Просмотр содержимого документа
«рабочая программа для 6 класса 2015-2016 учебный год »
МБОУ «Пайгармская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на за- Согласована Утверждена руководителем
седании методического объе- заместителем директора образовательного учреждения динения по УВР / Корезин С.В./
Руководитель МО /Бикбаева Г.Н./ «____»__________2015 г
/___________________./ «____»__________2015г
«____»__________2015г
Рабочая программа
по математике
в 6 классе
Количество часов -170
(5 часов в неделю)
Составила: учитель математики
Курина Наталья Александровна
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 6 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании Российской Федерации» п.5, ст. 14; п. 2, ст. 9; п. 3, ст. 17;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Постановлением «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Сборник рабочих программ 5 – 6 классы», - М.Просвещение, 2011. Составитель Т. А. Бурмистрова.
Цель:
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование интеллекта, а также личностных качеств, необходимых человеку для полноценной жизни, развиваемых математикой: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Особенности рабочей программы по учебному предмету «Математика»
Рабочая программа по математике предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ и ориентирована на УМК: учебник (ФГОС)
для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд "Математика 6", издательство "Мнемозина", г.Москва, 2012 г;
- Дидактические материалы Чесноков А.С., Нешков К. И. 2012.
Основные идеи программы по математике .Математика необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Приоритетные формы и методы работы учащихся
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Формы проведения учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти.
Сроки реализации рабочей программы – 2015/2016 учебный год.
Структура документа Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий десять разделов:
Пояснительную записку,
Общую характеристику учебного предмета,
Описание места учебного предмета в учебном плане,
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
Содержание учебного курса,
Учебно-тематический план,
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся,
Планируемые результаты освоения образовательной программы,
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса – и приложения к программе.
Общая характеристика учебного предмета,курса.
курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика, элементы алгебры, вероятность и статистика, наглядная геометрия. Наряду с этим в содержание включаются две дополнительные методологические темы: множества и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждой из этих тем разворачивается в содержательно-методологическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – « Математика» - служит цели овладения учащимся некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – « Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимся математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение различных задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащегося функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащимся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных заданиях. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, закладываются основы вероятностного мышления.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Структура и специфика курса определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Целью изучения курса математики в 6 классе является систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курса алгебры и геометрии. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Описание места учебного предмета «Математика» 6 класс
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, 34 учебных недель и авторское планирование рассчитано на 34 недели - 170 часов. В течение года планируется провести 14 контрольных работ по темам и итоговая к/р , запланировано 6 самостоятельных работы и 8 тестов по стержневым темам курса математики 6 класса.
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская программа
Рабочая программа
Делимость чисел
20
20
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
22
22
Умножение и деление обыкновенных дробей.
32
32
Отношения и пропорции.
20
19
Положительные и отрицательные числа.
12
13
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
12
11
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
13
12
Решение уравнений.
15
15
Координаты на плоскости.
12
13
Повторение. Решение задач.
12
13
ИТОГО:
170
170
Таблица тематического распределения количества часов:
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
В стандартах нового поколения содержится требование наличия уже в начальной школе инструкций (технологических карт) для учащихся.
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
Регулятивные УУД:
1) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
2) выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
3) составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
4) работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
5) в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1) проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
2) осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
3) осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
4) анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
5) давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
1) самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
2) в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
3) учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
4) понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
предметные: предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Предметная область «Арифметика»
1) выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками; умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число; деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число;
2) переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь – в виде процентов;
3) находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби;
4) округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
5пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
6) решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
1) переводить условия задачи на математический язык;
2) использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
3) осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
4) изображать числа точками на координатном луче;
5) определять координаты точки на координатном луче;
6) составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
7) решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
Предметная область «Геометрия»
1) пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
2) распознавать и изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
3) распознавать на чертежах, моделях, и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
4) в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
5) вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур по формулам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин;
Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое ( стартовое, текущее ) и срезовое ( тематическое, промежуточное, итоговое ) оценивание. Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по математике
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Содержание тем учебного курса.
1. Делимость чисел (20 ч)
Делители и кратные числа. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель — завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении обыкновенных дробей и при их приведении к общему знаменателю. Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения — прямым подбором.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6· 6 = 4· 9 = 2 ·18 и т. п. Умения разложить число на простые множители не обязательно добиваться от всех учащихся.
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель — выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа.
3. Умножение и деление обыкновенных дробей (32 ч)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби.
4. Отношения и пропорции (20 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорции. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель — сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональности величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
5. Положительные и отрицательные числа (12 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координата точки.
Основная цель — расширить представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой. В дальнейшем она будет служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем и для овладения алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч)
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Основная цель — выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек координатной прямой. При изучении данной темы отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (13 ч)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Основная цель — выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить (если это возможно) числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую дробь обращается данная обыкновенная дробь — в десятичную или периодическую. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как
8. Решение уравнений (15 ч)
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений.
Основная цель — подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений.
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приемами решения линейных уравнений с одной переменной.
9. Координаты на плоскости (12 ч)
Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертежного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель — познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и чертежного треугольника, не требуя воспроизведения точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны стать знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Повторение. Решение задач (12 ч)
Учебно-тематический план.
Содержание учебного материала
Количество часов
Количество
контрольных работ
Количество самостоятельных
работ
Глава 1. Обыкновенные дроби.
Делимость чисел.
20
1
2
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
22
2
2
Умножение и деление обыкновенных дробей.
32
3
4
Отношения и пропорции.
20
2
2
Глава 2. Рациональные числа.
Положительные и отрицательные числа.
12
1
2
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
12
1
2
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
13
1
2
Решение уравнений.
15
2
2
Координаты на плоскости.
12
1
2
Повторение, решение задач.
12
1
2
итого
170
15
13
Календарно – тематическое планирование по математике 5 класс
№ п/п
Тема урока
Коли
чество
часов
Тип
урока
Виды
деятель
ности
Дата проведения
План
Факт
§ 1Делимость чисел
20 ч
1
Делители и кратные
1
Урок открытия нового знания
Фронтальная беседа, работа у доски и в тетрадях
2
Решение задач на нахождение делителя и кратных чисел
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыкам
Фронтальная работа с классом,групповая работа
3
Нахождение делителей и кратных чисел
1
Урок закрепления знаний
Математический диктант, индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
4
Признаки делимости на 2,5,10
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
5
Признаки делимости на 2,5,10
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Работа у доски и в тетрадях, индивидуальная работа (карточки-задания)
6
Признаки делимости на 9 и на 3
1
Урок
изучения
нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
7
Признаки делимости на 9 и на 3
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
8
Простые и составные числа
1
Урок открытия нового знания
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
9
Простые и составные числа
1
Компьютерный урок
Компьютерная презентация, самостоятельная работа с последующей самопроверкой
10
Разложение на простые множители
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
11
Разложение на простые множители
1
Урок закрепления знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски и в тетрадях
12
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
13
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Устная работа, работа у доски и в тетрадях
14
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
15
Наименьшее общее кратное
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
16
Наименьшее общее кратное
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
17
Наименьшее общее кратное
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
18
Наименьшее общее кратное
1
Урок обобщения знаний
Фронтальная работа с классом, индивидуальная работа(карточки-задания)
19
Контрольная работа № 1 по теме «НОД и НОК чисел»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
20
Решение
задач
1
Урок-
практи-
кум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, работа с текстом учебника, работа у доски
§ 2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
(22 ч)
21
Основное
свойство
дроби
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
22
Основное
свойство
дроби
1
Урок закрепления знаний
Индивидуальная работа (карточ ки - задан ия), работа у доски и в тетрадях
23
Сокращение дробей
1
Урок освоения новых знаний
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
24
Сокращение дробей
1
Комбинированный урок
Математический диктант, работа у доски
25
Приведение дробей к общему знаменателю
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
26
Приведение дробей к общему знаменателю
1
Урок обобщения знаний
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
27
Сравнение дробей с разными знаменателями
1
Урок
изучения
нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
28
Сравнение дробей с разными знаменателями
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
29
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Комбинированный урок
Текущий тестовый контроль, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
30
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
31
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
32
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
33
Контрольная работа № 2 но теме «Сокращение, сложение и вычитание обыкновенных дробей»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
34
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-
практи-
кум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
35
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Урок открытия нового знания
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
35
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Урок освоения новых знаний
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
36
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Математический диктант, работа у доски
37
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
38
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
39
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
40
Сложение и вычитание смешанных чисел
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Написание контрольной работы
41
Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
42
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 3. Умножение и деление обыкновенных дробей
(32 ч)
43
Умножение дробей
1
Урок
изучения
нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
44
Умножение дробей
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная беседа с классом, работа с текстом учебника
45
Умножение дробей
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Математический диктант, индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
46
Умножение дробей
1
Урок закрепления знаний
Устная работа, работа у доски
47
Нахождение дроби от числа
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
48
Нахождение дроби от числа
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
49
Нахождение дроби от числа
1
Урок закрепления знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
50
Нахождение дроби от числа
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
51
Применение распределительного свойства умножения
1
Урок освоения новых знаний
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
52
Применение распределительного свойства умножения
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Математический диктант с последующей взаимопроверкой, работа у доски
53
Применение распределительного свойства умножения
1
Урок-практикум
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
54
Применение распределительного свойства умножения
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
55
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение обыкновенных дробей»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
56
Резерв. Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
57
Взаимно
обратные
числа
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
58
Взаимно
обратные
числа
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
59
Деление
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, фронтальная ра бота с классом
60
Деление
1
Урок освоения новых знаний
Индивидуальная рабо' (карточки-задания), работа у доски и в тетрадях
61
Деление
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
62
Деление
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
63
Деление
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
64
Контрольная работа № 5 по теме «Деление дробей»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
65
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
66
Нахождение числа по его дроби
1
Урок освоения новых знаний
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
67
Нахождение числа по его дроби
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Работа у доски, индивидуальная работа(карточки-задания)
68
Нахождение числа по его дроби
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
69
Нахождение числа по его дроби
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
70
Дробные выражения
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
71
Дробные выражения
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
72
Дробные выражения
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
73
Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
74
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 4. Отношения и пропорции
(20 ч)
§ 4. Отношения и пропорции (20 ч)
75
Отношения
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
76
Отношения
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
77
Отношения
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
78
Отношения
1
Урок закрепления знаний
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
79
Пропорции
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
80
Пропорции
1
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
81
Пропорции
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Математический диктант, индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
82
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
83
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
Урок закрепления знаний
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
84
Прямая и обратная пропорциональные зависимости
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски и в тетрадях
85
Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
86
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
87
Масштаб
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
88
Масштаб
1
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
89
Длина окружности и площадь круга
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
90
Длина окружности и площадь круга
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
91
Шар
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
92
Шар
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа у доски и в тетрадях, индивидуальна) работа (карточки-задания)
93
Контрольная работа № 8 по теме «Окружность и круг»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
94
Резерв. Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 5. Положительные и отрицательные числа
12
95
Координаты на прямой
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
96
Координаты на прямой
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
97
Противоположные числа
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Фронтальная работа с классом, работа с тек-| стом учебника
98
Противоположные числа
1
Урок ознакомления с новым материалом
Текущий тестовый контроль, работа у доcки и в тетрадях
99
Модуль числа
1
Урок освоения новых знаний
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
100
Модуль числа
1
Урок обобщения знаний
Математический диктант, работа у доски
101
Сравнение чисел
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
102
Сравнение чисел
1
Урок закрепления знаний
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
103
Изменение величин
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
104
Изменение величин
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Фронтальная беседа, компьютерная презентация, работа у доски
105
Контрольная работа № 9 по теме «Противоположные числа и модуль»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
106
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-
практи-
кум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 6. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
12
107
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
108
Сложение чисел с помощью координатной прямой
1
Урок закрепления знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
109
Сложение отрицательных чисел
1
Урок
изучения
нового
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
110
Сложение отрицательных чисел
1
Урок-практикум
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
111
Сложение чисел с разными знаками
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
112
Сложение чисел с разными знаками
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
113
Сложение чисел с разными знаками
1
Урок обобщения знаний
Работа у доски, самостоятельная работа
114
Вычитание
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
115
Вычитание
1
Комбинированный урок
Работа у доски, индивидуальная работа(карточки-задания)
116
Вычитание
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Фронтальная работа с классом, групповая работа
117
Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
118
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 7. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
13
119
Умножение
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
120
Умножение
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Математический диктант, работа у доски и в тетрадях
121
Умножение
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
122
Умножение
1
Комбинированный урок
Работа у доски, самостоятельная работа
123
Деление
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
124
Деление
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
125
Деление
1
Урок закрепления знаний
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
126
Рациональные числа
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
127
Свойства действий с рациональными числами
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
128
Свойства действий с рациональными числами
1
Урок закрепления знаний
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
129
Свойства действий с рациональными числами
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа у доски, индивидуальная работа(карточки-задания)
130
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление рациональных чисел»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
131
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 8. Решение уравнений
15
132
Раскрытие скобок
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
133
Раскрытие скобок
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Математический диктант, индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
134
Раскрытие скобок
1
Комбинированный урок
Работа у доски, самостоятельная работа
135
Коэффициент
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
136
Подобные слагаемые
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
137
Подобные слагаемые
1
Урок закрепления знаний
Текущий тестовый контроль, работа у доски и в тетрадях
138
Подобные слагаемые
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа удоски, индивидуальная работа (карточки-задания)
139
Контрольная работа № 12 по теме «Раскрытие скобок»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
140
Решение уравнений
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
141
Решение уравнений
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Работа у доски, индивидуальная работа(карточки-задания)
142
Решение уравнений
1
Урок закрепления знаний
Фронтальная работа с классом, групповая работа
143
Решение уравнений
1
Комбинированный урок
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
144
Решение уравнений
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Работа у доски, индивидуальная работа(карточки-задания)
145
Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
146
Резерв.
Решение
задач
1
Урок-практикум
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, фронтальная работа по решению задач
§ 9. Координаты на плоскости
12
147
Перпендикулярные прямые
1
Урок ознакомления с новым материалом
Работа с текстом учебника, фронтальная работа с классом
148
Параллельные прямые
1
Урок освоения новых знаний
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
149
Параллельные прямые
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
150
Координатная плоскость
1
Урок
изучения
нового
Работа с текстом учебника, компьютерная презентация, фронтальная работа с классом
151
Координатная плоскость
1
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками
Индивидуальная работа (карточ ки-задания), работа у доски
152
Координатная плоскость
1
Урок-практикум
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
153
Столбчатые диаграммы
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника
154
Столбчатые диаграммы
1
Урок-практикум
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
155
Графики
1
Урок ознакомления с новым материалом
Фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа у доски и в тетрадях
156
Графики
1
Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
157
Графики
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
158
Контрольная работа № 14 по теме «Координатная плоскость»
1
Урок проверки, оценки и коррекции знаний
Написание контрольной работы
Итоговое повторение курса математики 5—6 классов
12
159
Признаки делимости
1
Урок обобщающего повторения
Фронтальная работа с классом, групповая работа
160
нод
иНОК
чисел
1
Урок обобщающего повторения
Фронтальный опрос, работа в парах, работа у доски и в тетрадях
161
Арифметические действия с обыкновенными дробями
1
Урок-практикум
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
162
Отношения и пропорции
1
Урок обобщающего повторения
Математический диктант, индивидуальная работа(карточки-задания), работа у доски
163
Сравнение, сложение и вычитание рациональных чисел
1
Урок-практикум
Работа у доски, индивидуальная работа(карточки-задания)
164
Умножение и деление рациональных чисел
1
Урок-практикум
Работа у доски и в тетрадях, самостоятельная работа
165
Решение уравнений
1
Урок обобщающего повторения
Фронтальная беседа, работа в парах
166
Решение задач с помощью уравнения
1
Урок-практикум
Индивидуальная работа (карточки-задания), работа у доски
167
Координатная плоскость
1
Урок обобщающего повторения
Фронтальный опрос, работа в группах, работа у доски
168
Итоговая контрольная работа за курс математики 6 класса
1
Урок
контроля
знаний
Написание контрольной работы
169
Анализ контрольной работы
1
Урок коррекции знаний
Индивидуальная работа
170
Обобщающий урок
1
Итоговый урок
Работа у доски и в тетрадях
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
в результате изучения учебного курса "математика" в 6 классе ученик должен: знать
Делимость чисел, признаки делимости.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Отношения и пропорции.
Положительные и отрицательные числа.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Понятие модуля.
Понятие уравнений.
Координаты на плоскости.
в результате изучения учебного курса "математика" в 6 классе ученик получит возможность научиться:
Разложить число на множители.
Находить наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель;
Преобразовывать дробные выражения: складывать, вычитать, умножать и делить дроби.
Решать основные задачи на дроби.
Решать задачи с помощью пропорций;
Различать прямую и обратную пропорциональности.
Располагать положительные и отрицательные числа на координатной прямой.
Складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.
Умножать и делить положительные и отрицательные числа.
Использовать действия с положительными и отрицательными числами при решении уравнений.
Строить параллельные и перпендикулярные прямые;
Находить точку по ее координатам
Описание учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352 с.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48 с (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64 с (Стандарты второго поколения)
«Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.
Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2013
Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2011
В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. «Математика 6 класс». М.: Мнемозина, 2011
В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС, ООО М.: Спринтер, 2012
В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012
Для учащихся:
Н. Я. Виленкин «Математика 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010
Попов М. А. Дидактические материалы по математике. 6 класс к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2013
Попов М. А. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 6 класс. К учебнику Н. Я. Виленкина и др. « Математика 6 класс». ФГОС – « Экзамен», 2011
В. Н. Рудницкая. Рабочая тетрадь №1, №2. «Математика 6 класс». М.: Мнемозина, 2011
В. Н. Рудницкая. УМК Математика 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкина [тесты] ФГОС,
ООО М.: Спринтер, 2012
В. И. Жохов. Математический тренажер. 6 класс. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Мнемозина, 2012
Интернет – ресурсы:
Сайты для учащихся:
Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru
Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Сайты для учителя:
Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
Видеоуроки по математике – 6 класс , UROKIMATEMAIKI.RU ( Игорь Жаборовский )
Электронный учебник
Электронное пособие. Математика, поурочные планы 5-6 классы. Издательство
« Учитель»
Тренажер по математике к учебнику Н. Я. Виленкина и др. Издательство « Экзамен»
Я иду на урок математики (методические разработки).- Режим доступа: www.festival.1september.ru
Единая коллекция образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов . – Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Основные понятия курса: Делимость чисел, признаки делимости.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Умножение и деление обыкновенных дробей.
Отношения и пропорции.
Положительные и отрицательные числа.
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Понятие модуля.
Понятие уравнений.
Координаты на плоскости.
Темы ученических проектов по математике для 6-х классов (урочная деятельность)
Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся.
Задачи:
Расширять представления детей об истории родного города.
научиться составлять и решать задачи по математике;
Познакомить с различными источниками получения информации.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
Познакомиться с краеведческим материалом;
Усилить взаимосвязь математики с историей;
Продемонстрировать значимость математических знаний в практической деятельности;
Превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики.
Актуальность проектов: Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, … которые… обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Продолжительность выполнения: средней продолжительности – октябрь 2015 года – март 2016 года.
Вид проекта: творческий, средней продолжительности, межгрупповой.
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации.
Формы продуктов деятельности: компьютерный диск.
Темы проектов, посвященных Саранску:
История появления нашего города в задачах(1 группа)
Памятники нашего города (2 группа)
Достопримечательности нашего города в цифрах и фактах (4 группа)
Природа в нашем городе в цифрах и фактах (5 группа)
Дети в нашем городе в цифрах и фактах (6 группа)
Улицы нашего города в цифрах и фактах (индивидуально)
Наука и промышленность Саранска в цифрах и задачах (индивидуально)
Темы проектов:
Роль процентов в жизни человека
Из истории возникновения процентов
Положительные и отрицательные числа в нашей жизни
История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках
Координаты в различных профессиях
Путешествие в будущее «Встреча с координатами»
Некоторые старинные задачи по теме «Координатная плоскость»
Волшебные десятичные дроби
Загадочное числи Пи
Построение квартиры
Ремонт квартиры
Десятичные дроби. Что мы знаем о них?
Об истории возникновения обыкновенных и десятичных дробей.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
Подбор материалов для реализации проекта.
Изготовление дидактических игр.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
2 этап. Выполнение проекта
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя
Систематизация полученных знаний.
3 этап. Результаты
Презентация проекта.
“5” балов - текст хорошо написан, сформированные идеи ясно изложены и структурированы, слайды представлены в логической последовательности, использованы эффекты анимации, вставлены графики, таблицы, фотографии, видеоролики;
“3” балла – средства визуализации не соответствуют содержанию, отсутствует логическая последовательность подачи информации;
“1” балл – число слайдов превышает 10, текст слайдов отображает полное содержание проекта.
Защита проекта
“5” балов – эмоциональное, логическое и короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;
“3” балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;
“1” балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы.