Обучение решению арифметических задач учащихся коррекционной школы VIII вида
Обучение решению арифметических задач учащихся коррекционной школы VIII вида
Арифметическая задача в курсе математики в школе VIII вида занимает значительное место. Однако для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, вследствии нарушения у них всех компонентов познавательной деятельности относится к наиболее сложным видам работы и поэтому является самым "нелюбимым". Каким же образом привить детям интерес к решению задач?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение решению арифметических задач учащихся коррекционной школы VIII вида»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с особыми возможностями здоровья «Вачская школа – интернат VIII вида»
Доклад
Тема: Обучение решению арифметических задач учащихся специальной
(коррекционной) школы VIII вида.
Подготовила учитель математики
Тюрина Татьяна Викторовна
2010 год
Главными задачами специальной (коррекционной) школы VIII вида являются максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с нарушением интеллекта и подготовка их к самостоятельной жизни и труду.
Основная общеобразовательная задача обучения математике — прочное овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии.
Арифметические текстовые задачи в курсе математики в школе VIII вида занимают значительное место. Они помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. При решении задач у школьников развиваются произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность; учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность.
Однако для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, вследствие нарушения у них всех компонентов познавательной деятельности, решение задач относится к наиболее сложным видам работы и поэтому зачастую является самым «нелюбимым», нежеланным занятием.
Началом любой деятельности является мотивация. «Зачем я буду это делать?», «Для чего мне это нужно?», «А не смогу ли я без этого обойтись?» — такие вопросы мы, взрослые, часто задаем себе, прежде чем начать какое-либо дело. И такой подход более чем разумен. Приблизительно такие же вопросы задает себе ребенок с нарушением интеллекта: «Зачем мне решать эту задачу? Какая мне от нее польза?» Несомненно, что такой подход к решению задачи не обеспечит успешность ее решения.
Для учащихся школы VIII вида характерны низкий уровень осознанности мотивов; быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов; затрудненность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осознать цель; нарушения смыслообразования мотивов, при которых мотив остается лишь известным и не побуждает к действию. Мотивы детей с нарушением интеллекта бедны по содержанию. Кроме того, у таких детей недостаточно развита любознательность, низка потребность в приобретении знаний.
Каким же образом привить детям интерес к решению задач?
В качестве одного из способов повышения интереса к урокам математики и, в частности, к процессу решения арифметических задач я использую задачи с содержанием, отражающим интересы, потребности детей. Такие задачи мотивационно значимы, содержат факты и явления, знакомые и близкие детям. Это позволяет пробудить у них интерес к данному виду работ, мобилизовать их возможности и, как следствие, сделать процесс обучения решению арифметических задач более эффективным.
В настоящее время в учебниках математики для школ VIII вида задачи не всегда отвечают потребностям ребенка. В основном это задачи на установление межпредметных связей, личностно не значимых для умственно отсталого школьника, и задачи, лишь отдаленно отражающие современную жизнь.
Обучение решению арифметических задач должно осуществляться в ситуациях, личностно значимых для школьников с нарушением интеллекта.
Чтобы вызвать интерес у учащихся, текст задач нужно делать конкретным, доступным для понимания, вводить в их условие некоторые реальные названия, фамилии, имена, близкие детям, а также такие слова, как «у нас», «наш», «у них» и т.д. Например, предложите детям решить задачу о своей школьной библиотеке, пусть в ней фигурирует ваш библиотекарь, посчитайте с детьми те книги, которые заклеили во внеурочное время или на уроке труда.
Самой первой ступенькой в решении задачи является понимание детей: «А зачем я буду это делать? Нужно ли мне решать эту задачу? Как мне пригодится умение решать задачу?»
Необходимо с 1 класса учить детей, что задача — это не некое навязанное учителем и им же придуманное задание, а важная проблема, которую придется решать сейчас, сегодня, завтра, на этой неделе. Дети должны воспринимать задачу не как набор слов и предложений, записанных на доске или в учебнике, а как рассказ, взятый из реальной жизни, из игры, книги, мультфильма и предложенный детям для разрешения важного вопроса.
Позиция ребенка после решения интересной, значимой для него задачи будет такой: «Сегодня, когда я пойду в магазин, я смогу сдачу посчитать», «Я сестре расскажу, что посчитал, сколько весит медвежонок. Она удивится» или «Когда мы будем делать в классе (дома) ремонт, я буду знать, сколько потребуется рулонов обоев». Один из распространенных ответов детей на вопрос: «Как ты думаешь, зачем нужно уметь решать такую задачу? (на определение цены, стоимости, количества)» звучит так: «Чтобы в магазине не ошибиться».
Одним из важных аспектов формирования мотивационной стороны деятельности при решении задач является учет групповых интересов детей класса. Нужно использовать принцип дифференцированного подхода при подборе задач. Поделите детей класса на группы с учетом их интересов. Например, трое мальчиков увлекаются футболом — пусть решают задачи о футбольных мячах, соревнованиях, призах. Две девочки увлекаются рисованием — им подойдут задачи о красках, карандашах, рисунках.
После появления у учащихся желания решать задачу можно перейти к следующему этапу — ознакомлению с ее содержанием. На практике очень часто приходится сталкиваться с тем, что дети в силу своих интеллектуальных нарушений просто не понимают содержания задачи, не знают некоторые слова, обороты речи. Посмотрите на задачу глазами умственно отсталого ребенка: сначала перед его взором, а затем в сознании предстает такая картина — безличный текст с непонятными словами, в котором встречаются отдельные знакомые слова и цифры. Ясно, что такая задача вызовет лишь беспокойство и раздражение, а порой и отторжение. Нужно добиться полного понимания каждым учеником смысла слов и содержания задачи в целом. Так, в учебнике для 2 класса есть задача о фермере, который приобрел технику для хозяйства. Слово «фермер» для детей 2 класса безлико и непонятно. А решать задачу ни о чем — неинтересно. Если же объяснить значение этого слова наглядно и образно, то у школьников возникнет интерес к решению задачи.
Более глубокому пониманию содержания способствует краткая запись задачи. При формировании умения составлять краткую запись развиваются анализ, синтез, обобщение, умение выделять главное, существенное.
Нужно объяснить ученикам, что краткая запись — это запись самого важного в условии задачи и коротко записанный вопрос. Можно сравнить краткую запись задачи с пересказом рассказа или сказки, при котором выбирается самое главное, без чего рассказ или сказка потеряет смысл. Поиграйте с детьми в игру «Разведчики» — предложите им на время урока стать разведчиками и вместе «зашифруйте» содержание задачи, то есть составьте краткую запись. А затем «расшифруйте», то есть по краткой записи восстановите текст задачи. Очень важно, чтобы учащиеся при составлении краткой записи задачи не упустили значимые моменты в условии или вопросе задачи. Для этого после составления краткой записи соотнесите каждое слово, число, символ в краткой записи и в тексте задачи.
Эффективным приемом при работе над краткой записью задачи является цветовое выделение условия и вопроса; например, в тексте задачи можно выделить синим цветом ее условие, а желтым — вопрос, в краткой записи сделать то же самое, а затем соотнести краткую запись и текст задачи.
Итак, краткая запись составлена. Далее следует разбор задачи, т.е. поиск решения и составление плана решения. Традиционная методика обучения арифметике предлагает два способа разбора условия задачи: синтетический и аналитический (разбор от числовых данных к вопросу или от вопроса к числовым данным).
Следующий этап — решение задачи. При поиске учащимися решения, при выборе арифметического действия нужно опираться не только на слова («всего», «осталось», «больше», «меньше»), но и учить детей видеть зависимость между искомой величиной и данными. С этой целью можно использовать задачи-драматизации для конкретизации и обыгрывания сюжета задачи. Это помогает учащимся выбрать арифметическое действие.
Формулировка ответа не должна являться формальным завершением задачи. После решения и формулирования ответа необходимо продолжить работу над задачей с целью более глубокого понимания ее содержания, зависимости между числовыми данными и искомым. Это значит, что после решения одной задачи нужно решить другую, аналогичную ей, но с измененными числовыми данными, вопросом, отношениями между предметами. Такая работа позволяет детям глубже понять закономерности решения задач определенного типа.
Так как я обучаю детей младшего школьного возраста, то и задачи подбираю или составляю, учитывая их ведущую деятельность — игровую. Работая в первом классе, я заметила, что мои ученики живо интересуются миром живой природы. Они задают вопросы о животных и растениях, выбирают в классной библиотечке соответствующие книги. Во время прогулки дети любят наблюдать за птицами, собаками, кошками, а затем с удовольствием рассказывают о том, что видели. Я составила подборку задач, объединенных общей темой: «Задачи о животном и растительном мире». Задачи подразделяются на две группы.
В первую группу входят задачи для 1 и 2 классов со сказочным, игровым содержанием. Пример такой задачи: «На день рождения к Зайчонку пришли 4 бельчонка и 3 ежонка. Сколько гостей пришло к Зайчонку?»
Очень важно научить детей отличать текст задачи от обычного текста, загадки, рассказа. Для отработки этого умения используются следующие упражнения.
Среди двух текстов найди задачу и докажи, что это задача: «Впереди летят 2 птицы, а за ними еще 8» и «Лягушка поймала 6 мух и 4 стрекозы. Сколько всего насекомых поймала лягушка?» (Первый текст задачей не является, так как в нем нет вопроса.)
Определи неверную задачу и исправь ошибку: «Заяц сорвал на огороде 10 оранжевых морковок, а желтых на 3 меньше. Куда заяц положил морковки?» и «От волка убегали лиса и енот. Сколько животных убегало от волка?» (В первом случае вопрос сформулирован неверно.)
Среди двух текстов, содержащих вопрос, найди задачу и докажи, что это задача: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?» и «В лубяном домике жили 5 братьев-зайцев, а в ледяном – 3 лисички-сестрички. Сколько животных жили в двух домиках?» (Первый текст является не задачей, а загадкой.)
Вторую группу составляют задачи для 3 и 4 классов, содержание которых включает точную информацию об окружающем мире, например: «Медвежонок весит 50 кг, а зайчонок на 49 кг меньше. Сколько они весят вместе?»
Такие задачи развивают у учащихся не только математические навыки и умения, но и любознательность, расширяют кругозор, формируют адекватное представление об окружающей действительности.
При работе над задачами я использую приемы, предупреждающие традиционные для учащихся ошибки в последовательности действий при их решении.
При формировании умения самостоятельно решать задачу я предлагаю детям пользоваться «Памяткой для решения задачи»:
Внимательно читаю задачу.
Смотрю, что известно в задаче.
Что нужно узнать в задаче?
Составляю краткую запись задачи.
Решаю задачу.
Пишу ответ.
Такая памятка есть у каждого ученика в математическом справочнике, и дети пользуются ею на контрольных и самостоятельных работах.
Чтобы дети лучше запомнили последовательность действий при решении задач, я использую мнемонический прием: «5 пальцев на руке — 5 узелков на память».
Мизинец — «Что нам известно в задаче?»
Безымянный палец — «Что нужно узнать в задаче?»
Средний палец — «Я составляю краткую запись задачи».
Указательный — «Я решаю задачу».
Большой палец — «Я пишу ответ».
На уроках я использую упражнения, позволяющие привлечь внимание ребенка к условиям и вопросу задачи, подходить к ее решению неформально, вникать в ее содержание.
Найди, что общего в двух задачах и чем они отличаются, то есть сравни их.
Исправь ошибки в тексте задачи (в краткой записи).
Вставь в текст задачи числовые данные.
Подбери вопрос к условию задачи.
Подбери условие задачи к вопросу.
Составь задачу по иллюстрации.
Составь задачу по готовому решению.
Составь задачу по краткой записи.
Найди ошибку в краткой записи, решении задачи и т.д.
Все вышеперечисленное позволяет мне не только успешно обучать детей решать задачи, но и формировать математические и общеучебные умения и навыки.
Использование задач с содержанием, отражающим интересы и потребности учеников, формирует у детей желание решать задачи, которые воспринимаются ими как личностно значимые. Содержание задачи, отражающее потребности ребенка, активизирует его потенциальные возможности.
Литература
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1983.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989.