Данный урок является последним в теме "Электростатика" На уроке обобщается и систематизируется материал по теме. Используется личностно-ориентированная технология. Формируются учебно- познавательная коммуникативная, информационная компетенциии, компетенция разрешения проблем. Для достижения целей урока применяются компетентностно-ориентированные задания и задания на развитие критического мышления. Для оценивания обучения используются различные виды контроля: самоконтроль взаимоконтроль, тестовый контроль.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ЦОР: презентация к уроку, СД «Интерактивная физика».
Структура урока:
Организационный момент;
Проверка домашнего задания;
Обобщение и систематизация;
Самопроверка и контроль знаний. 5 минут ЕНТ;
Подведение итогов;
Домашнее задание;
Рефлексия.
Ход урока
Эпиграф к уроку: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»
Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, быстрое включение в деловой ритм (ценностно-ориентированные культурологические компетенции)
Приветствие, Объявление темы. Цели урока формулируют сами учащиеся. Знакомство со структурой урока. Оценку за все этапы урока учащиеся выставляют в лист самоконтроля. Раздел электродинамики, посвященный изучению покоящихся электрически заряженных тел - электростатика.( Слайд1)
Этап проверки домашнего задания
Цель: установить правильность и объем выполнения домашнего задания всеми учащимися (учебно-познавательные компетенции).
Проводится комбинированная проверка домашнего задания:
Индивидуальная – решение задач по уровням у доски (3 учащихся), упражнение 17 №1,2,3
Работа в парах по вопросам взаимоконтроля (один ученик - четные вопросы, другой – нечетные КВВК)
Проверка задач осуществляется учащимися (3 человека) с комментариями после взаимоконтроля.
Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Цель: формирование целостной системы знаний по теме, выделение мировоззренческих идей (информационно-технологические, учебно-познавательные компетенции).
Обобщение и систематизация изученного материала проводится с использованием компьютерных презентаций учащихся с их комментариями. (слайды 5-9)
Основание (фундамент) электростатики
Эмпирический базис (опыты Кулона, опыты Милликена и Йоффе, модель атома Резерфорда)
Теоретический базис (заряд, взаимодействие, поле, теория близкодействия)
Ядро электростатики (законы Кулона, законы сохранение электрического заряда и массы; константы)
Следствия электростатики (законы электростатического поля, характеристики электрического поля, принципы суперпозиции силы, напряженности и потенциала, границы применимости)
По окончании демонстрации презентации проводится тест-прогноз на знание основных формул по теме.
Самопроверка и контроль знаний
Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действия, обеспечить их коррекцию (информационно-коммуникативные компетенции, компетенции разрешения проблем)
Тест-прогноз, на знание основных формул по теме.(в 2-х вариантах, слайд 18)
Самоконтроль и коррекция знаний
Физминутка
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись
Разминаем шею, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать
Фронтальная работа «Сообрази» (слайд 19-22)
Работа в группах по КОЗам (слайд 23-24)
5 минут ЕНТ. Проводится фронтально тестирование в двух уровнях.
Один из учащихся проходит тестирование в электронном варианте.
Самоконтроль и коррекция знаний (слайд 25)
Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективы последующей работы (учебно-познавательные компетенции)
Домашнее задание. Краткие итоги главы 8. Подготовка к контрольной работе. Упр.15 зад.3.
Рефлексия.
Что вы пожелаете друг другу?
Что бы вы пожелали учителю?
Приложение 1
Компетентностно-ориентированные задания группам
Исследуйте, каков знак наэлектризованного тела и что необходимо для определения знака заряда? Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, органическое стекло, сургуч, металл, бумага, шелк (учащиеся группы заполняют по результатам эксперимента таблицу. Слайд №23)
Определите, используя справочник электрическую емкость Земли. (При соединении, проводника с Землей, практически весь его заряд перейдет в Землю потенциал, которой условно принят за ноль - начало отсчета. Если к заземленному телу поднести, не касаясь, другое тело, то емкость поднесенного тела увеличивается С=4πε0R).
Собрать на интерактивной доске модель крутильных весов из данного набора элементов и обозначить элементы, перетащив соответствующие номера из таблицы. (Работа модельного практикума «закон Кулона» СД интерактивная физика)
Объясните, как образуется грозовая туча? Каков знак заряда Земли поверхности непосредственно под облаком, если последнее заряжено положительно? (Слайд №24)
Ускорение, с которым движется электрон в поле напряженностью 10 , равно (me = кг, е = Кл)
Два заряда и Кл расположены в керосине () на расстоянии 0,4 м друг от друга. Напряженность поля в точке О, расположенной на середине отрезка прямой, соединяющей центры зарядов равна (k = )
Приложение 2
Лист самоконтроля
Ф.И.________________________
№
Этапы урока
Оценка
1
Орг.момент
2
Упражнения д/з
КВВК
3
Тест-прогноз
Подумай
4
Реши задачу
Реши тест
5
Итоговая оценка
Приложение 3
Физика-10
КВВК «ЭЛЕКТРОСТАТИКА».
Электрический заряд. Что характеризует электрический заряд? Единица измерения.
Минимальный заряд в природе. Его числовое значение.
Прибор для определения заряда, взаимодействие зарядов.