kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные факторы, определяющие уровень развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень специальной выносливости в плавании, по мнению Д.Е. Каунсилмена [13], в значительной мере зависит от таких энергетических показателей спортсменов, как максимальное потребление кислорода, максимальный кислородный долг, максимум накопления молочной кислоты в крови, порог анаэробного обмена и др. Каждый из этих показателей характеризуется мощностью, т.е. скоростью освобождения энергии в метаболических процессах. и емкостью, т.е. размерами доступных для использования субстратных фондов и допустимым объемом метаболических изменений при работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные факторы, определяющие уровень развития »

1.2. Основные факторы, определяющие уровень развития 

выносливости и их характеристика у пловцов

младших и высших разрядов


Уровень специальной выносливости в плавании, по мнению Д.Е. Каунсилмена [13], в значительной мере зависит от таких энергетических показателей спортсменов, как максимальное потребление кислорода, максимальный кислородный долг, максимум накопления молочной кислоты в крови, порог анаэробного обмена и др. Каждый из этих показателей характеризуется мощностью, т.е. скоростью освобождения энергии в метаболических процессах. и емкостью, т.е. размерами доступных для использования субстратных фондов и допустимым объемом метаболических изменений при работе.

Существует два пути энергообеспечения работы: анаэробный и аэробный. Анаэробный ресинтез АТФ при плавании может происходить: а) за счет соединений, образующихся в них непосредственно во время работы. Первый путь – это ресинтез АТФ за счет креатинфосфата на АДФ с образованием АТФ (креатинфосфокиназная реакция). Иная реакция этого же типа, правда, значительно менее экономичная, – это перенос фосфатной группы с одной молекулы АДФ на другую с образованием АТФ (миокиназная реакция). Второй путь ресинтеза - расщепление гликогена до молочной кислоты с образованием АТФ и фосфокреатина [Н.И. Волков].

Соответственно этим двум путям анаэробного обеспечения работы различают две составные части общего кислородного долга: первая из них связана с восстановлением в мышцах макроэнергетических соединений и носит название алактатного кислородного долга, а вторая связана с устранением молочной кислоты, образовавшейся в результате процесса гликолиза, и называемая лактатным кислородным долгом.

Место и значение различных путей анаэробного ресинтеза АТФ определяется интенсивностью и продолжительностью работы. При непродолжительной работе ресинтез АТФ происходит преимущественно за счет расщепления креатинфосфата. Это касается главным образом проплывания с высокой интенсивностью 25-метрового и 50-метрового отрезков. При более длительной работе резко увеличивается роль гликолиза.

В связи с этим с относительно небольшими запасами креатинфосфата в мышцах интенсивный ресинтез АТФ за счет креатинфосфокиназной реакции происходит в течение 10-15 с. К 30-й секунде работы интенсивность протекания этой реакции снижается примерно вдвое.

Таким образом, роль возможностей алактатного и лактатного путей анаэробного ресинтеза АТФ в обеспечении специальной выносливости при плавании на различные дистанции неодинакова: алактатные возможности наиболее тесно связаны с уровнем специальной выносливости при плавании на 100 м, а лактатные - на 200 м. С увеличением длины соревновательных дистанций роль анаэробных поставщиков энергии снижается в связи с возрастающим значением аэробного обеспечения работы.

Понятие «аэробная производительность» объединяет широкий комплекс свойств организма, обуславливающих поглощение, транспорт и утилизацию кислорода [Н.Н. Яковлев]. Уровень аэробной производительности наиболее полно характеризуется величинами максимального потребления кислорода, которые зависят от возможностей комплекса функций сердечно-сосудистой крови. Важнейшими являются такие функции: а) газовый обмен в легких; б) диффузия кислорода из альвеол в кровь; в) кислородная емкость крови; г) транспорт кислорода кровью; д) диффузия кислорода из капилляров к клеткам; е) протекание кислородных процессов внутри клеток.

В наши планы не входит подробное рассмотрение свойств организма пловца, обусловливающих его аэробные возможности. Укажем лишь на те основные звенья, которые, согласно современным представлениям, ограничивают максимальное потребление кислорода. Этот вопрос имеет кардинальное значение. Он определяет главные принципы, которые должны лежать в основе методов и средств тренировок, обеспечивающих повышение уровня аэробной производительности.

Согласно широко распространенному мнению [Р.Е. Мотылянская, Л.И. Строгова], основной причиной, лимитирующей уровень потребления кислорода, является мощность сердечной мышцы, в частности такой показатель, как систолический объем крови. Вместе с тем, как доказано отдельными специалистами, для достижения высоких величин потребления кислорода решающе значение имеет кровоснабжение мышц, обусловленное в первую очередь емкостью капиллярной сети и эффективностью обменных процессов, происходящих непосредственно в их клетках.

Таким образом, основными причинами, ограничивающими максимум аэробной производительности, следует считать возможности сердца, а также комплекс свойств организма, обусловливающих периферическое кровообращение и способность клеток мышц использовать кислород для синтеза АТФ.

Рассматривая роль аэробного пути в обеспечении специальной выносливости при прохождении дистанций различной протяженности, по нашему мнению, нельзя не остановиться на двух несомненно важных качествах, которым, к сожалению, специалисты уделяют исключительно мало внимания. Первое, оцениваемое по времени врабатывания систем, ответственность за потребление, транспорт и утилизацию кислорода, - это способность пловца быстро достигать предельных для данной работы величин потребления кислорода. Известно, что деятельность систем кровообращения и дыхания максимально активизируется в течение 2-5 мин. после начала напряженной работы [Н.И. Волков]. Естественно, чем раньше в процессе соревновательной деятельности будут достигнуты высокие величины потребления кислорода, тем больше будет доля экономного аэробного пути энергообеспечения работы. Второе качество - способность удерживать в течение длительного времени максимально высокие для той или иной работы величины потребления кислорода. Каждое из этих качеств весьма существенно влияет на уровень мастерства спортсменов при плавании на различных дистанциях. Время врабатывания систем кровообращения и дыхания наиболее существенно влияет на результаты на дистанциях 400 и 800 м, менее существенно - на результаты проплывания дистанций 200 и 1500 м и не оказывает особого влияния на результат прохождения 100-метровой дистанции. Время удержания наибольших величин потребления кислорода исключительно важно для достижения высоких результатов на дистанциях 800 и 1500 м. Менее существенна роль этого качества в достижении успеха на 400-метровых дистанциях. Что же касается спринтерских дистанций - 100 и 200 м, - то здесь указанное качество практические никакой роли не играет.

Квалифицированные пловцы, не работающие специально над повышением интенсивности врабатывания систем кровообращения и дыхания, обычно на 3-5 минуте достигают максимальных для данной работы величин потребления кислорода. Специальной тренировкой можно сократить этот период боле чем вдвое. У неподготовленных специально пловцов время удержания максимальных для данной работы величин потребления кислорода не превышает 2-4 мин, а затем этот период можно увеличить во много раз.

Существенно то, что способности организма к быстрой активизации деятельности систем кровообращения и дыхания и удержанию в течение длительного времени наибольших для данной работы величин потребления кислорода слабо связаны между собой, так и с уровнем максимального потребления кислорода. Поэтому, мы считаем, необходимо дифференцированное развитие указанных качеств в процессе спортивной тренировки.

Следует отметить, что максимальный уровень аэробной производительности в момент достижения спортивной формы и демонстрации наивысших результатов обычно не превышает величин, зарегистрированных на втором этапе подготовительного периода. Прирост энергетического потенциала в состоянии спортивной формы в большей мере связан со способностью демонстрировать высокие величины потребления кислорода в процессе скоростного плавания, длительное время удерживать достигнутый уровень, в повышением экономичности работы.

Соотношение использования малоэкономичных анаэробных источников энергии и экономичных аэробных, а также величины общих энерготрат на единицу выполненной работы характеризуют уровень её экономичности. Экономичность работы зависит от возможностей ряда функциональных систем и механизмов, совершенства техники движений и дыхания, внутримышечной и межмышечной координации [К.Х. Штахерт]. Исследования Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой [3] показывают, что экономичность работы в такой же мере определяет выносливость пловцов, как и величины анаэробной или аэробной производительности.

Экономичность работы существенно повышается с ростом спортивного мастерства. Происходит это за счет технического совершенствования и более эффективной деятельности вегетативных систем, упрочения взаимосвязей между двигательными и вегетативными функциями. При выполнении стандартной работы пловцы высокой квалификации тратят энергию более экономно: у мастера спорта уровень кислородного запроса в два раза меньше по сравнению со спортсменами, имеющими 3 спортивный разряд. Одна и та же стандартная работа у спортсменов низкой квалификации по сравнению со спортсменами высокой квалификации в большей степени обеспечивается за счет неэкономичных анаэробных поставщиков энергии, что подтверждается более высокими величинами кислородного долга, большими сдвигами в показателях ЧСС, частоты дыхания, вентиляции легких, наличия молочной кислоты в крови.

Экономичность работы и эффективность энергообеспечения во многом зависят от отношения уровня потребления кислорода в процессе соревновательной деятельности к максимальному уровню аэробных возможностей и величины порога анаэробного обмена [Н.И. Волков, В.Н. Черемисиков].

Способность выполнять работу при высоком проценте потребления кислорода от mak VO2 является важным фактором, определяющим уровень специальной выносливости. Например, пловцы высокого класса в процессе выполнения тренировочных и соревновательных упражнений могут достигать и длительное время поддерживать потребление кислорода на уровне 75-85% от максимально доступного в специальных испытаниях. В то же время у спортсменов более низкой квалификации или с плохо поставленной техникой дыхания потребление кислорода часто не превышает 45-50% от уровня mak VO2.

Увеличение количества лактата в крови при плавании, свидетельствует о наступлении порога анаэробного обмена , обычно наблюдается при работе такой интенсивности, когда потребление кислорода достигает примерно 50% от уровня mak VO2 [Н.И. Волков]. Однако, эта величина может колебаться в широких пределах (40-70% и выше уровня mak VO2), что зависит от многих причин. В их числе приспособительные возможности кислородотранспортной системы к интенсивной работе, а также различное соотношений в мышечной ткани красных волокон, в которых эффективность окислительных процессов обуславливается высоким содержание окислительных ферментов и митохондрий, и белы, в которых преобладает анаэробный гликозил даже в условиях работы относительно малой интенсивности. Следует учитывать, что неодинаковая природа нервных возбуждений различных волокон не позволяет путем специальной тренировки осуществлять их замену, хотя целенаправленная работа и приводит к избирательной гипертрофии, изменению возможностей и увеличению количества волокон того или иного типа. Таким образом, тренировка позволяет существенно повысить способности организма пловцов к достижению высоких величин потребления кислорода в процессе работы без существенного накопления лактата в крови - примерно в 1,5-2 раза по сравнению с лицами, не занимающимися спортом.

Уровень специальной выносливости в значительной мере зависит от эффективного использования в процессе скоростного плавания и других качеств - анаэробных возможностей силовых качеств и др. [Д.Е. Каунсилмен]. Совершенство механизмов проявления различных качеств и способностей при специфической работе, эффективность спортивной техники, основанная, прежде всего, на оптимальной внутримышечной и межмышечной координации при выполнении рабочих и подготовительных движений, определяет эффективность использования в процессе соревновательной деятельности имеющегося функционального потенциала и уровень экономичности работы и, как следствие, уровень специальной выносливости.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Основные факторы, определяющие уровень развития

Автор: Богачева Татьяна Ивановна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181610

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Основные факторы, определяющие уровень развития выносливости и их характеристика у пловцов младших и высших разрядов "
    ["seo_title"] => string(134) "osnovnyie-faktory-opriedieliaiushchiie-urovien-razvitiia-vynoslivosti-i-ikh-kharaktieristika-u-plovtsov-mladshikh-i-vysshikh-razriadov"
    ["file_id"] => string(6) "154859"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421222526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация на тему "Рынок труда и безработица" "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-na-tiemu-rynok-truda-i-biezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "104568"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402733861"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Мелкая моторика рук в раннем возрасте в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(44) "melkaia_motorika_ruk_v_rannem_vozraste_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "498740"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549480178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по здоровьесберегающим технологиям «Здоровейка»"
    ["seo_title"] => string(80) "dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_programma_po_zdoro"
    ["file_id"] => string(6) "496486"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1548073801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по здоровьесберегающим технологиям «Здоровейка»"
    ["seo_title"] => string(79) "kratkosrochnaia_dopolnitelnaia_obshcheobrazovatelnaia_obshcherazvivaiushchaia_1"
    ["file_id"] => string(6) "552966"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591691157"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства