Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Изучение нового учебного материала (20 мин.) Учебная цель: усвоение правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, приведение уравнения к виду ax=b,умение делить обе части уравнения на одно и то же отличное от нуля число и решение уравнения. Цели формирования УУД 1.Регулятивная:уметь организовывать мыслительную деятельность иоценивать результаты деятельности 2.Познавательная: классифицировать предложенные задания (объединить в группы по существенному признаку) 3.Личностная: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше; стремиться понять, как правильно будет выглядеть решение уравнения. 4.Коммуникативная: уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с участниками учебного процесса (одноклассниками, учителем) Задачи:1.Развитие внимания учащихся, логического мышления, умения анализировать, сопоставлять, находить закономерности при работе с уравнениями 2.Овладение знаниями о решении уравнений 3.Развитие представлений об уравнениях и взаимосвязи теории уравнений с практикой. Основные положения нового учебного материала: 1.Определение уравнения (повторение) 2.Решение уравненийпо правилу отыскания неизвестного множителя (повторение) 3 Правило деления обеих частей уравнения на одно и то же отличное от нуля число 4 Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую 5.Линейное уравнение ax = b Представление нового материала: Предлагаются уравнения: -15t = 45 -t - 15t = -32 -6+8x = 3+15+4x 15t – t =28 -y+3y = - y+6 15t = – 60 x+2x = x – 4 5x – 5 = 2x + 10 Задание 1: Разбить уравнения на группы и упорядочить группы по уровню сложности. Задание 2. Обосновать способ решения каждой группы уравнений (устно). Задание 3. Записать решение уравнения 5x – 5 = 2x + 10 обоснованным способом. Групповая деятельность учащихся:работают дети в группах – парах, каждой паре на стол дано задание на листках (задания одинаковые даны всем парам) Работа с учетом особенностей классаразбита мною на шаги: 1шагЗадание 1: Разбить уравнения на группы и упорядочить группы по уровню сложности. После получения информации от каждой пары и совместного обсуждения результат получен такой: Iгруппа -15t = 45;15t = – 60 IIгруппа15t – t =28;-t - 15t = -32 IIIгруппаx+2x = x – 4;-y+3y = - y+6 IVгруппа5x – 5 = 2x + 10; -6+8x = 3+15+4x 2 шагЗадание 2. Обосновать способ решения каждой группы уравнений (устно). Информация получена следующая: Iгруппа уравнений решается нахождением неизвестного множителя делением произведения на известный множитель или еще делением обеих частей уравнения на коэффициент при неизвестной и…еще делением обеих частей уравнения на одно и то же , не равное нулю, число. «На последнюю фразу следует особо обратить внимание!»- говорю я, учитель, и прошу уточнения: «Почему не равное нулю число?» Ответ: «А на нуль делить нельзя!» IIгруппа уравненийрешается приведением подобных слагаемых и сведением уравнения к виду Iгруппы И здесь учитель говорит о том, что такие уравнения могут быть записаны в виде ax = b, где«a» не равно нулю, и называются такие уравнения «линейными» IIIгруппа уравнений Вспомнив задачу о весах, можно убрать (т.е. вычесть) из левой и правой частей уравнений одинаковые слагаемые: в одном уравненииx, в другом уравнении- y. Мы получим опять уравнениеI группы, т.е. линейное.Этот обобщенный вывод сделан детьми. А дальше мысли пошли по накатанной тропе: IVгруппа уравнений может быть решена также способом «весов». Сначала вычитаем из обеих частей уравнений слагаемые, содержащие неизвестное с меньшим коэффициентом, а потом вычитаем из обеих частей уравнения числа: в первом уравнении число – 5, а во втором уравнении число – 6. В результате придем к уравнениям линейным. Примечание. При этом прослушаны ответы и мнения каждой пары учащихся. В парах подобраны дети так, чтобы могли друг другу помочь и направить мысли по наиболее верному пути решения проблемы. 3шагЗадание 3. Записать решение уравнения 5x – 5 = 2x + 10 обоснованным способом. Проверка решения предложенного уравнения комментированием. Решение записано обоснованным способом: 5x – 5 = 2x + 10, 5x – 2x - 5 = 2x – 2x + 10, 5x – 2x – 5 – ( - 5 ) = 10 – ( - 5), 5x – 2x = 10 + 5, 3x = 15, x = 15:3, x = 5 Ответ: x = 5 Далее я (учитель) предлагаю сравнить первую строчку условия и 4-ю полученную строчку. Вопрос: «Что произошло?» В классе почти все дети пришли к верному выводу: слагаемые перенесены из одной части уравнения в другую и у перенесенных слагаемых поменялись знаки на противоположные. Далее предлагаю открыть учебники на странице 230 и прочитать правило, выделенное жирным шрифтом: «Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак»У детей заблестели глаза: они это знают! Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к учебному материалу: «У детей заблестели глаза: они это знают!» - в моем 6 классе – это главный критерий: удовлетворение от полученных знаний. Методы стимулирования учебной деятельности учащихся: это- поурочный балл, справедливое распределение заданий, взаимопомощь, ответственность, положительное отношение к процессу познания, сотрудничество с учителем и сверстниками. |