По программе "Русская словесность: миф и литература" отводится раздел для изучения библейской мифологии и литературы. На изучение легенд и притч "Нового завета" отводится 3 часа. На мой взгляд притча о блудном сыне - это непростой урок нравственности, чистоты, любви, понимания и всепрощения. Почему я решила посвятить данной теме урок? Вы помните строчки из стихотворения Рылеева "Гражданин": И подрожать тебе, изнеженное племя переродившихся славян? Не о нас ли говорит поэт? Не мы ли "Изнеженное племя"? На сколько глубоко мы понимаем и чувствуем свою ответственность за тех, с кем мы находимся в родстве, ведь мы все чьи-то дети... Какую роль играют в нашей жизни родители? К сожалению, сегодня в нашем обществе есть много заблудившихся детей, сыновей и дочерей. Ведь в притче заблудился не только младший сын, который пошел искать счастье в далекую страну, но и старший, хотя он находился рядом с отцом. В своих мыслях старший сын очень далеко от отца, он выполняет все обязанности как повинность, и служит отцу так, как будто находится в рабстве. Когда старший сын увидел радость отца, то так долго копившиеся в его сердце эгоизм, высокомерие, обида, зависть вышли наружу. Кто главный герой притчи? Давайте об этом порассуждаем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«притча "Возвращение блудного сына" »
Тема урока: Притча «Возвращение блудного сына»
Цель урока:
образовательная: рассмотреть притчу как речевой жанр, несущий мудрость; в отличие от басни притча не содержит мораль, каждый человек может сам сделать вывод;
воспитательная:воспитывать умение слушать, обобщать и делать выводы, не противоречащие нормам морали человеческого общества; воспитывать в себе чувство любви к ближним, умение прислушаться к своему «я», не навредить ближним;
развивающая: уметь применять полученные умения и навыки, развивать интерес к литературе, творчески относиться к заданиям, развивать монологическую речь, умение слушать и слышать окружающих.
Тип урока: комбинированный
Методы работы: индуктивный, дедуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Формы работы: индивидуальная, коллективная
Средства обучения: проектор, экран, слайды, аудиопритча, иллюстрация Рембрандта «Возвращение блудного сына», фильм - рисунок на песке Ксении Симоновой «Не опоздайте…»
.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с притчей из Нового Завета, найдем главных героев и ответим на вопрос: «О чем же эта притча?»
Эпиграф нашего урока:
Возвращение предполагает уход. Но, только осмелившись увидеть глубину того, что значит оставить дом, возможно, по-настоящему прочувствовать возвращение назад.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем (народная мудрость)
7. Закрепление пройденного материала (дифференцированная работа - карточки)
- Наш предыдущий урок был уроком знакомства с библейской мифологией. Давайте вспомним:
1. С какой мифологией мы с вами уже знакомы?
2. Чем отличается библейская мифология от славянской и античной?
3. Что означает слово «Библия» (Библия – «книга книг».)
4. Из каких частей состоит Библия? (Часть Библии, созданная до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом. В В.З. рассказывается о сотворении мира, о первых людях Адаме и Еве, об изгнании их из рая, о всемирном потопе… В Новом Завете рассказывается о рождении Христа, о Его земной жизни и мученической смерти, о Его учениках-апостолах)
5. Что такое «Завет»? (договор, заключенный Богом с людьми)
6. На каком языке написаны части Завета? ( на древнееврейском и арамейском языках)
Сегодня мы познакомимся с одной картиной на библейский сюжет. Это картина голландского художника Харменса Ван Рейн Рембрандта «Возвращение блудного сына». Но сначала мы с вами остановимся на притче, благодаря которой появилось это произведение искусства.
8.Объяснение нового материала:
Работа в тетрадях: Откройте тетради, запишите тему урока.
Слово учителя: Вспомним, какой жанр мы называем притчей?
Притча – маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам. Возник этот жанр на Востоке, в древности, где любили говорить иносказаниями.
Чтобы лучше понять притчу, обратимся к лексическому значению слова «блудный».
Работа в тетрадях:
Блудный – заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с истинного пути. О нём и пойдёт речь в этой притче.
9. Чтение притчи.
У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там он жил весело, ни в чём себе не отказывал, и скоро денег у него не осталось.
А в это время настал голод в той стране. Юноша нанялся к одному из жителей пасти свиней. Он голодал и рад был, если ему удавалось поесть свиного корма.
И тут он опомнился и сказал: «Сколько работников у моего отца получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном. Прости меня и прими в число наёмников твоих».
Встал он и пошёл к отцу. Отец ещё издали увидел его, побежал навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал отцу: «Отец, я согрешил против тебя и недостоин называться твоим сыном!»
А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.
Старший сын был в это время в поле. Возвратившись, он услышал пение и весёлые голоса. Он спросил у одного из слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».
Старший сын рассердился и даже не захотел войти в дом. Отец вышел и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько лет я служу тебе, всегда слушался тебя, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и ты заколол для него откормленного телёнка».
Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, - твоё. А брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
10. Беседа.
Вопрос: Одна из главных заповедей в семье - «Почитай отца твоего и мать». Как относится младший сын к этой заповеди?
По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Отец был жив, а наследство принято делить лишь после смерти. Младший сын нарушил эту традицию.
Вопрос: К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?
Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.
Вопрос: Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения? Посмотрите на картину, каким показал художник младшего сына?
Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что не достоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.
Вопрос: Как встретил его отец? Посмотрите на картину, каким вы видите отца?
Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.
Вопрос: Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?
Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.
Вопрос: Какой момент в притче является кульминационным?
Сцена возвращения сына.
Вопрос: Назовите главных героев притчи?
.
Младший сын, старший сын и отец.
Вопрос: Чем закончилась притча?(проблема)
Это не сказка со счастливым концом. Мы не знаем, как закончилась эта история: примирились братья или нет, осознал ли старший сын свой грех. В одном мы можем быть уверенными до конца – в безграничной любви отца и по-настоящему добр только отец.
Слово учителя:
По-настоящему добрыми и всепрощающими могут быть только родители, как это произошло с нашим современником.
(Притча на современный лад «Белый платок»)
Слово учителя: В названии нашей притчи звучит слово «сын», следовательно, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы чьи-то дети… Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей? Почему отношения родителей и детей часто складываются непросто?
(Фильм «Неопоздайте» о работе Ксении Симоновой)
11. Закрепление изученного материала.
Эпиграф:
Возвращение предполагает уход. Но, только осмелившись увидеть глубину того, что значит оставить дом, возможно, по-настоящему прочувствовать возвращение назад.
Что имеем – не храним, потерявши – плачем (народная мудрость)
Как вы понимаете эти слова?
Вопрос: Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?
Ответ:
Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Вывод: Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди. Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.
12. Домашнее задание.
Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне».
Работа с детьми особенного развития
КАРТОЧКА № 1
На странице 184 найди ответ на вопрос: «Что мы называем Библией?» Какая религия признает её святость?
КАРТОЧКА № 2
На странице 184 найди ответ на вопрос: «Что такое Ветхий завет?» и перепиши в тетрадь.
КАРТОЧКА № 3
На странице 185 найди ответ на вопрос: «Кто такой Библейский бог?» , перепиши в тетрадь.
КАРТОЧКА № 1
На странице 198 найди ответ на вопрос: «Как отец встретил сына?» Перепиши в тетрадь.
КАРТОЧКА № 2
На странице 198-199 найди ответ на вопрос: «Как старший брат встретил младшего брата?», перепиши в тетрадь.
КАРТОЧКА № 3
На странице 198 найди ответ на вопрос: «Что отец приказал слугам?», перепиши в тетрадь.