Просмотр содержимого документа
«Положительные качества человека»
Тема: «Положительные качеств человека»
Цель:вызвать стремление у подростков развивать положительные качества.
Вводная беседа. Сегодня мы постараемся выделить с вами качества, которые необходимы человеку.Качества — характеристика свойств, сущности человека. .
Выберите те качества, которые, по-вашему, наиболее присущи юности, зрелому возрасту. Разделите выделенные качества на положительные и отрицательные: бестактность, скупость, максимализм, уважение к другим, нетерпимость, хамство, раздражение, занудство, лицемерие, правдивость, искренность, вспыльчивость, любезность, кокетство, мужество, стеснительность, общительность, мудрость, скромность, тщеславие, расточительность, бережливость, хвастовство, жестокость, сдержанность, доброта, честность, справедливость, скупость, бескорыстие.
Отрицательные качества образуют пороки человека, положительные ведут к добродетели.
Добродетель есть особый строй души, позволяющий сохранить достоинство в отношении себя и других.
Прочитайте изречения и попробуйте определить, из чего складывается добродетель?
Что еще вы могли бы дополнить?
Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла.
А делать ближним добро — это делать то, чего желал бы самому себе.
(Древнеиндийское изречение) Любовь к родителям — основа добродетели.
(И. Радищев)
Справедливость — высшая из всех добродетелей.
(Цицерон)
Бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей.
(М. Сервантес)
Вежливость — первая и самая приятная добродетель.
(Д. Локк)
Считаете ли вы себя добродетельными людьми?
Может ли человек прожить без добродетели?
Что несет человеку (человечеству) ее отсутствие?
Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть хорошими людьми.
(Аристотель)
-Меняется ли человек с годами? Почему? Что свойственно каждому возрасту? Есть ли общее между детством и юностью, юностью и молодостью, молодостью и зрелостью, зрелостью и старостью, старостью и детством?
Каждому возрасту присущи свои особенности.
(Цицерон)
2) Основная часть.
Раздается материал подросткам — «Особенности возраста».
Прочитайте материал. Какой из прочитанного можно сделать вывод?
-Постарайтесь назвать хоть одно качество, с которым человек рождается на свет.
Какие качества мы приобретаем в процессе воспитания и самовоспитания?
Достаточно ли для развития личности развития одного какого-либо качества?
Какие качества не совместимы в человеке?
Пять свойств
Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим иль нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Все это усвой — и храни от вора. (И. Гете)
Дайте определение трех-четырех качеств и подумайте, каково их происхождение. Расскажите, как можно развить эти качества. Подумайте, какие качества вы хотели бы развить в себе? А какие качества хотели бы видеть в окружающих? Запишите их в два столбика и сопоставьте. Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, какие черты человек хочет воспитать в себе и какие он хочет видеть в других людях. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развить в себе качества:
*уверенности, решительности 46% опрошенных;
*выдержки, уравновешенности 30%;
*целеустремленности, силы воли 30%;
*терпимости 12%;
*доброжелательности 10%.
А вот окружающим людям все хотели бы добавить:
*доброты, человечности 50% опрошенных;
*честности, порядочности 30%;
*взаимопонимания, сочувствия 22%; терпимости
*терпимости - 16%; *альтруизма, щедрости -12%
К какому выводу приводят нас ученые? Люди желают себе больше твердости, а окружающим — больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы «твердой поступью» идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность и напряжение. Дождаться от других желанной мягкости не помогут нам ни решительность, ни целеустремленность. Любовь и понимание силой не вырвать. Иногда их можно получить как подарок — от людей добрых по натуре. Но поскольку природа не всегда шедра, лучше следовать одному из правил высокой психологической культуры: пожелай себе того, чего желаешь другим. Вы чувствуете дефицит доброты в окружающих — значит, нужно быть добрее самим. Вас не понимают- постарайтесь понять других. Ощущаете вокруг себя недостаток – станьте честными сами.