Актуализация знаний. Определение темы урока. Прочитайте название темы урока в прописи на странице 50 вверху. «Опасные при письме места» и посмотрите на знаки звуков в рамке. О каких «опасных местах» мы будем говорить? (Для гласных) Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуками в слабой позиции. Какие места для гласных при письме «опасные»? (безударные) Вспомним и объясним, почему безударным гласным звукам, когда пишешь доверять нельзя, нельзя писать, как слышишь. Для этого посмотрите на рисунки и определите выделенные в схемах звуки. Охарактеризуйте их. (В словах салат и сосна одинаковый безударный гласный звук [а].) Найдите в рамке-подсказке, какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в слове салат. (Буквой а.) А в слове сосна? (Буквой о) Можно ли доверять безударному гласному звуку [а]? (Нет.) Почему? (Может обозначаться разными буквами: то а, то о.) Впишите эти буквы в схему и поставьте под условным значком звука и под буквами безударного гласного точки как сигналы «опасности». Обведём слово салат по серому шрифту и впишем безударную гласную, опираясь на рамку подсказку. А теперь обведём слово сосна и впишем безударную гласную, опираясь на рамку-подсказку. Наблюдение за звучанием и написанием слов со звуком [ы] в сильной позиции. Посмотрите на рисунок ниже под словом салат что это? (сыр) Сколько слогов в этом слове-названии? (один) Значит гласный звук, какой? (ударный) Обозначим его на схеме. Есть ли «опасное» место в этом слове? (нет) Впишем букву ы. А на рисунке рядом видим дым. Каким является второй звук в этом слове-названии? (ударный гласный [ы]) Опасное ли это место? (нет) Впишем букву ы. Нахождение «опасных при письме мест». А что скажем о последнем слове-названии. (шип) Произнесите и охарактеризуйте первый звук в этом сочетании (Звук [ш] согласный: твёрдый, глухой.) А следующий за ним ударный гласный звук [ы],он в сочетании ши, в нём буква и пишется по особому правилу. Какому? (Под ударением ши пиши с буквой и) Подчеркнём это сочетание. Впишем наш вывод в схему. Составление алгоритма действий при письме слов с «опасными сочетаниями» Как же надо действовать при письме слов с «опасным сочетанием»? Послушайте слова и хлопните, когда услышите «опасное» сочетание звуков. Смеши, камыши, запиши, малыши, широкий. 1.Произнесли и услышали. 2.А теперь надо определить ударный или безударный звук [ы]. в «опасном» сочетании. Если безударный, то спросить, как пишется слово. 3. А если ударное, то вспомнить, какой буквой в ударном положении обозначается звук [ы]. 4. Записать слово по правилу. Упражнение на вписывание буквы ударной гласной в сочетании ши. Мы выполнили все действия. Осталось последнее – вписать ударное сочетание и подчеркнуть его. Запись под диктовку. Запишем под диктовку предложение Сначала в виде схемы (квази-письмо), а затем письменными буквами. Выпал пушистый снег. Выделите орфограммы. Упражнение на вписывание буквы ударной гласной в сочетании жи. Рассмотрите рисунок. Кто изображён? (Девочка рассматривает красивые снежинки. Собака дрожит от холода.) Произнесите слова снежинки, дрожит, есть ли в них «опасные» сочетания? Ударные ли они? Вспоминаем правило и вписываем сочетания. Впишем в рамку ударное сочетание, которому нельзя доверять. Вот мы и подтвердили привило, открытое на уроке чтения. Потренируемся в его использовании. Впишем нужное сочетание в слова: закружились, закружился. Каллиграфическое упражнение. Обведём по серому шрифту предложение: Дети дружили. Значки справа от него напоминают, что надо подчеркнуть известные правила и поставить точки под безударными гласными и парными согласными по глухости-звонкости на конце слов. Списывание напечатанного предложения. Спишем предложение с предварительной подготовкой и выделением всех известных «опасных» мест. |