Взаимодействие семьи и учителя логопеда в коррекции речевого развитие ребенка.
Взаимодействие семьи и учителя логопеда в коррекции речевого развитие ребенка.
Система взаимодействия учителя-логопеда и родителей играет ключевую роль в процессе коррекции речи детей. Она является эффективным инструментом, способствующим достижению наилучших результатов в развитии коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи. Данная система предполагает не только активное сотрудничество между педагогом и родителями, но и определенные условия, обеспечивающие ее успешное функционирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие семьи и учителя логопеда в коррекции речевого развитие ребенка.»
Взаимодействие семьи и учителя логопеда в коррекции речевого развитие ребенка.
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга. В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.
Система взаимодействия учителя-логопеда и родителей играет ключевую роль в процессе коррекции речи детей. Она является эффективным инструментом, способствующим достижению наилучших результатов в развитии коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи. Данная система предполагает не только активное сотрудничество между педагогом и родителями, но и определенные условия, обеспечивающие ее успешное функционирование.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей.
Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду и воспитателю необходимо лучше узнать каждую семью.
Определить особенности внутри семейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка, определить:
роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
тип семейного воспитания;
позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.
Остановимся на характеристике тех организационно-педагогических условий, которые, являются наиболее подходящими именно в системе взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе повышения результативности коррекции речи дошкольников:
1.Построение диалогических отношений между учителем-логопедом и родителями с целью определения единого подхода по развитию речи ребенка и ее коррекции;
2.Систематическое применение в работе учителя-логопеда разнообразных форм работы с родителями;
3.Составление и реализация перспективного плана работы с родителями дошкольника по коррекции речи;
4.Контроль результативности коррекционного воздействия в рамках взаимодействия учителя-логопеда и родителей дошкольников.
Важным условием при применении различных форм работы с родителями является их систематическое использование. Регулярное проведение консультаций, групповых занятий, создание сообщества и организация семинаров помогут поддерживать постоянный контакт между учителем-логопедом и родителями, а также обеспечить последовательность в работе над развитием речевых навыков у детей. Кроме того, необходимо отметить важность индивидуального подхода к каждой семье. Нужно учитывать особенности каждого ребенка и его семьи при выборе форм работы и методик коррекции. Систематическое применение разнообразных форм работы с родителями – это важное условие повышения результативности процесса коррекции речи детей.
Как отмечет Н. В. Рыжова, именно семья оказывает наибольшее влияние на становление личности и индивидуализации ребёнка с речевой патологией, и поэтому тесное сотрудничество родителей со специалистами позволяет в оптимальные сроки и наиболее эффективно решать проблемы общения и преодолевать трудности психофизиологического и познавательного развития ребёнка. Автор делает вывод о том, что наибольший педагогический эффект открытого взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи связан с планированием совместной деятельности, организацией образовательной среды, обеспечивающей развитие ребёнка.
Таким образом, семья – это ключевое звено в нервно-психическом, социальном, физическом, психологическом, личностном, нравственном, а также речевом воспитании ребёнка.