную минуту, когда у тебя была защита, поддержка, надежный тыл, уверенность в себе.

  Зачем человеку детство? Чтобы напомнить нам взрослым, что нужно быть внимательнее к золотому периоду в жизни человека. Забота о развитии детей сопровождается совершенствованием нас самих.

Не все родители задумываются, а порой не понимают, насколько важен этот период в жизни ребенка.

Уважаемые взрослые! Те знания и умения, которые впитывает ребенок в возрасте от 0 до 9-10 лет, закладывают не только основу его личности, но и формируют последующие мироощущения, взаимоотношения с окружающими, способности к усвоению новых знаний. В этом возрасте у ребенка прописывается «сценарий» построения собственной семьи, формируются установки по выбору партнера и еще многое, многое другое.
    Ни одно новорожденное существо в животном мире не испытывает такой потребности в своих родителях и не зависит от них так, как человеческий детеныш.

Важно понимать, что ребенок – это маленький человек, который пришел в этот мир для того, чтобы значимый близкий человек помог ему освоить все премудрости жизни, помог ему развиваться, совершенствоваться, формировать свои представления, становиться взрослым.

Малыш родился. У него еще совсем нет опыта общения с внешней средой, все постигается методом проб и ошибок. Если ему некомфортно, он плачет. Подходит мама и приносит с собой улыбку, покой, тепло, еду и вместе со всем этим радость от ощущения близости с нею.

Что будет дальше? Дальше он будет стремиться к получению того же удовольствия и плакать, давая понять: «Мама, вот я! Иди сюда скорее, ты нужна мне, потому что только с тобой мне хорошо». И если уставшая мама понимает, что слышит плач жизненной необходимости своего малыша, не его каприз, а его призыв, то тогда будет гораздо легче встать ночью, подойти лишний раз к малышу днем, взять его на руки, отложив другие дела, потому, что именно это дело сейчас самое необходимое.

Детство характерно тем, что наши малыши постоянно меняются и внешне, и внутренне. До года ребенок зависим от матери, после года расширяются возможности маленького человечка и внешний мир становится более доступным. По мере возможности, старайтесь не ругать своего малыша, если он разбрасывает кастрюли по полу или пытается нажимать кнопки телевизионного пульта. Не «убивайте» в нем инстинкт исследователя, а доступно объясните ему сами, что к чему, переключив его внимание на другое, не менее интересное занятие. То знание, которое будет подкреплено и сформировано сейчас, в дальнейшем окажется позитивным человеческим качеством. Если сейчас вы грубо отберете интересный предмет, хлопнув по попе, то пройдет совсем немного времени, и уже вы будете настаивать: «Ну, найди ты себе интересное занятие, не сиди часами перед компьютером. Заинтересуйся хоть чем-нибудь!», не понимая, что установка уже сформирована: «Инстинкт исследования наказывается».

Игра для ребенка – это занятие наисерьезнейшее. Это ведущая деятельность дошкольника, а не бесцельное времяпровождение. Через это занятие ребенок постигает мир, пробует свои роли, примеряет различные социальные маски, учится общаться, учится мыслить, в игре формируется речь, внимание, совершенствуется память, развивается воображение, мастерство импровизации. Перечислять можно до бесконечности. Но игра не является врожденным умением, это продукт развития, который формируется в процессе воспитания, общения. Поэтому не бойтесь становиться своему малышу партнером по играм, превращайте серые будни в сказочные дни, и старайтесь по возможности организовывать общение своего ребенка с детьми разного возраста.

Родители часто задают вопрос: «Что случилось? Почему ребенок изменился? Что мы пропустили?»

Изменилось следующее – просто один этап развития сменил другой, а каждый из этих этапов имеет свои характеристики, функциональные механизмы и отличительные особенности. Только чуткий родитель, зная индивидуальные отличия своего ребенка и общие законы развития, в состоянии адекватно выстроить отношения с растущим человеком, помочь чувствовать себя комфортно в мире взрослых.

Дети в играх изображают жизнь и труд взрослых людей, переживают, проблемы человечества, общества, его положительные и отрицательные стороны для детей не безразличны. И если мы будем внимательнее вглядываться и вслушиваться в общение детей во время выполнения ролевых действий, мы поймем, над чем, нам стоит задуматься, какие задачи воспитания ставить на первое место?

Яркие впечатления детства, забавные случаи, трогательные ситуации и даже то, что уже и не вспомнить, Чуковский сравнивал с большим разноцветным клубком, который мы будем с радостью разматывать всю жизнь. Дети дают нам, взрослым, великолепную возможность постоянно обращаться к детству. Никогда не нужно забывать свое детство. Там — все ответы на наши вопросы о воспитании. Там — решение многих семейных задач.

Забота о развитии детей сопровождается совершенствованием нас самих. Как гласит древняя латинская пословица, «слова учат, примеры влекут». Поэтому взрослым необходимо анализировать самих себя, свои поступки и слова. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе: он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем. На ребенка наши поступки действуют гораздо сильнее, чем слова. Воспитывает не метод, не программа, а личность взрослого. В первую очередь, родители, должны понимать какого человека они хотят видеть в своем подрастающем ребенке, представляя себя примером. И начинать воспитание нужно с себя.

Многими психологическими исследованиями показано, что успешность воспитания состоит в прямой зависимости от личностного развития, от гармонии или дисгармонии душевного мира взрослого, способности к изменениям. Гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать. Он неустанно работает над собой, выявляя и развивая качества и способности, и учит этому детей. Человек, радостно и активно отдающийся любимому делу, совершенно естественно может создать для ребенка атмосферу радости и оптимизма, ощущение полноценной жизни.

Малыши так ярко и эмоционально воспринимают мир, помогая нам увидеть новые краски, посмотреть на знакомые вещи с другой стороны, увидеть необычное, новое в привычном для нас окружении. Как они удивляются, восхищаются тем, на что мы уже давно не обращаем внимание. Нам надо учиться у детей радоваться каждому дню, каждой минуте, получать удовольствие от жизни, от общения с природой и окружающими людьми.

А. С. Макаренко писал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создает у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребенку живется труднее, чем взрослому! Он еще не знает, что в жизни «все проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих. Ребенку труднее реагировать и удовлетворять свои желания, он еще не умеет, как взрослые находить им замену или компенсацию. Ребенок все время оценивается дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребенка за то, что сами взрослые делают безнаказанно.

Детские слезы – часто слезы обиды и непонимания. Из чего складывается понимание? Что можно ожидать от ребенка в возрасте 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется? Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей, знание индивидуальных особенностей ребенка. Мужество и мудрость взрослого - эту уникальность в ребенке сохранять и поддерживать. Молодые родители иногда упрекают своих родителей: «Вот бы ты меня так воспитывал в свое время, как сейчас внука!» Они обижаются, когда старшие указывают им на ошибки в воспитании детей.

М. М. Жванецкий как-то сказал, что родитель должен не вкладывать в ребенка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него самого, родителя, она есть. А иначе где еще ребенок это увидит? Совесть порой нам подсказывает, где мы не правы: кого-то обидели, нарушили закон человеческого общежития, пожелали не свое, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован. Но ребенок должен видеть, что это больно и несправедливо, и, что родитель признается в этой боли, страдая, муками совести. Взрослый, понимающий душу ребенка, страдает, если необдуманно причинил страдания ребенку. 

Часто мы воспитываем детей по вере, той вере, которая сформировалась из собственных убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали, либо лучше, чем нас. И нередко в таких программах превалирует желание взять реванш, отыграться. Вместо того чтобы вначале подумать: «А, на ком?»

За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребенка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребенок это почувствует, ведь его интересы остаются на задворках.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это уже вариант непонимания ребенка, либо его эгоизм. Поведение таких детей ведет к неуправляемости и к тому, что ребенок плохо понимает: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что когда-то, его самого не захотели понять близкие люди.

Воспитание – это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на свое счастье и счастье ребенка. Ребенок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей. Он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным, если таковой пример имеется перед его глазами…

Но при этом он будет еще и самим собой. Следует понять, что ребенок хоть и является продолжением родителей, все же, он не их точная копия. Порой он берет какие-либо качества от обоих родителей, иногда – не самые лучшие. Но это как раз ваше – что ж на ребенка-то, сердиться? Это вы недосмотрели, это ваша ошибка!

Многие исследователи подчеркивают, что основные черты личности, тип мышления, стиль речи и особенности характера уже сформированы к пяти годам. Если же благоприятный период упущен, то восполнить возникший недостаток позднее оказывается делом трудным, а подчас и невозможным. По мнению А. С. Макаренко, «главные основы воспитания закладываются до 5 лет — это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

Стремительно проносятся годы детства, но за этот короткий срок происходят самые удивительные превращения, какие только может представить себе человеческая мысль. Из самого беспомощного на свете существа, которое неспособно самостоятельно удовлетворить свои наиболее простые потребности, ребенок превращается в мыслящего человека, который постигает законы движения планет и развития общества, вырастает в силу, сознательно изменяющую природу и общество. Либо вырастет человек практически такой же беспомощный по жизни, каким родился. Здесь многое будет зависеть от вас, родители и воспитатели!


Использованные источники:


1. «Зачем человеку детство? // Статья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/vospitanie-rebenka/83-zachem-cheloveku-detstvo/382-zachem-cheloveku-detstvo.

2. «Зачем человеку детство?» // Статья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mokds.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=96.

3. Консультация «Зачем человеку детство?». Электронный ресурс. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fds6-borovichskiy.caduk.ru%2FDswMedia%2Fkonsul-taci3.docx&name=konsul-taci3.docx&l.

4. Сухих Н.С. Зачем человеку детство? // Статья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cjkysirj8.ucoz.ru/index/zachem_cheloveku_detstvo/0-103.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Зачем человеку детство?

Автор: Панкрашкина Ирина Александровна

Дата: 28.06.2018

Номер свидетельства: 474542

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Родительское собрание "Зачем человеку детство?""
    ["seo_title"] => string(55) "roditiel_skoie_sobraniie_zachiem_chielovieku_dietstvo_1"
    ["file_id"] => string(6) "437176"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509979038"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Родительское собрание "Зачем человеку детство""
    ["seo_title"] => string(53) "roditiel_skoie_sobraniie_zachiem_chielovieku_dietstvo"
    ["file_id"] => string(6) "419164"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496033367"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Родительское собрание"
    ["seo_title"] => string(26) "roditiel_skoie_sobraniie_1"
    ["file_id"] => string(6) "444148"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513177967"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Зачем ты,  война, у мальчишек их детство украла… "
    ["seo_title"] => string(51) "zachiem-ty-voina-u-mal-chishiek-ikh-dietstvo-ukrala"
    ["file_id"] => string(6) "116655"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412572453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Доклад на тему: "Все начинается с детства" "
    ["seo_title"] => string(45) "doklad-na-tiemu-vsie-nachinaietsia-s-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "201662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429098882"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства