kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

История старинных вещей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для школ детей с ограниченными возможностями здоровья

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«История старинных вещей»


История старинных вещей.



Цели: познакомить обучающихся с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

- развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок.


Ход мероприятия:


Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь и рассмотришь,

То поймешь, для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.


1 ученик: -Угадайте, что это такое?

Плывет паром, уголь в нем. ( утюг )


Ведущий: Раньше утюги были тяжелые, чугунные. Некоторые утюги перед глажкой ставили на горячую плиту, в некоторые хозяйка клала горячие угли. Они нагревали утюг, и можно было гладить, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь.


2 ученик:- О чем моя загадка?


Спинка есть- брюха нет,

Голова есть, да без мозгов,

Уши есть, да не слышит.

Подвяжешь- идет,

Развяжешь- лежит.


Про этот же предмет говорили:- « Из липы свито дырявое корыто, днем заперто, а ночью открыто». «В лес идет- клетки кладет, из леса идет- перекладывает».( Лапти.)

Подошва лаптя называлась спинкой, передняя часть- головкой, ушками называли вот эти петельки, в которые продевались веревочки, удерживающие лапоть на ноге. Днем лапти на ногах человека- значит, заперты. Ночью же их снимали с ног- вот и открыты. След лаптей похож на клетки: в лес- клетки направлены в одну сторону, а из леса- в обратную. Вот такая удивительная обувь была в старину.

Ведущий:- А еще про лапти говорили: « Весь в крестах, а почета нет». Лапти очень быстро снашивались, становились дырявыми и их выкидывали, а на их месте появлялись новые. За год крестьянин изнашивал до 20 пар лаптей. Хорошо, что и сплести их сумел и материал всегда был под рукой.

Из чего плелись лапти? Из лыка. Лыко- это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала даже такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?».(показ липы.)

Получается, что за лапти не надо было ничего платить, поэтому их носили самые бедные крестьяне, не имеющие возможность приобрести сапоги. Недаром в сказках часто встречаются выражения: « Иван-лапотник», « Иван горемыка из лапотного лыка».

-А как вы думаете, лапти были единственной обувью крестьян? Что еще могли носить в старину? (Сапоги, а зимой-валенки).


3 ученик: Новая посудина, а вся в дырках. Что это?

Ведущий: -Это всем известные корзины. Из чего они сделаны?

Корзины изготовлены из ивового прута.

-Для чего они нужны?

В старину корзины использовались очень часто: с ними ходили в лес, в них собирали оставшиеся в поле колоски, хранили различные мелкие предметы, в специальных корзинах женщины носили полоскать белье. Огромные корзины плелись для деревянных саней и служили коробом для них. В корзинах ямщики перевозили важную почту.

-Скажите, как сейчас до нас доходит почта?( Ответы)

Раньше, когда не было машин, груз перевозили на лошадях. Вот ямщики и занимались перевозкой почты, в том числе и государственной. В корзине возможно, лежали даже грамоты от царя. Эти корзины были с крышкой и запирались на замок.


4 ученик:-Два брата пузатеньких под гору бегут,

Один горбатенький их за вихор держит.


А можно сказать и так:

-Без рук, без ног, на плечи скок,

Ни свет, ни заря пошел со двора. ( Коромысло)


Ведущий: - Для чего служило коромысло? Как его изготавливали?

Коромысло делали из мягкой древесины- липы или сосны. Заготовку обрабатывали, затем опускали в кипяток и сгибали вручную или с помощью специального приспособления. Получалась дуга, похожая на радугу. Такие коромысла были в каждой семье.


5 ученик: - О чем эта история?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре.

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел- ничего не ел,

Сделался стар-пеленаться стал.

А как пал, так и пропал.

Выбросили за окно и собакам не нужен.

Про этот предмет еще можно сказать: «Огня не страшится, воды не боится».


Ведущий:-Эта грустная история про глиняный горшок. Из чего он изготовлен?

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге-кружале изготавливают.( демонстрируется рисунок, где показан гончар за работой), потом продают на базаре.

Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нем варили и щи , и кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым и давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его уже не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.


6 ученик:- У горшка есть соперник, который никогда не бился.

вот про него загадка: Чернец-молодец, в красно золото залез,до смеху хохочет, вылезти хочет.

Ведущий: -Угадали что это? Это чугунок. Он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжелый т.к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Обратили ли вы внимание, что чугунок и горшок имеют одинаковую форму? Кто догадался, почему?

Послушайте загадку: «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит-отдает, а сам в угол идет».( Ухват)

Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок, вот почему они имеют одинаковую форму.


Вот так вещи жили-были и хозяевам служили,

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели

И гордились стариной.


В музее эти вещи можно потрогать, подержать в руках, но надо помнить, что они старинные, во много раз старше вас и обращаться с ними надо бережно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
История старинных вещей

Автор: Лямшева Ольга Викторовна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект интегрированного урока методики изобразительного искусства и русскому языку по теме: «История простых вещей… »"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannogo_uroka_metodiki_izobrazitelnogo_iskusstva_i_russkomu_ia"
    ["file_id"] => string(6) "644933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1706613368"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Исследовательская работа "Из истории простых вещей. Утюг"". "
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-iz-istorii-prostykh-vieshchiei-utiugh"
    ["file_id"] => string(6) "108600"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403779183"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "«Мини-музей» - как форма духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольника. «История старинных вещей»."
    ["seo_title"] => string(80) "mini_muzei_kak_forma_dukhovno_nravstvennogo_vospitaniia_rebenka_doshkolnika_isto"
    ["file_id"] => string(6) "535020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578581584"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект классного часа на тему "Моя семья""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-klassnogho-chasa-na-tiemu-moia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "320310"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461059488"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "«Песнь о вещем Олеге»."
    ["seo_title"] => string(21) "pesn_o_veshchem_olege"
    ["file_id"] => string(6) "518971"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567432754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства