Просмотр содержимого документа
«Как сделать урок математики интересным? »
Как сделать урок математики интересным.
Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский
Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желаемым процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методов и приемов обучения.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Поговорим о некоторых требованиях к современному уроку. С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:
По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.
Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).
Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывать темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Как привить учащимся интерес к обучению? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Наверняка подобные вопросы встают перед каждым учителем. Каждый из них в процессе интенсивных поисков, раздумий, проб находит свой вариант решений.
Я преподаю замечательный предмет – математику. Для развития интереса к математике я применяю различные формы и методы организации учебного процесса, средства обучения.
Разминки.
Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5-7 минут.
В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос.
Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка.
Приведу примеры вопросов:
Назовите наименьшее однозначное число.
Можно ли количество цветов в спектре радуги разделить на 3 без остатка?
Если температура воздуха была -8о, а потом потеплело на 6о, положительной ли стала температура?
Сколько человек в трех квартетах?
Сложите порядковые номера месяцев года – мая и августа.
Периметр прямоугольника из проволоки 12 см, его разогнули и сделали квадрат. Чему равна его площадь?
Чему равна сумма цифр, на которые показывают стрелки механических часов в 9 часов утра?
Сколько ног, хвостов и рогов у трех коров?
1. Задачи для устного счета
1. От ленты отрезали 12 метров, а потом, еще 1/5 оставшейся части. Найдите первоначальную длину ленты, если во второй раз отрезали 4 метра.
Ответ: 32 метра.
2. Около школы строят девятиэтажный дом. Шесть этажей уже построили. На сколько этажей меньше осталось построить, чем уже построили?
Ответ: на 3 этажа.
3. В одном кабинете 31 комнатное растение, а в другом 23. Сколько растений нужно перенести из одного кабинета в другой, чтобы растений в каждом кабинете стало поровну?
Ответ: 4 растения.
4. Гусь и утка вместе весят столько же, сколько поросенок. Гусь весит 8 кг, а поросенок 14 кг. Сколько весит утка?
Ответ: 6кг.
2. Задачи, основанные на геометрическом материале
1. Длина и ширина прямоугольника вместе составляет 1 дм 4 см, причем длина равна 8 см. На сколько см ширина меньше длины?
Ответ: на 2 см.
2. Периметр квадрата 28 см. Чему равен периметр прямоугольника, если его ширина равна стороне квадрата, а длина в 2 раза больше ширины?
Ответ: 42 см.
3. Периметр прямоугольника 64 см. Найдите длину прямоугольника, если ширина составляет 1/4 часть периметра?
Ответ: 16см.
4. Найдите площадь огорода прямоугольной формы, если человек обходит его за 5 минут, со скоростью 20 м/мин. Известно, что ширина огорода 20м.
Ответ: 600 м2.
3. Задачи на движение
- благодатный материал, служащий прекрасным средством развития мышления, поскольку обеспечивает напряжение мысли каждого ученика.
1. Между Астраханью и селом Барановка по Волге - 57 км. Зимой на санях одновременно выехали из этих двух пунктов друг другу навстречу два односельчанина. Лошадь из Барановки бежала со скоростью 10 км/ч, а из Астрахани - 9 км/ч. Из Барановки, кроме того, вместе с лошадью бежала собака. Сколько километров пробежала собака до встречи односельчан, если скорость ее бега составляла 12 км/ч?
Ответ: 36км.
2. От пункта А до пункта В 580 км, а от пункта В до пункта С 420 км. На каждые 100 км пути автомобиль расходовал по 7кг топлива. Сколько всего топлива он израсходовал?
Ответ: 70 кг.
3. Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один из них в 1/4 часа проходит 13 км, а другой в 1/3 часа -16 км. Поезда встретились через 2 часа. Какое расстояние между городами?
Ответ: 200 км.
4. По дороге движутся навстречу друг другу пешеход и велосипедист. Сейчас между ними 52 км. Скорость пешехода 4 км/ч, а скорость велосипедиста 9 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 6 часов?
Ответ: 26км.
4. Задачи с несколькими способами решения
1. Пакет пряников и связка баранок вместе весят 9 кг, а два пакета пряников и связка баранок вместе весят 13 кг. Сколько весит 1 пакет пряников и сколько весит 1 связка баранок?
Ответ: 4 кг, 5 кг.
2. 48 открыток расклеили в 3 альбома, и оказалось, что в первом и третьем одинаковое количество открыток. Сколько открыток во втором альбоме, если в первом и втором вместе 29 открыток?
Ответ: 10 открыток.
3. В магазине 240 кг винограда развесили в пакеты по 3 кг и по 2 кг. Общий вес тех и других пакетов оказался одинаковым. Сколько пакетов каждого вида получилось?
Ответ: 40 пакетов; 60 пакетов.
5. «Магические квадраты»
Подберите числа так, чтобы квадрат стал магическим.
8
7
3
8
7
6
10
6
2
5
5
4
9
Дополнительное задание: используя числа квадрата, составьте из них произведения, один из множителей которых 2.
4x2 = 8 2x2 = 4 3x2 = 6 5x2 = 10
6. Выполните действия устно, а в тетрадь запишите те выражения, значения которых делятся на 8.