- Да, речь пойдет о нецензурной брани в нашей речи. - А вы при общении друг с другом часто сталкиваетесь с этой проблемой? ( ответы детей) 1.- Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание. Вам необходимо разделиться на две группы и выполнить следующее: – Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека” (Дети пишут, а затем прочитывают слова). - Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость. - А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать. (Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова). - Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы? (Выслушиваем ответы детей). – Когда вам бывало стыдно? ( Ответы детей). –Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд - это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности. - Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек. – А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей). - Сегодня мы поговорим о стыде перед словом. 2. - А вы знаете, что мат наши предки практически не употребляли, а ведь они были людьми не глупыми. Почему же мы сами перерубаем корни со своими предками, становимся не лучше, а хуже их. Специалисты по истории языка провели интересное исследование и сделали следующий вывод. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил отца своего и женился на своей матери. С тех пор и пошла у нас матерная брань. У русских славян считалось грехом бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребёнка, которого обругали “чёрным” словом с упоминанием чёрта, дьявола, ведьмы, демона могли унести по поверью злые силы. Нельзя было браниться в доме при иконах, при печке (по поверью этого не выносил домовой). Боясь лешего, не бранились в лесу, Это же относилось к полю, реке и озеру – ведь у каждого из них был свой хозяин (покровитель). Провинившимся он насылал болезни и немощи. В дом, где бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище. - Такие слова указывают на то, что по естественному чувству стыда скрыто от чужих глаз: детородные органы, интимная жизнь человека. Не кажется ли вам, что своими словами вы сами выставляете все это на показ? -А теперь рассмотрим, как к этой проблеме относятся другие специалисты. -Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии. Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость; Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Но нужны ли вам такие компании? Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится. Третья стадия, человек привыкает к этим словам, ему уже не стыдно употреблять их. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова. - Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер. Раз –подняться на носки и улыбнуться, Два – руки вверх и потянуться, Три – согнуться, разогнуться, Четыре – снова все начать, Пять – поглубже всем вздохнуть, Шесть – на пояс руки ставим, Семь – повторы туловища начинаем, Восемь – столько раз приседаем, Девять – потягиваемся и отдыхаем, Десять – дальше продолжаем. 3. - И людей, подобных герою стихотворения Анатолия Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. Дикарь Я видел нынче дикаря И говорил с ним даже, Но, откровенно говоря, О нём всего не скажешь. Пусть лексикон дикарский пуст, – Зато как речь цветиста: Что шаг, то мат слетает с уст Такого “шаг-матиста”. Сказать лишь можно, что с лица И не дикарь он вовсе: Не носит он в носу кольца Монет в ушах не носит. Но передать его язык Поэт не правомочен: В таком бы случае мой стих Был сплошь из многоточий. А надо, что ни говори, Пресечь их брань вначале – Пресечь, покуда дикари Совсем не одичали! Вы догадались: речь идёт Опять про мат и матик, Про речь, которую ведёт Подобный “мате-матик”. - А у нас в школе много таких дикарей? -Ребята как нам избавляться от сквернословия? (Дети высказываются) -Представьте себе такую ситуацию, президент России поручил нам составить правило для молодежи «Как избавиться от сквернословия?» (Дети высказываются) -А что если нам начать с себя? (Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу). - Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. - Возьмем это правило за основу для общения в своей группе. - Для себя мы правило вывили и постараемся его выполнять. Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать? (Выслушиваем мнение ребят). –А знаете, сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. 4. - Активисты акции - студенты и молодые журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например: -Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! -Наше условие - долой сквернословие! - Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске. (Воспитатель раздает ватманы и маркеры). (Дети выполняют задание, звучит музыка. По окончании они читают свои лозунги.) - Молодцы, дети, мне очень понравились ваши лозунги. - Теперь давайте подумаем, где их разместить? (Определяемся с размещением). Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь, как бы ни пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы понимаем, что мат непристоен, но ведь это еще и социальное зло. |