Оборудование: свеча, карточки для игры, распечатка "Пятьдесят способов сказать "нет" в ситуации наркотической провокации", DVD.
Музыкальное сопровождение по выбору ведущего
Ход тренинга
Ведущий:
Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи.
Притча «Всё в твоих руках»
Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: "Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: "Живая бабочка или мертвая?" - Если маг ответит: "Живая", - я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось". Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: "Живая бабочка или мертвая?" На что маг ответил мудро: "Все в твоих руках".
Ведущий:
Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут? Предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Через одну - две минуты один ученик от каждой группы выскажет общее мнение ребят.
(Во время обсуждения вопроса звучит тихая музыка.)
Ведущий: Обсуждение закончилось. Итак, вы готовы обнародовать свое мнение? Отлично! Пожалуйста, вам слово.
Ответы учеников:
- сопереживание, доброта, милосердие;
- благодарность, мужество, любовь к Родине;
- честность, порядочность, справедливость;
- дружба, любовь, общение.
Ведущий: Молодцы! Вы назвали те ценности, без которых нам не прожить. Приятно сознавать, что общение для вас тоже очень важно. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения".
Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.
А теперь представьте, что всех этих ценностей лишен человек, пристрастившийся к наркотикам, алкоголю, табаку. Мрачная и темная у него дорога. Ни одного огонька на его пути.
Как вы считаете, почему он выбрал такой незавидный жизненный путь?
Ответы учеников:
- не привык ни в чем себе отказывать;
- он вырос безвольным человеком;
- вероятно, у него не было настоящих друзей, которые помогли бы его предостеречь от дурных поступков;
- ему с детства не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо.
И сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Отказ". В ситуации, предложенной вам, нужно придумать как можно больше аргументов для отказа. У вас на столах есть лист бумаги, на котором записаны пятьдесят способов ответа "нет", (См. Приложение) Их вы можете использовать в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации. Через пять минут каждая группа проиграет подобную ситуацию перед остальными участниками. Один ученик играет роль "уговаривающего", а другой - "отказывающегося". Представитель группы подходит к столу и выбирает листок с заданием обыграть ту или иную ситуацию. А затем вы приступаете к обсуждению.
(Во время обсуждения звучит тихая музыка.)
Ведущий:
Давайте послушаем, как можно отказаться от плохого предложения.
1 ситуация: Одноклассник (сосед) просит достать для него наркотик.
- Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать.
- Хочу. Но если это связано с наркотиками, я - пас. Не хочу неприятностей.
- Да какие неприятности? Там делов-то: сходить в одно место и достать дозу.
- Нет, спасибо, у меня и так хватает проблем с родителями.
- Да никто же не узнает.
- А почему ты сам не хочешь?
- Я не могу, занят.
- Сходишь, когда освободишься. А вообще-то советую тебе не загрязнять свой организм наркотиками.
- Подумаешь, какой умный.
2 ситуация: Одноклассник (сосед) предлагает попробовать сигареты за "компанию".
- Эй, друган!
- Чего тебе?
- Есть закурить?
- Не курю.
- А у меня есть. Давай покурим.
- Я же сказал, не курю.
- Никогда не поздно начать.
Никогда не поздно и бросить.
- Да ладно тебе, пошли, оторвемся, "косяк" забьем. Пошли, не пожалеешь.
- Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку.
- А что здесь?
- Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому.
- Спасибо, я таких вещей остерегаюсь.
- Чего ты испугался? Слабо что ли?
- Нет, я не испугался. Просто не хочу неприятностей.
4 ситуация: Одноклассник (сосед) требует у тебя какую-то сумму денег.
- Вера, у тебя есть деньги?
- Что, опять пацаны требуют?
- Да, сил моих больше нет. В школу из-за этого ходить не хочу. На каждом углу караулят. Что делать?
- По-моему, без помощи взрослых здесь не обойтись. Расскажи родителям или учителям. Они что-нибудь придумают.
- Я, наверно, действительно все расскажу маме.
Ведущий: В этой сценке как такового ответа "нет" не прозвучало, но подразумеваемый отказ в последней реплике все-таки присутствует. Все ребята прекрасно сыграли свои роли. Спасибо
Как-то У. Шекспир сказал: “Наша личность – это сад, а наша воля – его садовник”
Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, малоподвижный образ жизни – наносят большой вред человеку, его физическому, психическому и нравственному здоровью. Вредные привычки – это лишь первый этап опасного пути, за ним всегда будет второй – серьезные болезни, снижение жизненного тонуса и отсутствие жизненного успеха. Каждый человек вправе сам выбрать нравственные ориентиры. Выбор здорового образа жизни, выбор дальнейшего своего развития.
Предлагаю оставить индивидуальную характеристику полезных и вредных привычек. Составление таблицы “Мой выбор”.
Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить, жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе. Она хрупкая и беззащитная, ведь стоит дунуть, и она погаснет.
Недаром свеча считается символом жизни. Ведь жизнь, словно огонь, будет угасать, если ее не подпитывать, если в ней нет чего-то очень важного, значительного. Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут?
Нам хочется передать свечу своим одноклассникам как символ яркой красивой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу!
(Передает свечу первой группе.)
1 группа: Пусть ее огонь помогает бороться со злом! (Передает свечу второй группе.)
2 группа: Пусть нас окружают добрые и верные друзья! (Передает свечу третьей группе.)
3 группа: Пусть все мы будем счастливыми! (Передает свечу ведущему.)
Ведущий:
Пусть сбудутся все наши мечты! Спасибо вам за ваши светлые мысли. Я вижу, что настроение у всех просто отличное. Вот мы и убедились, что настроение зависит от нас самих.
Рефлексия:
Наличие негативной привычки имеет негативные последствия.
Вредные привычки лучше не приобретать.
Если они есть, то сегодня не поздно от них отказаться.
В борьбе с вредными привычками нужна сила воли.
Полезные привычки – залог счастливой устроенной жизни.
Полезные привычки помогают сохранить здоровье.
Вредные привычки наносят здоровью человека вред.
Народ негативно относится к вредным привычкам.
Приложение
Пятьдесят способов сказать «нет»
в ситуации наркотической провокации
Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
Я больше в этом не нуждаюсь.
Я не курю.
Непохоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
Я не собираюсь засорять организм.
Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
Не сегодня или не сейчас.
Я думаю, что мне это не стоит начинать до тех пор, пока я не буду иметь свои деньги.
Нет, не хочу неприятностей.
Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
Мои родители меня убьют.
Я таких вещей боюсь.
А почему, как ты думаешь, это называется дурманом?
Как-нибудь в другой раз.
Эта дрянь не для меня.
Нет, спасибо.
Если тренер узнает, он заставит меня бегать 20 кругов.
В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев (два года и т.д.).
Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой.
Ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и т.д.).
Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
Не думаю, что они достаточно об этом знают.
Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено по возрасту законом.
Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.
Я за витамины.
Нет, спасибо, препаратов не хочу.
Я и без этого прекрасно себя чувствую.
Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо подготовиться.
Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция.
Я вчера поздно лег спать, у меня и без того глаза красные.
Нет, я за рулем.
Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и слышал, что дым вредит легким.
Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет.
Эти химические радости не для меня.
Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
Мне не хочется умирать молодым.
Нет, я и так много воюю с родителями.
Нет, когда-нибудь я захочу иметь здоровую семью.
Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
Я хочу быть здоровым.
Это мне ничего не дает.
Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза.
Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют.
У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду учить.
Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.).
Меня все еще контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а это было два года назад.