: Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, формировать умения работать над одной из ключевых проблем повести – проблема нравственности и милосердия.
Развивать умения оценивать жизненный ситуации, обобщать, сопоставлять героев и их поступки.
Воспитывать чувство доброты, милосердия, бережного отношения к животным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Г.Н. Троепольский Прощание с другом»
Тема: Г.Н. Троепольский «Прощание с другом» (отрывок из повести)
Цель: Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения, формировать умения работать над одной из ключевых проблем повести – проблема нравственности и милосердия.
Развивать умения оценивать жизненный ситуации, обобщать, сопоставлять героев и их поступки.
Воспитывать чувство доброты, милосердия, бережного отношения к животным.
Ход урока:
Психологический настрой.
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
2. Фонетическая зарядка:
Четко проговорим скороговорки
1 ряд
От топота копыт, пыль по полю летит.
2 ряд
Проворонила ворона вороненка
3 ряд
Три сороки тараторки, тараторили на горке.
Хором
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.
Проверка домашнего задания: (с 155)
Рассказать стихотворение наизусть (5-7 учеников)
- Какие чувства переполняют Вас когда вы читаете это стихотворение? (счастья, радости, теплоты, восторга)
1 слайд «Сосновый бор»
- Какие эпитеты встретили вы в стихотворении? (сухой смолистый аромат, солнечный свет, яркий свет, тяжелый величавый ствол)
- Какие метафоры встретили в стихотворении? (солнечные палаты, зной и сухость света)
- Какие приемы использует автор в стихотворении?
(сравнения: песок как шелк, ствол – гигант.
Олицетворение: пахнет зной и сухость света)
- Стихотворение создает определенное настроение и видишь как прекрасен мир в детском воображении ребенка.
Знакомство с новым произведением: Г. Троепольский «Прощание с другом»
- Сегодня будем знакомиться с новым произведением, это отрывок из повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо» отрывок называется «Прощание с другом».
На экране книга Г. Троепольского.
- Прежде чем начать читать это произведение, хочу обратить ваше внимание на экран и прочитать стихотворение Валентина Берестова.
На экране рисунок животного.
- В добрых глазах прирученного зверя
Каждый ребенок прочтет без труда.
Я полюбил тебя, я тебе верю!
Ты ведь не бросишь меня никогда!
- О чем говорят эти строки?
(Животные нуждаются в защите человека, нужно бережно относиться к животным)
- У многих из вас есть животные, которых вы любите, заботитесь о них. И сейчас ребята расскажут о своих любимых животных.
На экране фотографии животных.
Дети читают сочинения.
– В литературе есть немало произведений о собаках – вспомните какие из них вы читали?
На экране слайды.
А.П. Чехов «Каштанка»
А.П. Чехов «Белолобый»
А. Куприн «Белый пудель»
- Сегодня, ребята, мы читаем отрывок из повести «Белый Бим Черное ухо».
«Прощание с другой»
Рассказ об авторе.
На экране слайд (портрет Троепольского)
- И сейчас ребята расскажут вам об авторе этого произведения Гаврииле Николаевиче Троепольком.
Гавриил Николаевич Троепольский родился в 1905 году, в селе Новоспасовка, Тамбовской губернии, в семье священника. Учился в сельскохозяйственной академии, работал учителем в городе Воронеже.
Гавриил Николаевич Троеполький объяснял, что стал писателем под влиянием своего школьного учителя.
Закончив обучение в сельскохозяйственном училище, Т. некоторое время преподавал в сельской школе в родной Воронежской губернии. После напряженного трудового дня молодой учитель записывал свои впечатления: тут и охотничьи зарисовки, и портреты сельчан, и заметки крестьянского быта.
В 1937 году в альманахе “Литературный Воронеж” появился рассказ “Дедушка”, позднее в течение многих лет лучшие свои работы Т. печатал в журнале “Новый мир”, редактором которого был Александр Трифонович Твардовский. Именно ему посвятил Троепольский своего “Бима”. Уже не одно поколение юных читателей вошло в жизнь, неся в душе образ Белого Бима.
На экране слайд (Иван Иваныч).
Учитель: - Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка, выкормил его. Бим, «по стандартам охотничьих собак, сеттер-гордон, должен был обязательно черным с блестящим отливом», а получился совсем не похожим на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим окрасом, только одно ухо и одна нога черные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато, рыженького цвета. С таким окрасом Бим не мог называться породной собакой, но для хозяина это уже не было столь важным: Бим был уже его другом, а друзей всегда надо выручать».
- Почему так привязался Иван Иванович к своему другу?
В своих записках он пишет: «В последние месяцы Бим незаметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. Чем же он взял? Добротой, безграничным доверием и лаской, чувствами всегда неотразимыми если между ними не втерлось подхалимство». Теперь Иван Иванович был не одинок.
- Бим скрасил одиночество Ивана Ивановича. Много счастливых минут они пережили вместе.
Иван Иванович очень любил и заботился о Биме, они не когда не расставались, но лучилась беда.
- Иван Иванович участник войны, носил под сердцем осколок, который время от времени давал о себе знать. И вот однажды Бим заметил что его хозяину стало плохо.
А что было дальше мы узнаем из первой части.
Чтение отрывка учебника.
Чтение детьми.
- Читаем по частям и озаглавливаем каждую часть.
На экране слайд.
1 часть
Иван Иванович заболел
Бим тревожится за хозяина
Старые раны
2 часть
(На экране слайд)
Бим провожает Ивана Ивановича в больницу
Тоскливая ночь без хозяина
3 часть
На экране (слайд)
На поиски друга
Бим ищет своего друга
- Понравилась ли вам история про Бима?
- Какие чувства она вызвала у вас?
(чувство жалости, сострадания, хочется придти на помощь, помочь Биму, защитить)
- Где кульминация этого рассказа?
(стр. 159)
- Иван Иванович знал, как Бим привязан к нему, и ему было очень тяжело с ним расставаться.
9. Работа в группах.
Составить вопросы по содержанию.
1 ряд: 1 часть
2 ряд: 2 часть
3 ряд: 3 часть
1 ряд: пересказ 1 части.
- Найти и прочитать слова, характеризующие состояние Ивана Ивановича.
- Заметил ли Бим состояние хозяина?
(выборочное чтение)
- Кто помог вызвать скорую помощь?
- Чем закончилась 1 часть?
2 ряд: Пересказ 2 части.
- Как встретил Бим приехавших врачей?
- Из каких слов видно, что он тревожится за хозяина?
(стр. 158)
- Как провел Бим первую ночь без хозяина?
(стр. 159)
- Чем закончилась 2 часть?
3 ряд: пересказ 3 части.
- Почему Степановна выпустила Бима?
- Понимала ли она Бима, так как понимал его хозяин?
- Как Бим отреагировал на слова «ищи»?
- Где искал он хозяина?
- Как люди отнеслись к Биму?
10. Чтение отрывка из хрестоматии.
- Жизнь Бима закончилась трагически. Злые, жестокие люди, погубили Бима. Но все равно в нашей жизни больше добрых, отзывчивых людей, которые заботятся о животных. И хочу закончить словами из произведения: «Верил Бим в доброту человека. Великое благо верить и любить».
11. Просмотр отрывка из фильма «Белый Бим, Черное ухо»