kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»»

Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»

Цель урока:

  • ознакомиться  с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.

  • формирование  алгоритма рефлексивного мышления.

  •  

Задачи:


Обучающие: 
•формирование  представлений о решении задач с помощью уравнений;
•приобретение опыта применения уравнения для решения текстовых задач.
 

Развивающие: 
•умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические  рассуждения  и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать математические модели  для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
 

Воспитательные: 
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

 

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

 

Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы для самостоятельной работы.

 

Ход урока:



I. Проверка д/з (крылья доски)

98 –((45+х) – 38) = 42

69- (97 – (28 + а)) = 45

II. Устная работа

  1. Прочитайте числа

7 056 620 015

320 400 050 625

5 004 000 008

999 524 600 087

850 085 001 040

247 695 123 000

334 000 000 002

65 065 065 65 0



  1. Прочитайте выражения

  1. х + 17 = 60

  2. с - 43 = 81

  3. (х + 5) + 14 = 50

  4. 59 + х = 59

  5. а – 14 = 30

  6. 16 - а = 16

  7. 20 – (4 + а) = 15

  8. (х + 15) – 8 = 17

  • назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое

  • сформулируйте правило: как найти неизвестное слагаемое

  • назовите номера уравнений, в которых надо найти уменьшаемое

  • сформулируйте правило: как найти неизвестное уменьшаемое

  • в каких уравнениях надо найти вычитаемое?

  • сформулируете соответствующее правило.

3. Составьте числовое или буквенное выражение для решения задачи. Прочитайте полученные выражения.

  1. В одной команде у человек, а в другой – на 2 человека больше. Сколько человек во второй команде? Сколько человек в двух командах вместе?

  2. Ботинки стоят х рублей и они на 20 рублей дешевле шляпы. Сколько стоит шляпа? Сколько стоят ботинки и шляпа вместе?

  3. В одной капле сидит х микробов, а в другой на 17 микробов больше. Сколько микробов засядут в ученом Иннокентии, если он перепутает эти капли с валерьянкой и выпьет их залпом?

  4. В доме а чашечек, а блюдечек на 3 меньше. Сколько чашек и блюдец разбили дети, если после их игры в доме не осталось никакой посуды?

III. Проблемная ситуация

Создание проблемной ситуации, выход на тему урока.

Демонстрирую классу «фокус»: задумайте число, прибавьте к нему 5, из результата вычтите 2, к полученному числу прибавьте 7. Назовите полученный результат. (Дети называют свои результаты, а учитель каждому «угадывает» задуманное число)

– подумайте, в чем секрет «фокуса»? Что мне помогло «угадать» задуманные вам числа? (Дети высказывают свои предположения)

Если правильного ответа в процессе обсуждения не возникает, учитель сам начинает «раскрывать секрет»: я решила задачу с помощью уравнения.

а мы можем решать таким способом задачи? (нет)

– так что мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Какой будет тема нашего урока?

Сформулированная тема записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Решение проблемы.

– Давайте проанализируем, что делала я, когда вы задумали число. Открываю записи на обратной стороне доски:

Задумайте число
Прибавьте к нему 5
Из результата вычтите 2
К результату прибавьте 7
Назовите ваш результат

х
х+5
((х+5) -2)
((х+5) - 2 )+7
((х+5) -2) +7 =13

– Я знала наперед, какое число вы задумали?

– нет

– как я поступила в этом случае?

– обозначила его буквой х

– Итак, давайте подведем первый итог: с чего надо начинать решение задачи с помощью уравнения? (открывается часть опорного конспекта)

1. Обозначить неизвестную величину буквой

– в ходе обсуждения появляется опорный конспект

– я составила буквенное выражение

2. составить буквенное выражение

– что называли мне вы?

– значение буквенного выражения

– я приравнивала составленное буквенное выражение к тем значениям, которые вы называли и получала равенство, содержащее букву, т.е. уравнение.

3. Приравнять буквенное выражение и его значение

(алгоритм учим, рассказываем)



IV. Решение задач

1.

Фрагмент мультика

Обезьянок сотня резвых 
Всласть поевши развлекались. 
Их  немного кувыркалось на поляне. 
А 15  загорали. 
40 по лианам 
стали прыгать и скакать. 
Ты скажи мне, в этой стае, 
Сколько резвых обезьянок кувыркалось 
на  поляне?

- Прочитайте задачу. О чем говорится в задаче? Что делали обезьянки?
- Что нужно узнать в задаче? 
- С помощью чего можно решить данную задачу?


Давайте теперь составим схему к нашей задаче:

Всего (обезьянок)

Кувыркалось (обезьянок)

Загорали (обезьянок)

По лианам (обезьянок)


100

Х

15

40



Составим и решим уравнение:
( х + 15) + 40 = 100
х + 15 = 100 – 40
х + 15 =  60
х = 60 – 15
х = 45
1) 45 обезьянок – кувыркалось на поляне.
Ответ: 45 обезьянок



2. Фрагмент.

Из одного заповедника перевезли в другой сначала 12 волков, затем ещё 7. В результате в заповеднике осталось 125 волков. Сколько волков было в заповеднике первоначально?

(х - 12) - 7=125

  1. Из бочки взяли 25 л воды и дважды по 18 л, а затем долили 30 л, после чего в бочке стало 143 л воды. Сколько литров воды было в бочке первоначально?
    ((х-25) - 36) + 30 = 143

Домашнее задание №№ 400, 403

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

  • Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.

  • Кто работал так, как первый человек? (поднимите синие кружочки)

  • Кто работал добросовестно? (поднимите зеленые кружочки)

  • Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите красные кружочки)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 5 классе «Решение задач с помощью уравнений»

Автор: Боброва Ольга Александровна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок математики тема. Решение задач с помощью уравнений"
    ["seo_title"] => string(58) "urokmatiematikitiemarieshieniiezadachspomoshchiuuravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "285902"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256499"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок математики тема. Решение задач с помощью уравнений"
    ["seo_title"] => string(59) "urokmatiematikitiemarieshieniiezadachspomoshchiuuravnienii1"
    ["file_id"] => string(6) "285903"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урок математики в 5 классе "Решение задач на составление уравнений""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-urok-matiematiki-v-5-klassie-rieshieniie-zadach-na-sostavlieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "255218"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447874386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Решение задач тригонометрических уравнений "
    ["seo_title"] => string(53) "rieshieniie-zadach-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "162794"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422404999"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока по математике "Закрепление. Решение задач разными способами". "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-zakrieplieniie-rieshieniie-zadach-raznymi-sposobami"
    ["file_id"] => string(6) "187541"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426525519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2260 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства