Данное мероприятие разработано к уроку по теме "Методы решения творческих задач" (ТРИЗ) для 10 классов, расчитано на 45 минут. Цель – научить учащихся развивать фантазию, выстраивать линейную цепочку ассоциаций, а также научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Средство работы с детьми – педагогический поиск.
Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»
Занятие- не форма, а поиск истины»
Цель – научить учащихся развивать фантазию , выстраивать линейную цепочку ассоциаций, а также научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Задачи :
- дать возможность проявить себя, созидать, творить;
- развивать ассоциативное мышление,
- обучить сравнениям разнообразных систем;
- научить коллективной деятельности;
- формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. (Этому помогут приемы и методы ТРИЗ);
- развивать потребность в познавательной деятельности.
Ход игры
Четыре команды по пять человек
Высший бал 4, затем 3, …2, …1.
Разминка : задание 1
Задания для размышления:
· Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду);
· Как быстро вырасти (изменение во времени)
· Как спасти колобка от лисы? (добавить в тесто гвозди)
"Теремок" : задание 2
Оборудование : карточки окружающий мир (город, деревня) ; музыкальное воспитание (вальс, марш); предметы (машина, стул); живая природа ( снегирь, воробей); математика (треугольник, квадрат).
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий в роли теремка. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня". Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу.
Эта игра алгоритм системного мышления.
1 вариант:
Ведущий – выбрал карточку машину. Д: Тук-тук. Кто в теремке живет? В: Это я, машина. Д: А я стол. Пусти меня к себе жить? В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня. Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
2 вариант:
В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины. Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.
Музыкальное воспитание
(при сравнительной характеристике разных жанров).
1 вариант:
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? В: Это я, марш. А ты кто? Д: А я вальс. Впусти меня к себе. В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, похож на меня, марш. Д: Мы с тобой относимся к миру музыки. Мы оба музыкальные произведения. Мы состоим из нот, которые сложены в мелодию. Мы имеем ритм. Мы оба можем поднимать настроение людям, а дети могут исполнять различные движения.
2 вариант:
Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? В: Это я, марш. А ты кто? Д: А я вальс. Впусти меня к себе. В: Впущу тебя, если скажешь, чем ты, вальс, отличаешься от меня, марша. Д: У вальса более плавная мелодия, нежная, под нее танцуют парами медленно, но можно и быстро. А под марш нельзя танцевать, у него жесткий ритм.
Живая природа и неживая природа.
Похожести у объектов живого мира. Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет? В: Это я, снегирь. А ты кто? Д: А я воробей. Пусти меня к себе! В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря. Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.
Различия у объектов живого мира. Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе! В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся. Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками). Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки. Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.
Математика
(при закреплении геометрических фигур).
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат. Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным. Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе. В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата). Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.
Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.
В игре "Теремок" чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.
Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.
Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.
Ознакомление с окружающим миром.
В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи. Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе. В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку). Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.
Примечание: при желании можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода.
"Раз, два, три… ко мне беги!" : задание 3
Правила игры: Каждый ученик самостоятельно (каждый на себя ) загадывает и пишет какой-либо предмет на карточке. Затем встают на другом конце зала и по определенной установке ведущего подбегают к нему..
"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке написано самолет, птица и т.п.…) Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему.
"Раз, два, три, все, кто живет в поле ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая). Можно использовать задания на функцию объекта.
"Раз, два, три, все кто умеет петь ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио… Интересно использование заданий на временную зависимость. Например: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…
"Раз, два, три, все кто умеет видеть ко мне беги!"
"Раз, два, три, все кто в городе живет ко мне беги!"
"Раз, два, три, все кто излучает свет ко мне беги!"
"Раз, два, три, у кого есть углы ко мне беги!"
«Крокодил» задание 4
Игроки одной команды задумывают слово (которое тоже иногда называют «Крокодил») и выбирают «жертву» — игрока из команды соперников, которому по секрету и сообщают это слово. После этого «жертву» отпускают на свободу, к своей команде, где он пытается объяснить слово. При этом ему разрешается:
использовать жесты и мимику, пляски, прыжки и ужимки;
принимать любые позы;
показывать слово целиком или по частям;
кивать или мотать головой: «да» и «нет»
НО запрещается
писать и рисовать;
произносить слоги и буквы (даже без звука, одними губами);
показывать буквы или передавать буквы языком глухонемых