Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловля, упражнения с предметами, поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ »
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Абаполов Сергей Владимирович,
Горкуша Алла Николаевна,
МБОУ ДОД ДЮСШ «Лидер»
г. Старый Оскол, Белгородской области.
Многие игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловля, упражнения с предметами, поэтому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Все игры для детей, построенные на движении, делятся на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них выделяют сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы, игровые упражнения.
Вторая группа – спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол и другие. В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста применяют их с упрощенными правилами. Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер. Поскольку сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (играющих может быть от 5 до 25 человек), то широко используем игры в разных условиях и с разными целями, используем возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они исполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех (для 1-ых и 2-ых классов).
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания.
Особый интерес у детей вызывают игры-забавы, игры-аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (выполнить движение с завязанными глазами, бежать в мешке, пробежать, держа в руке ложку с положенным шариком и не уронить). Подобные забавы организовываем и проводим на спортивных праздниках, досугах. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время игры-забавы требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности.
Линейные эстафеты – участники перемещаются прямолинейно или выполняют задания по цепочке.
Круговые эстафеты – участники построены в круг, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону.
Встречные эстафеты – половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты идет на встречу друг другу.
«Младшие братья» спортивных игр: мини-футбол, мини-волейбол, мини-гандбол, мини-баскетбол. Упрощение правил облегчает ребятам возможность «нарабатывать» постепенно специальные навыки. При всех упрощениях в правилах мини-игры нисколько не теряют в эмоциональности и зрелищности спортивных баталий.
Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности, но в целом, от других видов спорта игровые виды отличаются комплексным воздействием на организм занимающихся. Наряду с развитием двигательных качеств они воспитывают коллективизм, взаимопомощь, сознательную дисциплину, умение сдерживать эмоции, чувство ответственности, активность.
В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания, удары по мячу или шайбе.
Игроки выполняют работу переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. Разнообразные движения, особенно при занятиях на свежем воздухе способствуют улучшению общего обмена веществ в организме, улучшению деятельности органов и систем организма, развитию двигательных качеств, особенно ловкости, быстроте реакции и перемещений. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного и вестибулярного анализаторов.
У каждого из нас остались в памяти подвижные игры детства. Некоторые из них особенно любимы нами, потому что были проиграны в свое время десятки раз, изучены досконально. В одной и той же игре, особенно в сюжетной полуспортивной игре, ее участникам от раза к разу раскрываются все новые стороны. Кто не сумел догнать, перетянуть, осалить мячом, побывать в роли пленного или капитана, сможет это сделать на другом занятии при повторном проведении игры. И это особенно ценно для детей младшего и среднего школьного возраста.
Подготовка к проведению игры.
Игру можно сравнить с маленькой войной без человеческих жертв. Учитель (руководитель игры) выступает при этом, как полководец. Обязанность – продумать все детали, прежде чем сообщить задачу и ход операции (игры) своим подопечным.
«Руководство играми составляет очень трудную задачу» - много лет назад писал П.Ф. Лесгафт. Замечание это справедливо. Руководить коллективом играющих, решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации игры – дело непростое, требующее подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЮЩИХ.
Младшие школьники неадекватно относятся к своим возможностям и умениям и поэтому все дети желают быть водящими или капитанами. Объясняем, что роль водящего в игре – самая ответственная, он (водящий) должен быть быстрым, сообразительным, хорошо владеть мячом и т.д. При выборе водящего использую «считалку», жеребьевку или назначаю по своему выбору (основываясь на физических показателях данного ученика).
Последующие водящие выявляются обычно сами собой по результату прошедшей игры.
Командные игры - наиболее эффективное средство закрепления навыков и воспитания коллектива. Интересно играть, когда команды примерно равны по силам.
При составлении команд используем следующие методы:
- по расчету в строю;
- перестроениями в движении (фигурной маршировкой);
- по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, вызывая их из строя.
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Учитываем не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий, а также отмечаем тех, кто лучше всех действовал не площадке.
В процессе проведения разноплановых игр проводятся наблюдения за поведением занимающихся, уточняем особенности их характера, темперамента, физические возможности.
- отношение к собственным ошибкам, их исправление во время повторной игры;
- общую дисциплинированность, требовательность к себе;
- отношение к победе, поражению.
Поскольку детям младшего школьного возраста нравятся веселые, зрелищные интересные игры и соревнования, то все мероприятия разрабатываем с учетом их интересов. В играх и соревнованиях широко используем народные костюмы, танцы, песни, эстафеты и конкурсы с неожиданными сюрпризами, шутками.
Соревнования, игры, состязания, походы, викторины, спартакиады сближают самих учеников, а также решается проблема «учитель-ученик».
При подведении итогов соревнования отмечаем каждого участника, для чего разработана система поощрений (обычно медали, значки, открытки с надписями «самый смелый», «самый ловкий» и т.д., девочки получают сердечки «Мисс красавица», «Мисс очарование»). Получение мини - призов сглаживают горечь поражения всей команды, повышает интерес к подобным мероприятиям.
Не меньшее значение имеет учёт психических особенностей учащихся:
- детям с заторможенным восприятием и мышлением даётся больше времени для осмысления заданий, подготовки к выполнению упражнения;
- эмоциональным, легко возбудимым детям создают спокойную, доброжелательную обстановку, в которой они демонстрируют свои достижения;
- детям нерешительным, предоставляется определенное время для адаптации к условиям повышенной трудности заданий, оказывается страховок и помощь (особенно необходимы поощрения и похвала).
Ведущим считаем такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности. Главное же и в учебной, и во внеклассной деятельности – создавать атмосферу интереса к занятиям физической культурой.