Классный час
«Мои нравственные ценности»
9 «А» класс. Классный руководитель Черкашина Л. М.
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Цель:
Сформировать представление о нравственных ценностях
На конкретных примерах сформировать представление о понятиях «совесть», «доброта», «милосердие», показать их значимость в жизни каждого человека.
Воспитывать культуру поведения.
Сценарий классного часа.
1.Вступительное слово учителя. Притча «Мухи и пчёлы» Однажды у мудреца спросили:
-Почему одни люди добрые и благочестивые, а другие злые и аморальные?
Мудрец ответил:
-Жизненный опыт привёл меня к выводу о том, что существуют две категории людей.
Одна категория людей подобна мухе. Муха имеет обыкновение садиться на грязное. Если даже в саду много благоухающих цветов, но где-то в углу есть навозная куча, то муха усядется на неё ,начнёт в ней копаться, наслаждаясь зловонием и её невозможно бывает отогнать. Если вы спросите муху, где находятся цветы , то она не сможет вам ответить, потому, что она не знает что это такое. Так и некоторая часть людей, подобно мухе, ищут только Зло, не желая искать Добро и жить в нём.
Другая категория людей похожа на пчёл. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Если среди множества нечистот есть хоть один свежий цветок , то пчела выпущенная в этом месте будет искать этот цветок и нигде кроме этого цветка не сядет, потому что помойки её не интересуют, она их просто не замечает. Люди с добрыми помыслами думают о хорошем и видят только хорошее.
У каждого человека есть выбор, к какому типу относиться: к мухам или пчелам.
Почему наш классный час с этой притчи? О чём сегодня мы с вами будем говорить? (прослушать рассуждение учеников).
2. Учитель. Правильно! Мы сегодня будем говорить о человеке. О его характере и поступках, то есть о тех ценностях, которые составляют основу нашей жизни.
Итак, тема нашего классного часа «Мои нравственные ценности».
Что же такое ценность? (слад № 3) Ценность – это все то, что значимо для жизни человека и людей в этом обществе.
Учитель. Ценность это многогранное, которое включает в себя разные черты характера, которые для одного человека важны, а для другого нет. Поэтому эпиграфом к нашему классному часу я предложу вам слова поэта Н. Заболоцкого.
Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Слайд 4)
Давайте сегодня вместе с вами попробуем сотворить свой образ человека, наградив его теми ценностями, которые вы выберите сами, и которые наверняка значимы для вас.
Класс разделён на три группы, им предлагается список ценностей, где каждая группа набирает их определённый набор.
Задание группе № 1. Выбрать те ценности, которые вы бы не хотели видеть в образе нашего героя.
Задание группе №2. Эти черты характера вы хотели бы видеть в образе нашего героя.
В течение времени значимость тех или иных ценностей может меняться. Но есть ценности, которые должны сопровождать человека всю его жизнь. Третья группа должна назвать эти вечные универсальные ценности
Задание группе №3. Назовите вечные универсальные ценности (Слайд 5) (Хитрость, совесть, настойчивость, независимость, креативность, благородство, осторожность, скупость, недоверчивость, лицемерие, милосердие, застенчивость, толерантность, зависть, доброта, патриотизм, жадность, наглость, великодушие, безответственность, честность, доверие, уверенность,.....)
Учитель. (слайд 6) Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Поговорим о совести. Первая группа зачитывает высказывания о совести.
(слайд 8, 9)
Совесть – это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство пробуждающее любовь к истине и добру, отвращение от лжи и зла.
Совесть – самый суровый и неумолимый из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.
Совесть является таким нравственным чувством, которое вложено Богом в душу человека. Совесть делает человека человеком.
Совесть - это голос Бога внутри нас. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести.
Учитель зачитывает «В мире мудрых мыслей» (слайд 10)
В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) ;
Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау);
Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными. (Ж. Ж. Руссо)
Притча о старушке, которая собирала стёкла на пляже (слайд 11, 12, 13) В одной из стран жила одна старушка. В течение многих лет она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона, проводя под лучами палящего солнца весь день. Люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, но никто не решался её спросить об этом, боясь обидеть старушку.
Как вы думаете, что она искала в песке в такую жару?
Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.
Ваше мнение. О каких ценностях говорится в этой притче? (сострадание, доброта)
Вторая группа зачитывает высказывание о доброте. (слайд )
Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
К свойствам доброты относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, бескорыстие .
Слово предоставляется ученику, который зачитывает стихотворение Льва Ошанина
«Волжская баллада» Лев Ошанин
Третий год у Натальи тяжелые сны, Третий год ей земля горяча — С той поры как солдатской дорогой войны Муж ушел, сапогами стуча. На четвертом году прибывает пакет. Почерк в нем незнаком и суров: «Он отправлен в саратовский лазарет, Ваш супруг, Алексей Ковалев». Председатель дает подорожную ей. То надеждой, то горем полна, На другую солдатку оставив детей, Едет в город Саратов она. А Саратов велик. От дверей до дверей Как найти в нем родные следы? Много раненых братьев, отцов и мужей На покое у волжской воды. Наконец ее доктор ведет в тишине По тропинкам больничных ковров. И, притихшая, слышит она, как во сне: — Здесь лежит Алексей Ковалев.— Нерастраченной нежности женской полна, И калеку Наталья ждала, Но того, что увидела, даже она Ни понять, ни узнать не могла. Он хозяином был ее дум и тревог, Запевалой, лихим кузнецом. Он ли — этот бедняга без рук и без ног, С перекошенным, серым лицом? И, не в силах сдержаться, от горя пьяна, Повалившись в кровать головой, В голос вдруг закричала, завыла она: — Где ты, Леша, соколик ты мой?! — | Лишь в глазах у него два горячих луча. Что он скажет — безрукий, немой! И сурово Наталья глядит на врача: — Собирайте, он едет домой. Не узнать тебе друга былого, жена,— Пусть как память живет он в дому. — Вот спаситель ваш,— детям сказала она,— Все втроем поклонитесь ему! Причитали соседки над женской судьбой, Горевал ее горем колхоз. Но, как прежде, вставала Наталья с зарей, И никто не видал ее слез... Чисто в горнице. Дышат в печи пироги. Только вдруг, словно годы назад, Под окном раздаются мужские шаги, Сапоги по ступенькам стучат. И Наталья глядит со скамейки без слов, Как, склонившись в дверях головой, Входит в горницу муж — Алексей Ковалев — С перевязанной правой рукой. — Не ждала? — говорит, улыбаясь, жене. И, взглянув по-хозяйски кругом, Замечает чужие глаза в тишине И другого на месте своем. А жена перед ним ни мертва ни жива... Но, как был он, в дорожной пыли, Все поняв и не в силах придумать слова, Поклонился жене до земли. За великую душу подруге не мстят И не мучают верной жены. А с войны воротился не просто солдат, Не с простой воротился войны. Если будешь на Волге — припомни рассказ, Невзначай загляни в этот дом, Где напротив хозяйки в обеденный час Два солдата сидят за столом. |
О каком качестве души это стихотворение (милосердие) Высказывание о милосердии зачитывает третья группа. (слайд15)
Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности.
Слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.
Учитель. Но мир и человек не так идеален, как мы его представили. В мире достаточно слёз, боли, горя, разочарований (слайд «Ящик Пандоры», 16) Что выбрать? Задумайтесь над заключительной притчей.
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет:«Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»
5