Методическая разработка. Использование групповых форм работы на уроках физики
Методическая разработка. Использование групповых форм работы на уроках физики
В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов обучения, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед учителем. От современной школы требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости школьников, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого школьника. Когда стратегия изменений в народном образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главу всей системы обучения, от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью.
Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Если ученику интересно, если он чувствует себя творцом своих знаний, тогда он будет активно учиться. В педагогике неизбежно возникает вопрос: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству.
Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий. А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки педагогической техники».
В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Использование групповых форм работы на уроках физики »
МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа Методическая разработка. «Использование групповых форм работы на уроках физики» Выполнил: учитель физики высшей категории победитель ПНПО-2009 Седова Лариса Валентиновна 2012
Введение.
В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов обучения, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед учителем. От современной школы требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости школьников, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого школьника. Когда стратегия изменений в народном образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главу всей системы обучения, от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью. Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Если ученику интересно, если он чувствует себя творцом своих знаний, тогда он будет активно учиться. В педагогике неизбежно возникает вопрос: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству.
Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий. А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки педагогической техники».
В настоящее время общество в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Теоретическая часть: о групповой форме работы на уроке.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. При этом перед учителем встают новые задачи:
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.
Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Оценка деятельности учеников не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.
Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения с использованием компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки учащихся. Сочетание традиционных методов и средств обучения с компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует развитие самостоятельной работы. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии. Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
Технология обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии в значительной мере могут быть реализованы при групповой работе. Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются: - класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач; - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; - задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав групп меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Однородная групповая работа предполагает как выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, так и дифференцированное выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ, различных форм опроса и при повторении и закреплении материала. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.
И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнительных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в условиях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы.
Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его помощи. Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов: 1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, формирование групп, назначение учащихся-консультантов, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3. Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом. Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали поддержку учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять им уверенность в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты групповой работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга. Среди недостатков групповой формы работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, т.к. учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать оптимальный путь его изучения.
В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.
Основное содержание работы:
практическая реализация групповой формы работы на уроках физики.
Групповая форма работы на уроках физики дает большие возможности в умственном развитии учащегося. Именно в условиях организации группового способа обучения подростки с наибольшей активностью включаются во все звенья совместной деятельности: обучение, контроль, общение. Работа в малых группах требует от учащихся умения приспосабливаться к общему темпу работы. Все это способствует развитию саморегуляции, от которой зависит успешное учение и дальнейшее включение в трудовую и общественную деятельность.
Ребята разделены на группы по желанию или по территориальному признаку (местожительству). Они могут быть сгруппированы по принципу их учебных успехов (гомогенная группа) или, наоборот, по принципу смешения учащихся разного уровня обучаемости (гетерогенная группа). Большинство педагогов считают, что в дидактическом отношении гетерогенная группа, где совместно работают сильные, средние и слабые ученики, дает лучшие результаты. При этом отмечается, что такие занятия наиболее полезны слабо- и среднеуспевающим учащимся.
1. Домашние групповые работы.
Работы по решению качественных и расчетных задач с целью развития навыков общения, рационального планирования времени и объединения усилий для выполнения общей учебной работы.
Уроки решения задач наиболее сложны. Мной предлагается следующий вариант. Сначала на уроке разрабатывается общий алгоритм решения для любой задачи независимо от темы. Затем читается и разбирается условие задачи, делается перевод единиц. Если необходимо, то воспроизводится рисунок задачи, находятся недостающие данные. После этого коллективно разбирается решение задачи на доске, которое дается учащимся в качестве образца. Затем каждой группе предлагается свой домашний вариант. Степень сложности варианта и время на его выполнение зависит от изучаемой темы и уровня подготовки групп. Например, в 9 классе при изучении темы «Сила трения» были предложены следующие задания:
1.1 В правилах уличного движения говорится: «Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. Помните, что транспорт мгновенно остановить нельзя». На чем основано данное правило? 1.2 Автомобиль движется со скоростью 36 км / ч. Перед препятствием водитель затормозил так, что колеса перестали вращаться (юз). Какой путь пройдет автомобиль до полной остановки, если коэффициент трения скольжения 0,2? (Ответ:≈26 м.) 1.3 Почему рессоры смягчают толчки? Также дополнительно можно еще задать несколько расчетных задач. Учащиеся решают задачи дома самостоятельно, а затем обсуждают решение все вместе, при необходимости оказывая друг другу помощь. Слабые ученики приходят на консультации. Подведение итогов рассматривается в классе в виде защиты своего варианта. Порядок выступления определяется жребием. Когда одна группа защищает свой вариант, остальные слушают, задают дополнительные вопросы, требуют уточнения. Ребята стараются объяснять задачи физическим языком, стараются допустить как можно меньше ошибок при ответе, ищут более рациональное решение. Внутри группы развивается умение общаться, формируется самооценка.
Также можно использовать работу в парах при проверке домашнего задания, при различных видах контроля, например, предлагать составить контрольную работу для своего соседа.
2. Использование групповой формы для работы с текстом.
Сегодня при проведении итоговой аттестации учащиеся должны уметь работать с текстом, поэтому я предлагаю использовать групповое изучение нового материала по учебнику. При помощи мультимедийной приставки проектирую вопросы к параграфу учебника, который нужно изучить на уроке. Класс делится на команды по 4 человека. Каждая команда выбирает себе капитана, который организует деятельность команды, т.е. решает как будет работать: каждый ищет ответы в учебнике на все вопросы или разбирает один конкретный вопрос и рассказывает о нем команде. Время ограничено. Команда, которая первой достигла цели, отвечает первой. Задаю любой из предложенных вопросов любому члену команды. Если кто-то не может ответить, то он просит помощи у команды, но тогда оценка всей команды снижается. И так поступаю со всеми вопросами. Что это дает? Ребята усваивают материал на уроке, учатся работать с книгой, в учебу втягиваются слабые, формируется чувство ответственности за команду. Навыки работы с текстом имеет большое значение при сдаче ГИА в 9 классе.
3.Игровые технологии организации работы в группах
Главная задача, стоящая сегодня перед школой – повышение эффективности процесса обучения. Здесь могла бы быть весьма эффективна реализация одного из основных принципов дидактики – принципа активности учащихся в процессе обучения, то есть достижение такого качества деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации учащихся, осознанной потребностью в усвоении знаний. Важное место в ряду активирующих средств обучения в школе занимает дидактическая игра. В игровой ситуации можно успешно организовать психолого-педагогические условия свободы. Игры позволяют учащимся получать ответы на вопросы в совместной деятельности, моделируя определенную ситуацию. Участие в поиске решения вызывает у учащихся положительный эмоциональный настрой на урок: осознание своих возможностей, удовлетворение от своего труда, чувство успеха. Все это позволяет включиться в урок не частично и не формально. И результатом такой игры может быть коллективное решение учебной задачи. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Учащимся интересно, например, используя компьютерное моделирование, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка “перегорела” - можно выбросить ее в “мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.
Например, на одном из занятий работая в группах, учащиеся получают электрическую схему с параметрами её элементов и задание рассчитать параметры плавких предохранители в этой схеме. После определения параметров предохранителя учащиеся получают возможность смоделировать на компьютере рассчитанную схему и её работу.
В случае правильного расчета на смоделированной схеме отображаются светящиеся лампочки, в случае ошибки – «сгоревший» элемент схемы. Осуществляя работу в группах при повторении и обобщении изученного материала темы на уроках решения задач в 10-11 классах, использую такой метод работы: класс делю на 5 групп по 5 человек. Группы формирую на добровольных началах, примерно одинаковые по работоспособности. Для каждой выбирается консультант-эксперт. Его права и обязанности таковы: организация работы при выполнении группового задания на уроке, прием теоретического зачета или зачета по решению задач. Учитель следит за временем, собирает у экспертов результаты, подводит итоги. При подготовке к уроку консультанты сами сдают зачет по теме учителю по теории и решению задач, используемых на уроке. В качестве примера можно использовать урок физики «Лабиринт». На пяти столах расставлены номера команд, на каждом расположены 6 конвертов с номерами, кубик и поле для игры. Во всех конвертах по 4 задачи. В процессе игры, на каждом этапе каждый ученик решает индивидуальное задание по теме. Эксперт кидает кубик. Выпавшее число – номер конверта, с которого на данном столе начинается решение задач. На каждом поле для игры должны присутствовать варианты лабиринта для любого номер конверта, выпавшего на кубике. Каждый член группы берёт для решения задачу из конверта с выпавшим номером. Задача может быть решена учеником самостоятельно, с помощью команды и с помощью эксперта. От этого зависит количество выставляемых в карточку игрока баллов. Если задача не решена, то эксперт разъясняет ее. Команда может двигаться дальше только после выполнения задания всеми участниками. Каждый ученик получает баллы за решение задач на всех этапах, которые заносятся в его карточку. Далее участники двигаются по схеме предложенной в «Лабиринте» на столе. Эксперт следит за соблюдением правил. Если задача решена всеми членами группы, то команда по схеме переходит к следующему конверту, с номером которой на схеме соединен номер первого конверта. Этот метод можно использовать при проведении уроков решения задач на любую тему и для любого уровня обученности учащихся. Необходимо только подобрать соответствующий раздаточный материал. Этот урок дает очень хороший результат и очень нравится учащимся.
В 9 классе для того, чтобы доказать учащимся универсальность применения второго закона Ньютона для разнообразных видов механических движений, рассматриваю реальные ситуации поездки на автомобиле. Стараюсь охватить случаи: разгон, равномерное движение, торможение, подъемы и спуски и т.д. Этот же урок, с более сложными заданиями, можно использовать для учащихся 10 класса. Учащиеся отправляются в путешествие тремя колоннами (группами). Весь маршрут делится на несколько этапов. Каждый этап – решение задач. Каждую группу возглавляет лидер. Это водитель, который едет первым, т.е. решает задачу у доски, остальные решают в тетрадях. Если лидер не справляется с задачей, ему помогают члены группы. На каждом участке пути лидер объясняет решение задачи, учитывается и работа в тетрадях. В начале урока провожу фронтальную проверку знаний основных формул и законов, необходимых для решения задач. Работу в группах применяю при проведении уроков-конференций. На них заслушиваем сообщения ребят. Когда даю задания, предупреждаю, что нужно не только найти материал, но и критически его изложить, сделать обоснованные выводы, оценить достижения в этой области.
Урок-семинар «Развитие взглядов на природу излучения» также предполагает групповую форму работы. Класс делится на 6 рабочих групп. Примерно одинаковых по уровню подготовки. Семинар строится на сообщениях учащихся. В заключении семинара учитель делает обобщение и учениками заполняется таблица «Спектр электромагнитных излучений» при помощи которой систематизируются знания учащихся.
4. Групповые формы работы с использованием средств ИКТ
Групповая работа может быть осуществлена с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.
Основными характеристиками применения компьютерных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением через Интернет. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.
Работа в группах также может быть реализована с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. В моей практике немало примеров того, как ученики, показывавшие весьма посредственные знания, создавали самостоятельно и уверенно представляли на уроке самостоятельно подготовленный с использованием компьютера материал высокого уровня. Уверенное владение компьютером позволило таким ученикам повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания. К примеру: группами учеников в результате занятий на элективном курсе в 9 классе был разработаны проекты «Как предупредить поражение электрическим током», «Как выбрать бытовую технику». В 7 классе, после изучения закона Архимеда учащиеся разработали проект по теме: «Плавание судов». Со своими проектами ученики выступают на конференциях школьного, городского и всероссийского уровней.
Заключение.
Таким образом, использование групповых форм работы на уроках физики позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Результатом работы стали уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом физических опытов и решением физических задач, использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий: подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д. Одним из результатов применения описанных выше методов стал выбор учащимися продолжения обучения в профильном физико-математическом классе, с последующей возможностью продолжить обучение в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях по выбранному профилю. Анализ поступления учащихся в технические вузы также говорит о положительном результате форм работы. Планируется продолжение работы в этом направлении.
2. Антропова М.В. и др. Дифференцированное обучение : педагогическая и физиологическая оценка// Педагогика.1992. № 9-10.
3. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельностии их формирование у школьников// Вопросы психологии.1969. № 2.
4. Дидактика средней школы /Под ред.М.Н.Скаткина.- М.: Просвещение,1982.
5. Ланина И.Я., Тряпицина А.П. Раздвигая границы привычного: Путешествие по урокам физики.-Л.: Лениздат.1990
6. Горычева С.Н. Разноуровневое обучение в открытой образовательной системе.// Школьные технологии,2005,№2 7. Губернаторова Л.И., Потехин К.А. «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»
8. Шалыгина И.В.Десять + 1 прием групповой работы на уроке с использованием информационного интегрированного продукта «КМ-Школа».– «КиМ», 2006 9. Гин А.А. Приемы педагогической техники. – М., 1999. 10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
11. Урок физики в современной школе. / Под редакцией В.Г.Разумовского. – М.: Просвещение,1993.
12. Журнал « Физика в школе».
13. Интернет ресурсы.
Содержание:
Введение 2
Теоретическая часть: о групповой форме работы на уроке. 3
Основное содержание работы: практическая реализация
групповой формы работы на уроках физики. 7
1. Домашние групповые работы. 7
2. Использование групповой формы для работы с текстом.
3. Игровые технологии организации работы в группах 8
4. Групповые формы работы с использованием средств ИКТ 10