Современное общество требует таких специалистов разных уровней, которые умеют творчески решать поставленные задачи, самостоятельно находить оригинальные решения и реализовывать их на практике. Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника, он должен быть коммуникабельным, волевым и информационно грамотным.
В своей профессиональной деятельности ставлю цель – создание условий, способствующих развитию личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира посредством современных образовательных технологий.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- использование современных педагогических технологий, эффективных методик обучения;
- совершенствование форм организации учебной деятельности;
- дать обучающимся качественные знания по математике;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоанализ работы учителя математики»
Самоанализ
педагогической деятельности учителя математики
Пилипейко Олеси Ивановны
Современное общество требует таких специалистов разных уровней, которые умеют творчески решать поставленные задачи, самостоятельно находить оригинальные решения и реализовывать их на практике. Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника, он должен быть коммуникабельным, волевым и информационно грамотным.
В своей профессиональной деятельности ставлю цель – создание условий, способствующих развитию личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам окружающего мира посредством современных образовательных технологий.
В педагогической деятельности ставлю несколько задач:
- использование современных педагогических технологий, эффективных методик обучения;
- совершенствование форм организации учебной деятельности;
- дать обучающимся качественные знания по математике;
- раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого обучающегося.
Рабочая программа по математике разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике, реализующей федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, 2004 г.
Выполнение программы обеспечивается комплектом учебников: в 5-6 классах использую учебно-методический комплект Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда , в 7 - 9 классах, Ю.Н, Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешковой, С.Б. Суворовой под редакцией С.А. Теляковского, геометрия, 7 – 9, Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. Рабочие программы составляю в соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ и базисного учебного плана.
Важное место в обеспечении образовательного процесса занимает кабинет. Обучение обучающихся на уроках математики происходит в специально-оборудованном кабинете, соответствующему санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудован мультимедийным оборудованием (компьютер, экран, проектор). В нем имеются сменные и постоянные учебно-информационные стенды, таблицы математического содержания в соответствии с программой обучения, таблицы постоянного экспонирования: «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Квадраты натуральных чисел», «Квадратное уравнение и его корни», «Дробные рациональные уравнения», «Объём прямой призмы и цилиндра», «Объём шара и площадь сфера», «Объём конуса», «Площадь поверхности пирамиды и круглых тел», портреты выдающихся математиков, программы, учебники, коллекция учебных дисков, раздаточный дидактический материал (базового и повышенного уровней), модели пространственных тел, набор геометрических инструментов, библиотека специальной литературы по предмету.
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: «не успел», «не услышал» и т.п. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время обучаемого и обучающего. В своей работе чаще использую следующие современные технологии:
Информационно – коммуникационная технология
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия обучающимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет реализовать цели и задачи в работе над данной проблемой.
Данная технология способствует:
активизации познавательной деятельности обучающихся;
развитию вариативности мышления, математической логики;
направленности мыслительной деятельности обучающихся на поиск и исследование.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышении мотивации и активности обучающихся.
Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построений графиков, сечений многогранников.
Формирование умений получать информацию из различных источников, в том числе электронных, является первостепенным и поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Например, при изучении тем «Круговые диаграммы» в 5 классе и «Столбчатые диаграммы» в 6 классе, ученикам могут быть предложены такие творческие задания:
составить диаграммы распределения своего времени в течение суток;
распределить семейный бюджет на неделю;
распределить дневную норму питания на четыре приема и составить диаграмму;
построить диаграмму, показывающую рост всех членов семьи.
Проанализировав полученные диаграммы, обучающиеся смогут увидеть как наиболее рационально использовать свое время, расходовать семейный бюджет и т.д.
Электронные носители являются необходимым средством для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с обучающимися, так как содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля.
Например, при подготовке к ГИА, обучающиеся могут применять интерактивные тренажеры. Выполняя задания на тренажерах, ученики смогут увидеть сой результат и уровень подготовленности к экзаменам, а также проблемы по той или иной теме.
Применение презентаций на уроке позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
эффективнее использовать время на уроке;
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Например, при изучении темы «Теорема Пифагора», можно предложить обучающимся создать презентацию о древнегреческом ученом Пифагоре и его теореме. Изучение нового материала по данной теме будет проходить с учетом материала, выполненного детьми в качестве творческого задания.
Таким образом, информационная грамотность – набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться ей.
Например, при рассмотрении старинных мер длины, массы, исторических терминов, математических понятий, образованных от иностранных или устаревших слов, используя толковый словарь, обучающиеся дают различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это…; в строительстве модуль – это …; в космонавтике модуль – это …
Работа проводится при изучении новых терминов и предполагает расширение кругозора у детей, развивает навыки работы с источниками информации.
Использование информационно-коммуникационной технологии на уроках математики были представлены дважды на районном конкурсе «Урок года» в номинации «Лучший мультимедиаурок», где в 2013 году я стала победителем, а в 2015 году призером.
Проектная технология
Наша школа 4 год является пилотной в освоении новых образовательных стандартов (ФГОС ООО). И хотя метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике в данных стандартах им уделяется большое значение. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности.
Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимися проблем, задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности. Неоднократно дети презентовали свои исследовательские работы на школьной научно-практической конференции:
2012 год – «Тайна числа 13»
2013 год - «Нестандартные способы изучения таблицы умножения»
Урок, на котором применяю исследовательский метод, включает следующие учебные элементы:
ситуация успеха: предлагаю ученикам задачи, которые каждый решает без особых затруднений;
ситуация затруднения (ощущения проблемы): предлагаю задачу, похожую на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний.
Игровые технологии
В последнее время умственная нагрузка на уроках математики увеличивается, а значит, все актуальнее становится проблема заинтересованности учащихся в получении знаний. Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Вовлечение в игровую деятельность на уроке вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.
На уроках математики использую следующие элементы дидактических игр:
дидактические игры, используемые при актуализации знаний (блиц - опросы, небольшие викторины, математические ребусы, игры для проверки устного счета);
игровые ситуации, используемые при изучении нового материала (исторические экскурсы, жизненные факты, занимательные задачи, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений);
дидактические игры, нацеленные на закрепление только что изученного материала на уроке (обычно проводятся в конце урока и занимают не более 10-15 минут, «За семью печатями», «Интеллектуальное лото»);
дидактические игры, использующиеся для обобщения и систематизации знаний («Математическое лото», зашифрованные слова, «Брейн - ринг», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать математиком?», викторины, КВНы, игры-путешествия, игры – сказки и т.д.);
игровые ситуации, применяемые во время самостоятельных работ (игры-соревнования, игры с зашифрованными словами, задания с самопроверкой и самооценкой и др.).
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении.
Для реализации второй задачи веду работу над разнообразием форм и методов обучения с учетом особенностей классов. Использую различные формы проведения урока:
комбинированные уроки;
конференции;
практикумы и семинары;
уроки-лекции;
уроки контроля знаний;
уроки-зачеты.
На уроках использую наглядные средства обучения: таблицы, объемные фигуры, обучающие фильмы. Кабинет математики оснащен мультимедийным оборудованием, поэтому на уроках часто используются презентации, выполненные обучающимися или мной по теме урока.
Большое внимание уделяю самостоятельной работе обучающихся на уроке. Считаю, что данный вид работы приучает детей к самостоятельной деятельности, принятию собственных решений, пополнению и углублению знаний. Самостоятельная работа используется на всех этапах урока: введение новых знаний, закрепление и повторение изученного, проверка знаний.
На уроке используются разные формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Данные формы работы позволяют осуществлять различные формы контроля, что повышает уровень освоения детьми нового материала.
Учитывая различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов, работу строю следующим способом: с обучающимися, имеющими повышенный интерес к математике, организую индивидуальные консультации, помогаю обучающимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, привлекаю таких ребят для обучения более слабых в качестве консультантов. С неуспевающими детьми провожу консультации для дополнительного разъяснения неусвоенного материала.
В своей работе использую следующие диагностические инструментарии результативности обучения:
тестирование;
система разноуровневых заданий;
контрольные работы;
срезовые работы;
работа с дидактическими карточками-заданиями;
составление таблиц и схем с применением полученных знаний;
текущий фронтальный опрос;
индивидуальные задания;
анкетирование.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много.
На протяжении четырех лет я работала с одной параллелью ребят. В двух классах всего 24 обучающихся, из них детей из многодетных семей – 6, из малообеспеченных семей – 20, из социально-опасных семей - 2, 4 ребят состоят на учете ПДН и ВШУ. В классах обучается один ребенок с задержкой психического развития и один ребенок «речевик», 10 обучающихся с низким уровнем обученности. Прослеживается стабильность показателей качественной успеваемости в данных классах, за весь период обучения в среднем она составляет 33% - 43% (Приложение 1).
Все обучающиеся справились с заданиями основного государственного экзамена. Средний бал по экзамену составил 3,3 балла. Результаты ОГЭ 2014-2015 учебного года: 21% - качество знаний обучающихся, 88% - подтвердили итоговую оценку, 8% - набрали более 23 балов, что соответствует оценке «5».
На протяжении 5 лет обучаю математике детей с задержкой умственного развития и умственной отсталостью (дети с ОВЗ). Абсолютная успеваемость обучающихся составляет 100%.
Образование в наше время должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.
Большое внимание я уделяю внеклассной работе, как с целью ликвидации пробелов в знаниях и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий, так ис целью развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. С целью раскрытия способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого обучающегося мной была организована работа:
дистанционная школа НЦПО для обучающихся 5 – 8 классов в период с 2011 года по 2013 год (10 обучающихся);
внеклассные мероприятия в рамках проведения недели методического объединения математики, информатики и физики;
проведение факультативного курса «Способы решения текстовых задач по математике»;
участие обучающихся в конкурсном движении (Приложение 2).
С целью совершенствования педагогического мастерства на протяжении всей педагогической деятельности использую материалы методических журналов и газет, различные методические материалы и рекомендации к учебным программам и учебным пособиям, просматриваю вебинары, выступаю на школьных заседаниях МО МИФ (математики, информатики, физики), посещаю семинары, проводимые педагогами других школ, на которых они делятся накопленным опытом преподавания по математике. Посещаю уроки (не только открытые) у учителей - стажистов.
В 2015 году делилась опытом по обучению детей с ОВЗ на расширенном педагогическом совете, который проходил совместно со специалистами филиала ОЦДК.
Зарегистрирована на многих образовательных сайтах. Имею свой собственный профессиональный сайт, публикую методические разработки на различных интернет - ресурсах.
Прошла курсы повышения квалификации:
2011 год: «Обучение математике в условиях развития системы общего образования», 108 часов, НИПК и ПРО
2014 год: «Педагогические условия внедрения ФГОС в образовательный процесс школы», 108 часов, НИПК и ПРО
С целью повышения уровня самообразования являюсь активным участником профессиональных конкурсов (Приложение 3).
Осуществление образовательного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей дальнейшей деятельности как учителя будет занимать постоянная работа над совершенствованием своего педагогического мастерства.
Приложение №1
Качественная успеваемость обучающихся
Приложение №2
Участие в конкурсах
№
Дата
Название
Уровень
Результат
1.
2013 год
Конкурс – игра «Кенгуру -2013»
районный
участие
2.
2014 год
Конкурс – игра «Кенгуру -2014»
районный
участие
3.
2015 год
Конкурс – игра «Кенгуру -2015»
районный
участие
4.
2012 год
Центр поддержки талантливой молодежи «Всероссийская олимпиада по математике»
всероссийский
участие
5.
2012 год
Соревнование «Интернет-карусель по математике»
всероссийский
участие
6.
2013 год
Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»
международный
I место
7.
2014 год
V Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний»
всероссийский
участие
8.
2014 год
Международная дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»
международный
I место
II место
9.
2015 год
II международная викторина для обучающихся и педагогов «…И+ немного математики!№2»
международный
II место
10.
2015 год
Всероссийская олимпиада по математике, «Центр дистанционной сертификации учащихся, ФГОС тест