Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка библиотечного урока»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 имени М.Ф. Леонова
с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области
Методическая разработкабиблиотечного урока
«Книга в жизни ребёнка»
Работу выполнила:
Тарасова Наталья Ивановна,
ГБОУ СОШ №3
им. М.Ф. Леонова с. Приволжье
с. Приволжье
2016 год
Дата появления детской литературы в России не известна. В конце XII века сказки стали заноситься в рукописные сборники. Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII—XVIII вв. были распространены сказки о Шемякином суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре — Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец». Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература.
Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы
Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература.
Детская литература — весьма широкое понятие. Оно включает в себя
сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста. В понятие детской литературы входят именно те произведения, которые были специально предназначены для чтения детьми. Задача такой литературы – воспитание и образование детей с помощью языка художественных образов.
XXI век. Прогресс идёт вперёд. Мы и наши дети можем найти любую информацию, несколько раз щелкнув клавишей на телефоне, ноутбуке, любом другом электронном носителе. Все меньше в руках у людей становится простых бумажных книг. Значит, они скоро исчезнут или будут храниться только в библиотеках, музеях?
Проблема: Книга или компьютер? Какой источник информации лично вы предпочитаете, какой считаете более полным, достоверным, современным? Мы всё чаще отдаём предпочтение компьютеру и всё реже открываем книги.
Всё чаще дети жалуются на рассеянность, невозможность сосредоточиться на чём-то одном, проблемы с памятью. Некоторым становится сложно читать большие тексты, не говоря уже о книгах. Всё дело в том, что при постоянном подключении к источникам информации через планшет или смартфон мозг отучается запоминать что-либо. Ребёнок не читает, а сканирует, просматривает страницы в сети, прочитывая при этом не более четверти всего текста. Чтение же книг, где нет постоянного разделения 3-4 предложений пустой строкой, становится непосильным занятием. Единственный способ помочь ребёнку - это читать больше качественной литературы.
Цели:
- формировать интерес детей к книге;
- расширить кругозор детей;
- формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция;
- побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию
Задачи:
- готовить детей к восприятию того, что книга – это источник знаний;
- расширять читательский кругозор, развивать речь детей;
-развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог;
- научить правилам чтения детей;
- активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности;
- провести анализ содержания проблемы.
Форма проведения: групповая
Аудитория:обучающиеся 1-4 классов
Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг
Аргументы в защиту чтения. Значение книг для ребёнка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребёнка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию и она должна начинаться с самого детства. Именно родители читают ребёнку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребёнком: берем книгу, садимся рядом и читаем. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребёнок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребёнка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребёнка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Книга влияет на нравственные идеалы ребёнка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребёнка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребёнок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребёнка.
Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становиться терпимее, учится преодолевать предрассудки.
Книги являются частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.
Книги служат мостом между поколениями. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух ребенку. Такое чтение приносит радость детям.
Книги для детей - это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.
Пожалуй, к этому можно добавить еще один аргумент, человек, который дружит с книгами, является очень интересным собеседником. Ведь его речь богата афоризмами, интересными сравнениями, мудрыми высказываниями великих людей.
Правила чтения книги: если хочешь развивать свой интеллект, старайся читать не менее получаса в день. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Учись у героев книг хорошим манерам и хорошим поступкам. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Делись с друзьями информацией об интересной книге.
Книга — это машина времени
Она обеспечивает преемственность с прошлым (история), обогащает настоящее (наше время) и готовит нас к будущему (фантастика). Книги помогают путешествовать не только во времени, но и в пространстве. Читайте, набирайтесь знаний и передавайте эти знания следующим поколениям!
Список использованной литературы
Трофимова О. А. Библиотечные уроки в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после. – 2009. - № 3. - С.55-56
Материалы сайта http://www.slideshare.net/virtualtaganrog
Материалы сайта http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-roditelskogo-kluba-po-teme-rol-knigi-v-zhizni-rebenka.html