Просмотр содержимого документа
«Динамические перемены»
Динамические перемены.
методист МБОУ «ЦДиК» Лобанова Ю.Ю.
Организованное проведение перемен.
Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку.
Учитель с первых дней пребывания детей в школе приучает их к правильному поведению на переменах и создаёт необходимые условия для активного отдыха. Дети должны хорошо знать, что можно делать на переменах и чего делать нельзя.
…Дети во время перемены должны быть вне класса. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на открытом воздухе, на игровой или спортивной площадке, а в ненастную погоду и зимнее время – в рекреационных помещениях, которые проветриваются во время уроков.
Во время больших перемен желательно, чтобы и зимой дети были на открытом воздухе. Для этого в школе организуется выдача и приём одежды таким образом, чтобы не менее чем за три минуты до начала очередного урока все ученики были в классах и в спокойной обстановке готовились бы к урокам.
…К мероприятиям для организованного проведения перемен предъявляются общепедагогические: они должны соответствовать возрастным особенностям детей и не должны излишне утомлять и возбуждать их.
Выбор игр в значительной степени зависит от места проведения. На пришкольной площадке проводятся игры с большей подвижностью, а в помещении более спокойные.
…На переменах дети пользуются полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых). Надо, чтобы ученики сами включались в коллективные игры и развлечения. Только в этом случае указанные мероприятия на переменах являются средством активного отдыха детей.
Другой вариант проведения динамических перемен предлагают авторы из Минска, где присутствует чёткая организация всего занятия по примеру урока физической культуры.
Динамическая перемена – это организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Проводится после второго урока , продолжительностью 35 мин. Как и урок физкультуры, динамическая перемена состоит из трёх частей, преимущественно игрового характера. В первой части (6-8 мин) решают задачи подготовки к предстоящей двигательной деятельности. Её содержание – построение, сообщение учителя о содержании динамической перемены, ходьба . медленный бег, общеразвивающие упражнения в игровой форме. Вторая, основная часть (22-25 мин), включает в себя подвижные игры, игры-эстафеты, освоение спортивных упражнений ( велосипед, лыжи, коньки, санки), элементы спортивных игр ( городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей), закрепление пройденного материала на уроках физкультуры и специальные подготовительные упражнения для освоения новых упражнений, самостоятельные игры и спортивные развлечения. Третья часть (4-6мин) завершает активный отдых школьников. В неё входят: построения, спокойная ходьба с заданиями, общеразвивающие упражнения, упражнения на внимание, подведение итогов, организованное возвращение в школу. На динамическую перемену дети одеваются так же, как на урок физкультуры на открытом воздухе.
Примерные варианты динамических перемен в осенний и весенний периоды.
Первый вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Игра “Сделай фигуру”.
Игра “Плетень”, “Волк во рву”. Самостоятельные игры и спортивные развлечения с использованием спортивного инвентаря (8 мин).
Построение. Ходьба с заданиями. Организованное возвращение в школу.
Второй вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Ходьба с выполнением дополнительных движений руками, ногами, туловищем. Медленный бег 400-500 м.
Игра “Автогонки”.
Для мальчиков – элементы спортивных игр ( футбол): передача мяча друг другу, отбивая его правой и левой ногой ( расстояние 3-4м); подкидывание мяча ногой и ловля руками. Ведение мяча “змейкой” между предметами.
Для девочек – прыжки со скакалкой; вращение обруча; игра в классы; упражнения с мячом.
Построение. Ходьба с заданиями. Подведение итогов динамической перемены. Организованное возвращение в школу.
Третий вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Ходьба с выполнением дополнительных движений руками, ногами, туловищем. Медленный бег 400-500 м.
Элементы спортивных игр (настольный теннис).
Игра “Удержи мяч на ракетке”.
Игра “С ракетки на ракетку”.
Игра “Передай мяч на ракетку”.
Построение парами. Игра “Круговорот”. Дети идут парами ровным шагом в направлении школы. По сигналу последняя пара (один идёт слева, другой справа от колонны) старается обогнать ребят быстрым шагом ( бежать нельзя!) и стать впереди колонны. Организованное возвращение в школу.
Четвёртый вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Ходьба с заданиями. Общеразвивающие упражнения с разъяснением и показом учителя. Медленный бег 400-500м.
Дети делятся на две группы. Одна ездит на велосипеде, другая играет в городки, затем меняются местами.
Спортивные упражнения (велосипед). Выполнять повороты направо, налево, по кругу, “змейкой”, отталкивание, торможение и остановки по сигналу.
Игра “Не задень предмет”.
Элементы спортивных игр (городки): броски биты от плеча и сбоку, выбивать городки из кона (5-6 м.)
Построение. Ходьба с заданиями. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Пятый вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Ходьба с заданиями. Медленный бег 500-600м.
Элементы спортивных игр (бадминтон).
Игра “Подбей волан”.
Игра “Загони волан в круг”.
Игра “Волан по кругу”.
Самостоятельные игры и спортивные развлечения с использованием спортивного инвентаря (8 мин).
Построение. Ходьба с заданиями. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Примерные варианты динамических перемен в зимний период.
Первый вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Ходьба с выполнением дополнительных движений руками, ногами, туловищем. Медленный бег ( 1мин).
Катание на ботинках. Скольжение по гладкой снежной или ледяной поверхности. Сохраняя равновесие.
Катание втроём.
Скольжение по льду с разбега (разбегаться по снегу).
Скольжение вниз по отлогому склону.
Самостоятельные игры и развлечения с использованием спортивного инвентаря (8 мин).
Построение. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Второй вариант:
Построение. Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Ходьба, прыжки по снегу, метание снежков. Медленный бег (1мин).
Эстафеты с санками.
Самостоятельные игры и спортивные развлечения (5 мин).
Построение. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Третий вариант:
Построение. Сообщение о содержании динамической перемены. Ходьба , прыжки, метание снежков, бег по снегу “змейкой” (1мин).
Спуск с горы на санках с заданиями.
Самостоятельные игры и спортивные развлечения (5мин).
Построение. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Четвёртый вариант:
Построение. Сообщение о содержании динамической перемены. Ходьба с выполнением дополнительных движений руками, ногами, туловищем.
Ходьба на лыжах без палок 1-2 круга (200-300м.)
Игра “Кто дальше” (на лыжах).
Игра “Снежком по мячу” (при спуске с горы на лыжах).
Самостоятельные игры или ходьба на лыжах (8мин).
Построение. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Пятый вариант:
Сообщение учителя о содержании динамической перемены. Хождение по снегу след в след с идущим впереди. Бег в умеренном темпе (1мин.).
Игра “Попади в летящий мяч”.
Для мальчиков – элементы хоккея: ведение шайбы клюшкой, не отрывая её от шайбы; передача шайбы клюшкой друг другу ( расстояние 2-3м); броски шайбы по воротам.
Для девочек – коньки: свободное катание по краю площадки с переходом на отталкивание одной ногой (“ёлочка”).
3. Построение. Подведение итогов. Организованное возвращение в школу.
Активная или подвижная перемена.
Регулярное выполнение физических упражнений и подвижных игр на активной перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.
Комплексы физических упражнений, выполняемые под музыку, и подвижные игры необходимо подбирать с учётом возрастных особенностей учащихся. При этом используется материал учебной программы по физической культуре: общеразвивающие и танцевальные упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, упражнения с мелким спортивным инвентарём и др.
Ученики младших классов не имеют ещё достаточного двигательного опыта, чтобы самостоятельно организовывать игры. Поэтому в данном случае роль учителя становится первостепенной. Дети очень любят, когда игры сопровождаются советами и подбадриванием.
Школьники 3-4 классов более самостоятельны и предпочитают игры, в которых требуется проявлять инициативу, принимать быстрые решения. Тем не менее классный руководитель должен помогать им в организации игр, судействе.
…Одним из основных условий активных перемен является произвольный характер отдыха, не принуждающий учащихся к обязательному выполнению намеченных игр и упражнений. Нужно, чтобы учащиеся избрали для расширения двигательной активности тот вид двигательной деятельности, который им хорошо знаком и наиболее интересен.
Для детей младших классов рекомендуются следующие подвижные игры и физические упражнения (описания их даны в брошюре “Подвижные игры в школах с продлённым днём”. М.: ФиС, 1986 и многих других изданиях).
Игры с бегом: “Хитрая лиса”,”Быстро возьми”,”Перемени предмет”,”Ноги от земли”,”ловишка в кругу”,”Совушка”,”Чьё звено скорее соберётся?”,”Кто скорее докатит обруч до флажка?”,”Два Мороза”,”Горелки”,”Весёлые соревнования” и др.
Игры с прыжками: “Лягушка и цапля”,”Не попадись!”,”Волк во рву”.
Игры с лазаньем: “Перелёт птиц”,”Ловля обезьян”.
Игры с метанием и ловлей: “Охотники и звери”,”Ловушка с мячом”,”Стой!”,”Кого назвали, тот и ловит”.
Игры с несколькими движениями. Несложные эстафеты ( с бегом, прыжками, подлезанием, перешагиванием и др.)
Игры с элементами спорта, длля выполнения которых ребята должны научиться выполнять некоторые упражнения, характерные для этих видов спорта.
…Игры способствуют развитию и совершенствованию ловкости, силы, быстроты, выносливости, а также гибкости и способности произвольно расслаблять мышцы.
Для развития ловкости целесообразно использование игр, побуждающих учеников незамедлительно переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке. ( “Салки” – 1 класс, ”Зайцы в огороде ” – 2 класс, “Подвижная цель” – 3 класс).
В младшем школьном возрасте быстро совершенствуется способность к различным точным движениям, характеризующим ловкость и координацию. Этому помогают игры с метанием мяча в цель, подбрасыванием, перебрасыванием и ловлей мяча, различные сложные манипуляции с мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т.д.
Одним из проявлений ловкости является умение сохранять равновесие тела в статическом положении. Основными упражнениями для воспитания равновесия служат игры-эстафеты, включающие ходьбу и бег по скамейке или бревну различными способами (например, эстафета с лазаньем и перелазанием и пр.).
Игры, рекомендуемые для развития силы, не должны быть предельными по нагрузке. Максимальные напряжения и предельные по объёму нагрузки связаны с большими энергозатратами, а это может привести к общей задержке роста школьников. В младшем школьном возрасте воспитание силы мышц может применяться только как основа для развития быстроты и выносливости.
Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке (“Кто дальше бросит – 1-2 классы,”Альпинисты” – 3 класс и др.)
Для воспитания силовой выносливостиу школьников младших классов используются игры и упражнения, требующие достаточно длительного сохранения определённых поз: стояние на носках, упражнение “ласточка”, смешанные висы, упоры и др.
Для совершенствования статической выносливости может применяться игра “Замри”, игры-эстафеты ”Не упади! ”,”Дни недели” и др.
К играм, способствующим воспитанию силовой выносливости динамического характера, относятся двигательные действия с многократным сгибанием и разгибанием рук в положении упора, смешанные висы, приседания, переползания и др. (“Черз речку по бревну”,”Кролики”,”Пчёлы и медвежата”,”Пройди под шнуром” и др.)
Основное внимание на динамической перемене должно отводиться играм, совершенствующим быстроту жвижений. При воспитании быстроты ставятся две основные задачи: увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений в действиях, связанных с передвижением всего тела в пространстве.
Чтобы совершенствовать у детей способность быстро улавливать глазами движущийся предмет, используются подвижные игры с большими и малыми мячами ( для тенниса, настольного тенниса), воланами для бадминтона.
Реакция выбора – это нахождение наилучшего способа действия или ответа на действия противника. В предлагаемой игре количество возможных вариантов сначала должно быть очень небольшим. Каждый из них заранее хорошо осваивается детьми, и только после этого игра или упражнение осваивается полностью (например , ”Космонавты”,”Туристы” и др.).
Имеется и другой метод совершенствования реакции выбора, при котором воспитатель ставит перед учащимися только общую задачу, например, предлагает преодолеть в максимально быстром темпе несколько препятствий, составленных из разных предметов. Каким способом преодолеть каждое из них и в каком порядке, учащиеся выбирают сами, соответственно своим физическим возможностям.
На динамической перемене для тренировки у школьников быстроты реакции на внезапный звуковой, зрительный сигналы широко используются игры “Совушка” – (1 класс),”Вызов номеров” – (2 класс), эстафета с бегом - (3 класс).
Для воспитания быстроты движений применяются игры-упражнения, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время ( “Команда быстроногих” – 1 класс, “Сквозь стенку” – 2 класс,”Стой - беги” – 3 класс).
Кроме развития быстроты в задачи динамической перемены входит также формирование у школьников способности выполнять скоростную работу возможно более длительное время.
Выносливость воспитывается путём применения физических упражнений и игр с общей физической нагрузкой, несколько больше той, которую школьник привык переносить. В процессе выполнения таких нагрузок организм постепенно адаптируется к состоянию утомления, приобретается способность выполнять то или иное движение более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после физических нагрузок.
Для воспитания выносливости у школьников подготовительных и младших классов широко применяются игры с краткими повторениями действий и с непрерывным движением, связанным со значительной затратой сил и энергии.
Предлагая ребятам игру, развивающую общую выносливость, воспитатель должен учитывать, что общее число повторных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами отдыха. На непрерывную деятельность играющих должно отводиться до 2 – 2,5 мин.
Для оценки эффективности воздействия различных форм занятий физическими упражнениями на уровень развития физических качеств учащихся, изменение их функциональных и двигательных возможностей рекомендуется ежемесячная оценка своего физического состояния по показателям, отражающим физическое развитие, двигательную подготовленность и состояние кардио-респираторной системы.
Желательно в последнее воскресенье месяца, проведя предварительное тестирование в домашних условиях, заполнять дневник здоровья.
Литература:
Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Довгаль Г.И., Столяк И.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в школе / Под ред. А.М. Шлемина.- М.: Просвещение, 1988.
Васильков Г.А. Утренняя гигиеническая гимнастика для детей разного возраста // Физическая культура в школе. – 1989.-№ 8.- С. 54-57.
Волков В.Н., Бурмистрова Н.И. Физкультминутки на уроках//Физическая культура в школе – 1987.-№ 8.- С.39-43.
Иванова О.А. Формула красоты.- М.: Советский спорт, 1990.
Лебедева Н.Т., Фарино Н.Ф., Глейзеров В.И. и др. Физическая культура шестилеток: Кн.для учителя / Под ред. Н.Т. Лебедевой. – Мн.: Нар. асвета, 1986. – с.85-87.
Мирончук Б.А. 14 комплексов физкультминуток //Физическая культура в школе - 1990.- №2. – С. 50-53.
Неправский М.М. Комплексы утренней гимнастики // Физическая культура в школе. - 1986.-№ 1.- С. 54-56.
Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Соколовская А.П. Методическая разработка: на уроках физической культуры с учащимися младших классов по применению сюжетных игр и имитационных упражнений. – Львов;1986.
Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей – М.: Медицина, 1987.
Хрущёв С.В., Дубогай А.Д. Физкультура в школе продлённого дня. – М.; ФиС, 1986.
Худолеева О.В. В Дивинской сельской школе // Физическая культура в школе. - 1986 .-№ 1.- С. 58-61.
Шурухина В.К. Гимнастика до уроков для учащихся 1-3 классов // Физическая культура в школе. - 1991 .-№ 3.- С. 44-47.