Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Обобщение.»
Тема : Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цели : 1. Актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи имён прилагательных ; учить работать с таблицей.
2 . Развивать умение определять род и число имён прилагательных; развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.
3. Воспитывать любовь к родному языку, уважение друг другу.
Ресурсы : презентация, таблицы- памятки, карточки для творческой работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Поприветствуйте друг друга доброй улыбкой, ведь она нас всегда располагает к приятному общению, пожелайте удачи. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
- У нас сегодня гости, давайте с вами постараемся, чтобы на нашем уроке всем было уютно и интересно.
2. Минутка чистописания. Гимнастика для рук.
.- Настроим себя на красивое, аккуратное, грамотное письмо.
На доске слова : Снежная, зимняя, лесной, сказочный, чудесный, весеннее, голубое, пушистые, большие.
( По какому признаку эти слова можно объединить в одну группу?) Это имена прилагательные.
- Выделим окончания в этих словах, и выпишем их.
-ая, -яя, ой, ый, ий, ое, ее, ые, ие.
3. Словарная работа.
- Запишите перевод слов с казахского языка на русский.
А теперь проверим себя : посуда, девочка, Родина, столица, жёлтый, ягода, ученик, берёза.
- Назовите лишнее слово. Объясните своё мнение. ( жёлтый)
- Подберите однокоренные слова к словарному слову берёза, запишите.
Берёза, берёзка, берёзовый, подберёзовик.
Докажите, что слова являются однокоренными. Выделите корень. Назовите лишнее слово. ( Берёзовый) Объясните своё мнение.
4. Сообщение темы и целей учащимся.
- Ребята , вы конечно уже догадались, какая тема нашего урока сегодня. Назовете её. « ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
- Сегодня на уроке мы будем с вами обобщать полученные знания об имени прилагательном.
Работа по теме урока. 1) Актуализация темы.
- Нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Прочитайте, какие вопросы он нам приготовил :
- Что такое имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется имя прилагательное?
- Вот на эти вопросы мы с вами и будем отвечать в течении всего урока. Это и будет целью нашего урока.
- Мы будем заполнять схему в течении урока. Посмотрите на слова, которые он подобрал, прочтите их.
Выделите Имена существительные
-Докажите, что имена существительные.
- Запишите имена существительные в столбик.
Мёд Трава Поле Дни
- Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
- Запишите , оставив между ними место , в 3 столбик.
Мёд сладкий
Трава зелёная
Поле большое
Дни жаркие
- Что обозначают имена прилагательные? ( признаки предметов)
- Задайте вопросы к именам прилагательным.
- Запишите их на месте пропусков.
Мёд (какой?) сладкий
Трава ( какая ?) зелёная
Поле ( какое?) большое
Дни ( какие?) жаркие
- Что же мы выяснили? ( имена прилагательные отвечают на эти вопросы.)
- По какому признаку Гномик Всезнайка разделил слова чертой?
- Имена прилагательные изменяются по числам.
- А как ещё могут изменяться имена прилагательные ? ( по родам, только в ед. числе)
- Определите род у словосочетаний и выделите окончания.
- А как определить род у имён прилагательных?
Вывод : расскажите об имени прилагательном, используя схему.
5. Физминутка.
6. Самостоятельная работа.
- А теперь разделимся на варианты и выполним следующую работу.
- Проверим себя.
У гномика есть друг , а кто он вы узнаете , если выполните задание, которое находится у вас на партах . соедините последовательно числа на рисунке.
- Посмотрите , с кем дружит гномик? ( с зайчиком)
- Всезнайка написал рассказ о своём друге. Прочтите его.
Помогите Всезнайке сделать рассказ о друге более красивым. Как это сделать ? ( Вставить вместо пропусков имена прилагательные)
- Кому трудно подобрать свои имена прилагательные, можете воспользоваться для справок.
Это зверек живёт в лесу. У него уши и хвост.
Шубка у зверька летом , а зимой . Морковь и
капуста – любимое лакомство. Зайка всего боится.
Слова для справок : пушистый ,длинные маленький, серенькая, беленькая, вкусная, хрустящая.
- Проверим , какой текст у вас получился.
-Какова же роль имён прилагательных в нашей речи?
-Выпишите из текста словосочетания имя прилагательное и имя существительное, определите число, род, выделите окончания.( пушистый зверёк ( ед.ч., м.р.), длинные уши ( мн.ч.),Шубка белая, серая ( ед.ч.. ж.р..)., хрустящая капуста ( ед.ч.. ж.р.), Любимое лакомство ( ед.ч.. с.р.).
7 Итог урока. Скоро прозвенит звонок, подводить пора итог.
- Чему учились на уроке?
- Расскажите об имени прилагательном, пользуясь схемой.
9. Оценки.
10. Рефлексия.
- Ребята, у вас на партах лежит лист, на котором есть изображение гномика Всезнайки :
- Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим, у вас хорошее настроение, раскрасьте шапочку у гнома Всезнайки ЖЁЛТОГО ЦВЕТА.
- Вы считаете, что было трудно на уроке, у вас плохое настроение, раскрасьте шапочку у гнома Всезнайки СИНЕГО ЦВЕТА.